Программа «Финансовая грамотность»

Актуальность определяется необходимостью экономического образования обучающихся в современных условиях рыночной экономики. Сегодня заказ российского общества в сфере образования ориентирован на подготовку поколения с принципиально новым экономическим образом мышления, которое должно помочь будущим выпускникам школ успешно адаптироваться в мире рыночных отношений и наиболее эффективно использовать свой жизненный потенциал.

 

 

В связи с развитием рыночных отношений важное значение приобретает проблема формирования личности учащегося, способного принимать взвешенные решения, находить рациональные пути в условиях выбора.

 

 

Программа составлена с учетом уровня общегуманитарной, психологической подготовки, а также специфики подросткового восприятия. Основной акцент делается на изучение различных видов и форм экономической и финансовой деятельности, формирование навыков самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях, сознательного выбора дальнейшего экономического образования и профессиональной деятельности, овладение элементарными, но необходимыми навыками компетентного потребителя финансовых услуг.

 

 

Отличительная особенность программы  заключаются:

  • в двухслойном содержании образования, представляющем системное соединение содержания финансовой грамотности с одной стороны, и учебной проектной деятельности учащихся, – с другой стороны;
  • в интерактивной форме обучения в виде финансовых боев, проектных кейс-игр.

 

 

Данные формы включают в себя проектную командную деятельность, имитационно-ролевые игры, круглые столы, публичные выступления и оппонирование, групповую и индивидуальную учебную рефлексию.

Педагоги

Рудер Елена Ивановна, педагог дополнительного образования. Образование высшее, НГПИ. Педагогический стаж работы - 38 лет.

 

Повышение квалификации:

  1. "Методика преподавания основ финансовой грамотности в условиях реализации ФГОС", 72 часа, ООО "Мультиурок", 2020 год.

Расписание

Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу (60 минут) с 10 минутным перерывом

Содержание программы

Программа реализуется с 01.04.2021г. по 31.05.2023г., рассчитана на 68 часов.

 

1 год обучения:

  1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности - 1 час
  2. Управление денежными средствами семьи - 12 часов
  3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата - 10 часов
  4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду - 10 часов
  5. Заключительное занятие - 1 час

 

2 год обучения:

  1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности - 1 час
  2. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни - 8 часов
  3. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов - 8 часов
  4. Риски в мире денег: как защититься от разорения - 8 часов
  5. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления - 8 часов
  6. Заключительное занятие - 1 час

Цели программы

Сформировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.

 

 

Задачи:

Образовательные (предметные):

  • понимать основные принципы экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
  • понимать и правильно использовать экономические термины;
  • освоить приёмы работы с экономической информацией, её осмысление;
  • проводить простые финансовые расчёты;
  • применять полученные знания и умения для решения типичных задач в области семейной экономики: знать источники доходов и направления расходов семь, уметь составлять простой семейный бюджет;
  • знание направления инвестирования и способы сравнения результатов на простых примерах;
  • делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения.

 

 

Личностные:

  • формировать ответственность за принятие решений в сфере личных финансов;
  • пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности;
  • понимать принципы функционирования финансовой системы современного государства;
  • понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
  • понимать права и обязанности в сфере финансов.

 

 

Метапредметные:

  • сформировать умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
  • овладеть умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;
  • овладеть умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;
  • сформировать умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
  • уметь осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;
  • сформировать коммуникативной компетенции:  вступать в коммуникацию со сверстниками и педагогом, понимать и продвигать предлагаемые идеи;
  • анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.

Результат программы

В результате реализации программы учащиеся будут:

 

Знать:

  • историю денег;
  • основные принципы экономической жизни общества;
  • экономические термины;
  • простые финансовые расчёты;
  • источники доходов и направления расходов семьи;
  • направления инвестирования и способы сравнения результатов на простых примерах;

 

 

Уметь:

  • составлять простой семейный бюджет;
  • анализировать проблему и планировать свои действия;
  • осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;
  • участвовать в коллективной деятельности.

 

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • устойчивая мотивация к изучению финансовой грамотности;
  • способность к саморазвитию, познанию и стремления к творческому росту;
  • логическое мышление, память, внимание, трудолюбие, усидчивость, целеустремленность  и доброжелательность;
  • ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
  • активная жизненная позиция.

Особые условия проведения

Занятия проводятся с учащимися МКОУ Михайловской ООШ

Материально-техническая база

  • Учебный кабинет;
  • Компьютер с выходом в интернет, проектор, экран;
  • Методическая литература и литература по финансовой грамотности;
  • Иллюстративный и дидактический материал.

     

Стоимость

Программа реализуется за счёт средств местного бюджета, в рамках муниципального здания учреждения