- Главная
- Направления
- Социально-гуманитарная
- Прочее
- Программа «Занимательная геометрия»
Программа «Занимательная геометрия»
Актуальность программы заключается в том, что она основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Такая ориентация подготовительного курса неслучайна, так как в систематическом курсе вся геометрическая информация представляется в виде логически стройной системы понятий и фактов. Поэтому перед изучением систематического курса геометрии с обучающимися необходимо проводить большую подготовительную работу, которая и предусмотрена программой «Занимательная геометрия».
Новизна программы в том, что через игру и практические занятия младший школьник осваивает геометрические понятия, развивает комбинаторные способности. Программа обеспечивает пропедевтику изучения систематического курса геометрии и влияет на общее развитие детей.
Известно, что любое понятие формируется на основе представлений и, более того, именно представления играют роль промежуточного звена при переходе от чувственного уровня познания к рациональному и обратно. Поэтому формирование и развитие представлений являются стержнем пропедевтического курса «Занимательная геометрия».
Педагоги
Лашкова Вера Ивановна, педагог дополнительного образования. Образование высшее, НГПИ. Педагогический стаж работы – 32 года.
Повышение квалификации: «Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности», 72 часа, ООО «Инфоурок», 2019 год.
Расписание
Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 академическому часу (45 минут).
Содержание программы
Программа реализуется с 01.04.2021 по 31.05.2021, рассчитана на 8 часов.
- Ломаные на узорах: соединение различных ломаных на чертеже. - 1 час
- Взаимное расположение точек и прямой на плоскости. Взаимное расположение двух прямых на плоскости. - 1 час
- Определение углов, образованных пересекающимися прямыми. - 1 час
- Многогранники - геометрические тела. Знакомство с различными многогранниками (с помощью моделей геометрических фигур). - 1 час
- Симметрия в природе, архитектуре, искусстве, науке. - 1 час
- Осевая симметрия. Равенство фигур при осевой симметрии. - 1 час
- Линейные и сетчатые орнаменты. Паркеты. - 1 час
- Решение практических задач. - 1 час
Цели программы
Развитие познавательных способностей обучающихся через изучение геометрических представлений как основы формирования геометрических понятий, идей, методов.
Задачи:
Образовательные:
- в доступной форме знакомить с рядом геометрических понятий;
- учить ориентироваться в простейших геометрических ситуациях и обнаруживать геометрические образы в окружающей обстановке;
- создавать запас геометрических представлений, которые в дальнейшем обеспечат основу для изучения систематического курса геометрии;
- развивать познавательные способности учащихся;
- формировать умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
Личностные:
- определять подходящий способ получения ответа на возникающие вопросы;
- определять, каких знаний и умений не хватает для успешного действия;
- иметь готовность использовать полученные знания в учении и в повседневной жизни;
- формировать культуру диалоговых отношений с взрослыми и сверстниками.
Метапредметные:
- классифицировать объекты, используя сравнение для установки общих и специфических свойств геометрических фигур и объектов;
- проявлять самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям и высказываниям;
- обнаруживать свои трудности в выполнении действия тем или иным способом;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться работать по предложенному плану.
- овладевать способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия при решении учебных задач;
- уметь превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других.
Результат программы
В результате реализации программы учащиеся будут:
знать:
- основные условные обозначения на схемах;
- виды геометрических узоров. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии;
- расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции;
- объёмные геометрические фигуры: цилиндр, конус, пирамида, призма, шар, куб.
Уметь:
- работать по заданному алгоритму;
- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
- анализировать расположение деталей в исходной конструкции;
- составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции;
- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму). Строить собственный маршрут (рисунок) и его описание;
- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
- моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
- составлять и зарисовывать фигуры по собственному замыслу;
- делить заданную фигуру на равные по площади части;
- решать задачи, формирующие геометрическую наблюдательность;
- моделировать из проволоки. Создавать объёмные фигуры из разверток: цилиндр, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида.
У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:
- любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности;
- чувство справедливости, ответственности;
- самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления.
Особые условия проведения
Занятия проводятся с обучающимися МБОУ СОШ №10.
Материально-техническая база
- Занятия проводятся в классном кабинете.
- Оборудование: компьютер, проектор, принтер, парты и стулья в соответствии с требованиями СанПиН.
- Наличие методического и дидактического материала.
Стоимость
программа реализуется за счёт средств местного бюджета, в рамках муниципального задания учреждения.