Программа «Фортепиано»

Обучение детей игре на фортепиано – это идеальный вариант для знакомства с музыкой, ведь фортепиано – это самый распространенный и универсальный инструмент. Игра на фортепиано благоприятно влияет на успеваемость в общеобразовательной школе, тренирует память, развивает внимательность, терпение и расширяет кругозор.

 

Обучение игре на фортепиано развивает абстрактное мышление, благотворно сказывается на нервной системе и повышает интеллект.

 

Актуальность предлагаемой программы определяется потребностью социума – желанием со стороны детей и их родителей (законных представителей) заниматься музыкальным искусством

Педагоги

Паутова Виктория Юрьевна, преподаватель высшей квалификационной категории, заведующая отделением фортепиано.

 

Награды:

  • Благодарность Законодательного собрания Новосибирской области
  • Почётная грамота Законодательного собрания Новосибирской области
  • Почётная грамота Главы Доволенского района Новосибирской области
  • Диплом Лауреата конкурса «Золотая книга культуры Новосибирской области» в номинации «Верность признанию»

Содержание программы

Специальность и чтение с листа:

  • 1-6 класс - 2 часа
  • 7-8 класс - 2,5 часа

Ансамбль:

  • 4-8 класс - 1 час

Концертмейстерский класс:

  • 7-8 класс  - 1 час

Хоровой класс:

  • 1-3 класс  - 1 час
  • 4-8 класс - 1,5 часа

Сольфеджио:

  • 1-8 класс  - 1,5 часа

Слушание музыки:

  • 1-3 класс - 1 час 

Музыкальная литература:

  • 4-7 класс  - 1 час
  • 8 класс - 1,5 часа

Предмет по выбору (фортепианный ансамбль, аккомпанемент, синтезатор, музицирование)

  • 2-8 класс 1 час

Цели программы

Целью реализации программы «Фортепиано» в соответствии с ФГТ является целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения программы музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

 

В ходе реализации программы «Фортепиано» решаются следующие задачи:

 

Предметные:

  • выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте и подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
  • приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
  • воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования.

 

Личностные:

  • воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
  • формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
  • формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
  • воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
  • формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

 

Метапредметные:

  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
  • овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
  • выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата

Результат программы

 

В области музыкального исполнительства:

  • знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;
  • знания музыкальной терминологии;
  • умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;
  • умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
  • умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
  • умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;
  • умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных или инструментальных музыкальных произведений;
  • навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;
  • навыков подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах;
  • первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
  • навыков публичных выступлений.

 

В области теории и истории музыки:

  • знания музыкальной грамоты;
  • знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
  • первичные знания в области строения классических  музыкальных форм;
  • умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
  • умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
  • навыков восприятия элементов музыкального языка;
  • сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;
  • навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;
  • навыков анализа музыкального произведения;
  • навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
  • навыков записи музыкального текста по слуху;
  • первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

 

Результатом освоения программы «Фортепиано» с дополнительным годом обучения является приобретение учащимися следующих компетенций в предметных областях:

 

В области музыкального исполнительства:

  • знания основного фортепианного репертуара; 
  • знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;
  • умения исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями.

 

В области теории и истории музыки:

  • первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;
  • первичные знания и умения в области элементарной теории музыки (знания основных элементов музыкального языка, принципов строения музыкальной ткани, типов изложения музыкального материала, умения осуществлять построение интервалов и аккордов, группировку длительностей, транспозицию заданного музыкального материала);
  • умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;
  • наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур);
  • навыков сочинения и импровизации музыкального текста;
  • навыков восприятия современной музыки

Особые условия проведения

Обязательным условием для обучения является наличие музыкального инструмента у ребёнка

Материально-техническая база

Материально-техническая база Учреждения соответствует требованиям СанПин, пожарной безопасности, нормам охраны труда.

 

Для реализации программы в Учреждении имеются в наличии:

  1. учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий со специальным учебным оборудованием (столами, стульями, шкафами, зеркалами, стеллажами, хореографическим станком, специальным напольным покрытием, музыкальными инструментами, звуковой и видеоаппаратурой);
  2. актовый зал с двумя роялями;
  3. звукотехническое оборудование;
  4. мультимедийная техника;
  5. библиотека;
  6. необходимое оборудование для проведения занятий по РПУП «Предмет по выбору (синтезатор)» составляет наличие клавишных синтезаторов моделей:
  • «YAMAHA –PSR» −710 – 1 шт;
  • «YAMAHA S 430» – 1 шт;
  • стойки для клавиш – 2 шт.

 

Учебные аудитории оформлены наглядными пособиями. Учебные кабинеты, предназначенные для проведения музыкально-теоретических занятий оснащено фортепиано, аудио- и видео оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами и шкафами), оснащены дидактическими материалами.

 

В МКОУ ДО Доволенской ДШИ созданы условия для содержания, обслуживания музыкальных инструментов и ремонта учебного оборудования