Программа «Магнит»

Для собственной успешности в социуме подростку 12-17 лет необходимы знания и умения, с помощью которых он сможет не только заявлять свою жизненную позицию, но и активно реализовать ее в рамках определенной деятельности. Сегодня важно помочь подростку сделать внутренний выбор. Чтобы стать лидером, надо найти собственную, природой определенную точку отсчета, свой путь.

 

Важно, чтобы сегодняшние подростки, которые станут управлять государством на разных уровнях, владели демократической культурой личности, формами эффективной организации и управления, разрешения конфликтов, умением общаться и другими качествами необходимыми для успешного развития общества и государства.

 

Важнейшими направлениями современного этапа возрождения детского движения является данная дополнительная общеобразовательная программа «Магнит»по целенаправленному воспитанию лидеров в подростковой и молодежной среде.

 

Для современного общества актуальна потребность в социально-активной позиции обучающихся и молодежи. Главенствующие задачи включают в себя формирование позитивных лидерских качеств личности ребенка, через включение его в различные виды деятельности на всех этапах внеурочной деятельности. Формирование лидеров в обществе не может быть стихийным процессом. Этот процесс необходимо организовать, учитывая потребность подрастающего поколения в социально-развивающих услугах, а также влияние микросоциума на процессы социализации личности, инициативу и самодеятельность самих подростков.

 

Программа «Магнит» даёт возможность развитию лидерской позиции в подростковом возрасте, а также организации ученического и общественного самоуправления, социализации подростка в современном обществе. Для более точного определения стартовых возможностей подростка, для выявления его потенциальных задатков и способностей необходима хорошо организованная, целенаправленная, чётко структурированная деятельность, которая направлена на ознакомление ребёнка с возможными вариантами своего дальнейшего существования в социуме, своего собственного развития.

 

Главный упор делается на практические занятия в виде деловых и интерактивных игр, работы в микрогруппах, тренингов, подбор которых также существенно отличается от традиционных и уже давно известных. Такая форма занятий, в отличие от лекций, дает больший эффект. Обучающиеся имеют больше возможностей общения, отработке лидерских навыков, а также навыков делового общения, учатся смело высказывать свое мнение, не стесняясь других.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Магнит» востребована потому, что способствует развитию личности подростка, его социализацию и самоутверждение в обществе. Теоретические темы занятий оптимально подобраны, исходя из требований, предъявляемых современным обществом и из практической значимости.

 

Данная программа позволяет развивать комплекс разнообразных форм проведения учебных занятий. Большое внимание уделяется личностному воспитанию и образованию детей школьного возраста. Появилось много новой литературы для педагогов и родителей, занимающихся с детьми, новых методик в области личностного воспитания и образования.

 

Педагогическая целесообразность программы «Магнит» заключается в том, чтобы каждый обучающийся научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать в нем. На основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека. В связи с этим, большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для развития лидерства в детских коллективах.

Педагоги

Жилина Юлия Олеговна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Педагогический стаж: 13 лет.

 

Курсовая подготовка:

  • 02.04. – 16.05.2018 г., «НИПКиПРО» по программе «Психолого – педагогические аспекты деятельности учителя искусства», 108 ч.

Содержание программы

  1. Вводное занятие – 2 ч.
  2. Портрет лидера – 8 ч.
  3. Организация детского самоуправления – 8 ч.
  4. Портфолио лидера – 8 ч.
  5. Коллективная творческая деятельность – 8 ч.
  6. Коммуникативные навыки и умения. Общение – 8 ч.
  7. Основы организаторской работы – 8 ч.
  8. Лидер во всех аспектах – 8 ч.
  9. Взаимодействие. Работа в команде – 1 ч.
  10. Формирование толерантных отношений. Разрешение конфликтов – 1 ч.
  11. Здоровый образ жизни как ресурс лидера – 1 ч.
  12. Социальное проектирование – 2 ч.
  13. Слагаемые успеха. Конкурентно-способная личность – 1 ч.
  14. Формы массовых мероприятий в школе – 1 ч.
  15. Итоговое занятие – 1 ч.

Всего: 64 ч., из них теории – 22 ч., практики – 40 ч.

Цели программы

Цель программы – создание благоприятных условий для развития и реализации лидерского потенциала обучающихся, формирование у них активной жизненной позиции.

 

Задачи программы:

Образовательные:

  • научить извлекать информацию, необходимую для жизнедеятельности общественного объединения, социального проектирования;
  • добиться освоения знаний о социальном лидерстве;
  • научить правилам организаторской деятельности.

Развивающие:

  • развивать организаторские, коммуникативные и лидерские способности и применение их в общественной деятельности, умения решать разнообразные задачи в организации жизнедеятельности общественного объединения;
  • развивать опыт взаимодействия, построения отношений и связей со сверстниками и окружением;
  • повышать культуру межличностных отношений, имеющих отношение к общим способностям человека.

Воспитательные:

  • побуждать к осознанному ценностно-смысловому самоопределению в деятельности объединения;
  • убеждать в необходимости осознанной нравственной мотивации взаимодействия с людьми, формировании ценностного отношения к сверстникам, педагогам, людям разного возраста, культуры, национальности;
  • приучать к системному анализу разнообразных социальных процессов, процессов в жизнедеятельности общественного объединения, своей деятельности; отношений, складывающихся с окружающими людьми.

Результат программы

Оценка предметных результатов:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • основные качества и типологию лидера;
  • структуру органов школьного самоуправления;
  • структуру и содержание портфолио школьника;
  • стадии развития коллектива;
  • основы организаторской деятельности;
  • командные роли и основы формирования команды;
  • качества конкурентоспособной личности;
  • основы толерантных отношений;
  • этапы социального проектирования;
  • составляющие здорового образа жизни;
  • права и обязанности учащихся;
  • формы организации массовых мероприятий в школе.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • составлять портфолио;
  • выделять в себе качества организатора и применять их на деле;
  • применять правила поведения в споре;
  • разрешать конфликты, свободно общаться;
  • не испытывая стеснения;
  • свободно участвовать в играх;
  • тренингах, высказывать свое мнение;
  • грамотно и объективно оценивать и позиционировать себя в определенном социуме;
  • грамотно руководить органами школьного самоуправления;
  • работать в команде, организовать и провести массовое мероприятие;
  • сплотить вокруг себя единомышленников;
  • ставить и достигать цели;
  • активно участвовать в дискуссиях;
  • отстаивать свое мнение;
  • составлять и защищать проекты.

 

Оценка метапредметных результатов предполагает:

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей коллективной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности;
  • определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;
  • организовывать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Оценка личностных результатов:

  • самоопределение – сформированность внутренней позиции обучающегося;
  • смыслоообразование – поиск и установление личностного смысла, учения обучающимися на основе устойчивой системы познавательных и социальных мотивов;
  • морально этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация; развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

 

Содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:

  • сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,
  • ориентации на содержательные моменты образовательного процесса – познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер сотрудничества с педагогом и одноклассниками – и ориентации на образец поведения «хорошего обучающегося» как пример для подражания;
  • сформированности основ гражданской идентичности – чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
  • сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в объединении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех.

Особые условия проведения

В перограмму включены новые актуальные темы: «Социальное проектирование», «Портфолио школьника», «Конкурентоспособность», «Здоровье как ресурс лидера». Это является отличием от других программ. С целью проверки полученных знаний и выявления сильнейших лидеров для обучающихся проводятся конкурсы «Лидер года» и «Ученик года» по специально разработанному положению.

 

Главный упор делается на практические занятия в виде деловых и интерактивных игр, работы в микрогруппах, тренингов, подбор которых также существенно отличается от традиционных и уже давно известных. Такая форма занятий, в отличие от лекций, дает больший эффект. Обучающиеся имеют больше возможностей общения, отработке лидерских навыков, а также навыков делового общения, учатся смело высказывать свое мнение, не стесняясь других.

 

Занятия начинаются с разговора в круге о том, что интересного произошло в их жизни, что волнует, о планах. В конце занятия обязательно проводится рефлексия. Каждый обучающийся обязательно высказывается о том, что понравилось на занятии, что запомнилось, что узнал нового, а также и то, что не понравилось.

Материально-техническая база

Помещение, где проходят занятия – это кабинет № 12 в МКОУ КСШ № 3 им. И.А. Домбровского.

 

Кабинет оснащен интерактивной доской, компьютером, аудио-видеоаппаратурой, столами для обучающихся, канцтовары, предметы для проведения практической работы.

 

Кабинет уютный, освещение в норме. Все практические работы выполняются с требованиями по технике безопасности.