"Инструментальное музицирование. Аккордеон" (5 лет)

Образовательная программа дополнительного образования детей «Музыкальный инструмент (аккордеон)» имеет художественную направленность.

 Данная программа разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной образовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты» и предназначена для приобщения учащихся к музыкально – творческой деятельности. Программа обучения игре на аккордеоне предполагает приобретение обучающимися суммы знаний, умений и навыков, способствующих художественному образованию, формированию их эстетических взглядов и идеалов.

 

Актуальность программы заключается в приобщении подрастающего поколения к музыкальной культуре всегда, что было и будет одной из важнейших задач деятельности музыкальных объединений в системе дополнительного образования детей. Каждому ребенку предоставлена возможность проявить свои дарования, расширить свои знания в области музыкальной культуры, научиться играть на инструменте.

 

На современном этапе музыкальное воспитание направлено не только на развитие специальных знаний, умений и навыков, но и на развитие эмоций, чувств, личностного отношения к богатству проявлений окружающего мира. Программа по классу аккордеона направлена на ценностную ориентацию воспитанников к миру музыкального искусства, владению навыками исполнительства и творческой деятельности.

 

В данной программе заложена идея развития навыков любительского музицирования, что должно способствовать наиболее полному удовлетворению потребностей и возможностей определенной части детей и родителей, повышению заинтересованности в музыкальном обучении. Также эта программа может быть использована для обучения всех желающих детей заниматься любительским музицированием и на занятиях предмета по выбору.

Педагоги

Степанова Ирина Анатольевна

  • Выпускница Новосибирского музыкального училища, специальность: народные инструменты (аккордеон), квалификация: клубный работник, руководитель самодеятельного оркестра народных инструментов, преподаватель ДШИ, 1985 г. ГОЦ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», специальность культурология, квалификация учитель культурологии.
  • Ведёт занятия по дисциплинам специальность и чтение с листа (аккордеон), аккомпанемент, ансамбль.
  • Преподаватель высшей квалификационной категории.
  • Лауреат областного конкурса "Золотая книга культуры НСО"

Содержание программы

1 - 2 класс

Музыкальный инструмент - 2 часа в неделю

Сольфеджио 1,5 часа в неделю

Музицирование - 0,5 часа в неделю

Слушание музыки 1 час в неделю

Коллективное музицирование 1 час в неделю

Предмет по выбору - 1 час в неделю

Всего - 238 часов в неделю.

3 класс

Музыкальный инструмент - 2 часа в неделю

Сольфеджио 1,5 часа в неделю

Музицирование - 0,5 часа в неделю

Музыкальная литература - 1 час в неделю

Коллективное музицирование 3 часа в неделю

Предмет по выбору - 1 час в неделю

Всего - 306 часа в неделю.

4 класс

Музыкальный инструмент - 2 часа в неделю

Сольфеджио 1,5 часа в неделю

Музицирование - 1 часа в неделю

Музыкальная литература - 1 ,5час в неделю

Коллективное музицирование 3 часа в неделю

Предмет по выбору - 1 час в неделю

Всего - 340 часов в неделю.

5 класс

Музыкальный инструмент - 2 часа в неделю

Сольфеджио 2 часа в неделю

Музицирование - 1 часа в неделю

Музыкальная литература - 1,5час в неделю

Коллективное музицирование 3 часа в неделю

Предмет по выбору - 1 час в неделю

Всего - 357 часов в неделю.

Цели программы

Цель программы - обучение практическим навыкам игры на аккордеоне, формирование гармонически развитой личности, активного потребителя духовных ценностей, владеющего навыками самостоятельного музицирования.

 

Задачи.

Образовательные:

  • приобретение навыков выразительного исполнения музыкального звука, мелодии, передачи всех его выразительных характеристик;
  • развитие техники игры на баяне, аккордеоне, транспонировать, читать с листа, играть в ансамбле, подбирать по слуху;
  • обучение основам музыкальной грамоты.

 

Развивающие:

  • развитие основных музыкальных способностей (гармонический и мелодический слух, чувство ритма, музыкальная память);
  • развитие мышления, воображения, восприятия;
  • физическое развитие (двигательные навыки, координация движений, осанка, выносливость).

 

 Воспитательные:

  • воспитание художественно развитого в гуманитарном отношении музыканта-любителя, просвещенного слушателя музыки с хорошим вкусом и обширными музыкальными познаниями;
  • накопление посредством игры на инструменте музыкально-художественных впечатлений;
  • воспитание черт характера (трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, собранность);
  • воспитание самостоятельности суждений, личностной активности.

 

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
  • о музыкальной картине мира;
  • основы музыкальной культуры, 
  • иметь устойчивый интерес к занятиям на инструменте и различным видам музыкально-творческой деятельности (музицированию и аккомпанементу).

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
  • эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений и исполнять на баяне-аккордеоне различные виды ансамблей, понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
  • воплощать музыкальные образы при исполнении музыкального произведения;
  • наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка;
  • ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города, области и др.

 

В результате реализации программы у обучающиеся будут развиты следующие личностные качества:

  • овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения музыкальных произведений;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) с учителем при решении различных музыкально-творческих задач на занятиях по специальности;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музы¬кальных произведений;
  • развитие четырёх видов памяти, пальцевой моторики, напрямую связанной с развитием речевых навыков, гибкости, вариативности и перспективности мышления;
  • воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов современной детской инструментальной музыки, а также музыкального наследия русской, зарубежной камерной и вокальной классики;
  • уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • воспитание и развитие творческого потенциала в процессе коллективного музицирования при воплощении музыкальных образов;
  • формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества; 
  • развитие самостоятельности, эмоциональных и волевых качеств, хорошей координации движений, пальцевой моторики, памяти.

 

Особые условия проведения

При поступлении обязательно предварительное прослушивание. Наличие личного инструмента.

Материально-техническая база

Учебные помещения:

  • концертный зал со звукотехническим оборудованием;
  • библиотека;
  • учебные аудитории для индивидуальных занятий с площадью не менее 6 кв.м., оснащенные инструментами и стульями разной высоты.

 

Фонд музыкальных инструментов: серия немецких аккордеонов марки "Weltmaster".

 

Фонд нот и звукозаписей.

 

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный,
  • репродуктивный,
  • частично-поисковый,
  • метод показа на инструменте,
  • метод прослушивания и анализа выступлений,
  • метод поощрения,
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления),
  • метод побуждения.

 

Видео

[ "" ]