Программа «Занимательная геометрия»

    Актуальность программы заключается в том, что она основана на активной деятельности детей, направ­ленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Такая ориентация подготовительного курса неслучайна, так как в систематическом курсе вся геометрическая информация представляется в виде логически стройной системы понятий и фактов. Поэтому перед изучением систематического курса геометрии с обучающимися необходимо проводить большую подготовительную работу, которая и предусмотрена программой «Занимательная геометрия».

   

 

    Новизна программы в том, что через игру и практические занятия младший школьник осваивает геометрические понятия,  развивает комбинаторные способности. Программа обеспечивает пропедевтику изучения систематического курса геометрии и влияет на общее развитие детей.

   

 

    Известно, что любое понятие формируется на основе представлений и, более того, именно представления играют роль промежуточного звена при переходе от чувственного уровня познания к рациональному и обратно. Поэтому формирование и развитие представлений являются стержнем пропедевтического курса «Занимательная геометрия».

Педагоги

Лашкова Вера Ивановна, педагог дополнительного образования. Образование высшее, НГПИ. Педагогический стаж работы – 32 года.

 

Повышение квалификации: «Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности», 72 часа, ООО «Инфоурок», 2019 год.

Расписание

Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 академическому часу (45 минут).

Содержание программы

Программа реализуется с 01.04.2021 по 31.05.2021, рассчитана на 8 часов.

 

  1. Ломаные на узорах: соединение различных ломаных на чертеже. - 1 час
  2. Взаимное расположение точек и прямой на плоскости. Взаимное расположение двух прямых на плоскости. - 1 час
  3. Определение углов, образованных пересекающимися прямыми. - 1 час
  4. Многогранники - геометрические тела. Знакомство с различными многогранниками (с помощью моделей геометрических фигур). - 1 час
  5. Симметрия в природе, архитектуре, искусстве, науке. - 1 час
  6. Осевая симметрия. Равенство фигур при осевой симметрии. - 1 час
  7. Линейные и сетчатые орнаменты. Паркеты. - 1 час
  8. Решение практических задач. - 1 час

Цели программы

Развитие познавательных способностей обучающихся через изучение геометрических представлений как основы формирования геометрических понятий, идей, методов.

 

 

Задачи:

Образовательные:

  • в доступной форме знакомить с рядом геометрических понятий;
  • учить ориентироваться в простейших геометрических ситуациях и обнаруживать геометрические образы в окружающей обстановке;
  • создавать запас геометрических представлений, которые в дальнейшем обеспечат основу для изучения систематического курса геометрии;
  • развивать познавательные способности учащихся;
  • формировать умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
     

 

Личностные:

  • определять подходящий способ получения ответа на возникающие вопросы;
  • определять, каких знаний и умений не хватает для успешного действия;
  • иметь готовность использовать полученные знания в учении и в повседневной жизни;
  • формировать культуру диалоговых отношений с взрослыми и сверстниками.  
     

 

Метапредметные:

  • классифицировать объекты, используя сравнение для установки общих и специфических свойств геометрических фигур и объектов;
  • проявлять самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям и высказываниям;
  • обнаруживать свои  трудности в выполнении действия тем или иным способом;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться работать по предложенному плану.
  • овладевать способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия при решении учебных задач;
  • уметь превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других.

Результат программы

В результате реализации программы учащиеся будут:

знать:

  • основные условные обозначения на схемах;
  • виды геометрических узоров. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии;
  • расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции;
  • объёмные геометрические фигуры: цилиндр, конус, пирамида, призма, шар, куб.
     

 

Уметь:

  • работать по заданному алгоритму;
  • выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
  • анализировать расположение деталей в исходной конструкции;
  • составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции;
  • проводить линии по заданному маршруту (алгоритму). Строить собственный маршрут (рисунок) и его описание;
  • объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
  • моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
  • составлять и зарисовывать фигуры по собственному замыслу;
  • делить заданную фигуру на равные по площади части;
  • решать задачи, формирующие геометрическую наблюдательность;
  • моделировать из проволоки. Создавать объёмные фигуры из разверток: цилиндр, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида.
     

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности;
  • чувство справедливости, ответственности;
  • самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления.

Особые условия проведения

Занятия проводятся с обучающимися МБОУ СОШ №10.

Материально-техническая база

  1. Занятия проводятся в классном кабинете.
  2. Оборудование: компьютер, проектор, принтер, парты и стулья в соответствии с требованиями СанПиН.
  3. Наличие методического и дидактического материала.

Стоимость

программа реализуется за счёт средств местного бюджета, в рамках муниципального задания учреждения.