Программа «Юный лесовод»

Актуальность программы  обусловлена тем, что   в век научно-технического прогресса, когда в эксплуатацию вовлекаются все большее количество природных ресурсов, охрана природы является одной из острейших проблем современности, поэтому каждому члену нашего общества необходимы знания естественных законов природы, экологических факторов и науч­ных основ правильного взаимоотношения человека с природной средой. Основное внимание в этом процессе акцентируется на целостном и междисциплинарном подходе к развитию у детей и молодежи знаний и умений, необходимых для практической лесохозяйственной деятельности, а также по улучшению качества окружающей природной среды.

Программа «Юный лесовод» является одним из вариантов экологического воспитания и образования в сфере дополнительного образования детей.

Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности формирования личности учащегося, предоставлении ему возможности для самореализации посредством знакомства с видовым разнообразием лесных экосистем, изучения взаимоотношений человека с окружающей средой, в том числе и в рамках традиционной культуры, а также включения его в практическую лесоводческую деятельность.

Процесс осмысления целесообразности норм и правил поведения в лесу, познания нравственных ценностей способствует приобретению учащимися определенного опыта в решении лесохозяйственных, экологических, социальных и экономических задач.

Отличительная особенность программы от других программ,заключается в том, что при ее разработке учитывается региональный компонент, полученные знания учащиеся могут применять в конкретной практической работе по лесоведению  через активное сотрудничество с Чановским лесничеством.

Содержание программы направлено на:

- формирование гражданской позиции и экологической ответственности за благополучие лесных экосистем и иной       природной среды «своей малой родины»;

- осознание вопросов гармоничного существования человека и лесных экосистем (лесохозяйственной целесообразной деятельности, сознательного соблюдения нравственных принципов и правовых норм, ответственное и бережное отношение к окружающей природной среде);

- получение необходимых знаний о лесе, об окружающей природной среде, целостных представлений о популяциях основных лесных видов, биоценозах, , необходимости и значимости охраны, защиты, воспроизводства лесов и их рационального использования;

Новизна  программы  заключается в том,  что при обучении по  программе,  предусмотрено активное вовлечение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность через личностное познание родного края - экскурсии, практические задания по изучению местного лесного биоценоза, влияния антропогенного воздействия человека на лес, проведение опытно-исследовательской деятельности.

Участники программы

Программа адресована  учащимся подросткового возраста 14-16 лет. Состав группы до 15 человек. Группы могут быть как одновозрастные, так и  разновозрастные.

Значительное место  в программе  «Юный лесовод» отводится расширению базы знаний в области лесоведения, выявлению склонностей и способностей  подростков к познавательной, исследовательской, природоохранной деятельности.     

Обучение   по программе способствует психическому развитию учащихся,  их интеллектуальных, творческих способностей, воображению, фантазии,  индивидуальных качеств личности, а также удовлетворению потребности  в области познания окружающего мира, характерных для  подростков.   

Исследовательская, опытническая  деятельность, обладает широким творческим потенциалом, формирует у учащихся системность и глубину знаний, развивает критическое мышление, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу,  самоорганизации, самоконтролю и самооценке, формирует у подростков умение аргументировать свою позицию, отстаивать свою точку зрения, быть самокритичным.

Индивидуальная деятельность на занятиях, создание  фото и видео материалов, их презентация помогает подросткам самоутвердиться, «завоевать» признание, расположение  среди сверстников, развивает уверенность в себе, а также вырабатывает у них  способность понимать красоту и самим создавать ее. Групповая деятельность способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению обучающихся.

Участие в экскурсиях, экологических акциях, обогащает социальный опыт, учит деловитости, настойчивости, содействует формированию адаптивных навыков к различным условиям пребывания, умению преодолевать трудности, достойно переживать успехи и неудачи, воспитывает уверенность в своих силах, развивает коммуникативные способности, умение жить в коллективе, а также  лидерские качества обучающихся

Педагоги

Мазурина Оксана Ивановна, педагог дополнительного образования МБУДО ДЮЦ "Гармония" Чановского района

Новосибирской области.

Руководитель клуба "Зеленый мир" на базе МБОУ Чановская СШ №2.

Образование высшее. Окончила НГПУ в 1998 году по специальности учитель-географии.

Имет высшую квалификационную категорию. Общий педагогический стаж-27 лет

 

 

Расписание

Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Продолжительность одного академического часа – 40 минут.

Перерыв между занятиями – 10 минут.

Расписание занятий: 1 группы - вторник, четверг 15-00 -15-40,

2 группы - среда,пятница 15-00 -15-40

Содержание программы

1. Введение в образовательную программы «Юный лесовод». Инструктаж по ТБ. - 2 часа.

2. Лес -основной компонент окружающей среды и богатство родного края - 8 часов.

3. Леса Новосибирской области, их экологическое и  хозяйственное значение  - 4 часа.

4. Знакомство с работой Чановского лесничества - 4 часа.

5. Основы лесоведения. Лесные ярусы -10 часов.
6. Дендрология. Основные лесообразующие породы - 10 часов.
7. Лесоводство  –  наука  о  жизни леса. Виды рубок в лесу - 10 часов.

8. Лесная таксация. Главнейшие таксационные признаки насаждения. План лесонасаждения - 2 часа.

9. Возобновление леса –естественное и искусственное - 10 часов.

10. Способы выращивания лесного посадочного материала.Семенное и вегетативное размножение - 18 часов.
11. Охрана лесов от пожаров. Причины и виды лесных пожаров - 10 часов.

12. Вредители и болезни леса и меры борьбы с ними - 8 часа.
13. Лесные звери и птицы и их роль в лесной экосистеме -  8 часов.
14. Грибы, ягоды, лекарственные растения леса - 8 часов.
15. Методы исследования лесных экосистем - 4 часа..
16. Планирование исследовательской деятельности (этапы работы) -4 часа.
17. Опытно-исследовательская деятельность -12 часов.
18. Итоговое занятие. Диагностическая работа - 4 часа.
 

 Итого:144 часа

Цели программы

Цель программы: Формирование экологической, лесохозяйственной грамотности, познавательной активности в области использования,охраны и воспроизводства лесов родного края.

 

Задачи программы

Обучающие:

- освоение  теоретических знаний и  представлений о лесоводстве как науке, о  деятельности лесничеств;

- развитие устойчивой мотивации к решению актуальных задач по  сохранению и  воспроизводству лесных ресурсов;

- освоение знаний о лесе как природном биоценозе;

- овладение теоретическими и прикладными знаниями в области  лесоведения,    охраны  лесов и лесных сообществ.

Развивающие:

- развитие  самостоятельности и инициативы при выполнении практических, опытных  и исследовательских работ;

- формирование трудовых навыков и  социальной активности через участие  в   природоохранных  мероприятиях;

- формирование умений работать с различными источниками информации;

- развитие навыков опытно-исследовательской деятельности;

- формирование умений проводить наблюдения, эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи

Воспитание:

- воспитание любви, бережного отношения к лесу, его обитателям, ответственность за их судьбу;

- воспитание экологической культуры, овладение нормами поведения в природе;

- формирование социально активной, ответственной, высоконравственной творческой личности средствами экологии

Результат программы

Предметные:

- развитие устойчивой мотивации к решению актуальных задач по  сохранению и воспроизводству лесных          ресурсов;

- освоение знаний о леса как природном биоценозе;

- овладение теоретическими и прикладными знаниями в области  лесоведения,  охраны  лесов и  сообществ;

- овладение нормами поведения  в природе;

- пропаганда знаний о лесе и его обитателях.

Метапредметные результаты:

- формирование умений работать с различными источниками информации;

- развитие навыков опытно-исследовательской деятельности;

- формирование умений проводить наблюдения, эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- организация  своей учебную деятельности, определение цели работы, постановка  задач, планирование  и определение последовательности действий, прогнозирование результатов работы.

  Личностные результаты:

- освоение теоретических знаний и представлений о лесоводстве как науке, о деятельности лесничеств;

- формирование трудовых навыков и  социальной активности через участие в природоохранных мероприятиях;

- воспитание любви, бережного отно­шения к лесу, его обитателям, ответственность за их судьбу;

- развитие  самостоятельности и инициативы при выполнении практических, опытных и исследовательских работ.

Учащиеся получат знания о:

•  значении леса в жизни человеческого общества;

•  о основных лесохозяйственных понятиях и терминах;

•  видах рубок леса;

•  способах выращивания лесного посадочного материала;

•  способах восстановления леса;

•  способах охраны лесов от пожаров;

•  лесных обитателях, их роли в развитии леса;

•   грибах, ягодах и лекарственных растениях леса;

•   методах исследования  в природе.

Учащиеся овладеют умениями:

•  работать с таксационными описаниями лесов и лесохозяйственными картами;

•  определять древесные породы по листьям, хвое, шишкам, семенам, по коре с помощью определителей коллекций;

• работать с  различными источниками информации;

• собирать, составлять гербарий лесных растений (не занесенных в Красную книгу);

• организовывать практическую  исследовательскую деятельность

Особые условия проведения

 

 

 

 

 

 

Материально-техническая база

- столы, стулья для учащихся;

- шкаф для хранения УМК;

- фотоаппарат;

- компьютер;

- измерительные приборы;

- мультимедийный проектор, экран;

- инструментарий для полевых работ;

 -лабораторное оборудование для исследовательской деятельности

- учебно - методический комплекс (методические,дидактические материалы).

 

 

Кабинет, в котором проходят занятия,соответствует требованиям Сан ПИН созданы:

- комфортные условия для самореализации учащегося,

- образовательная среда для организации экологической работы с учащимися

Стоимость

Обучение по программе бесплатное