Программа «Я - исследователь»

В основе программы лежит метод обучения школьников - экспериментирование, который дает учащимся реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет  обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.

 

 

Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

 

 

Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными. Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям школьного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

 

 

Программа формирует первоначальные исследовательские умения детей, включает школьников в активную познавательную деятельность, в частности, исследовательскую.

Педагоги

Грищенко Анастасия Александровна, педагог дополнительного образования. Образование высшее. Педагогический стаж - 3 года.

Повышение квалификации: Интеграция общего и дополнительного образования в условиях введения и реализации ФГОС общего образования, 72 часа, Институт современного развития, 2021г.

Расписание

Занятия проходят 1 раз в неделю (60 минут)

Содержание программы

Программа реализуется с 01.04.2021 по 31.05.2021, рассчитана на 8 часов.

Раздел 1. Занимательные науки (1ч)

Раздел 2. Нескучная биология (7ч)

 

Цели программы

Создание условий для формирования у школьников поисково - познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширить имеющиеся у детей представления об окружающей действительности, но и дать возможность им через эксперимент взять на себя новые социальные роли: лаборанта, исследователя - «ученого».

 

 

Задачи программы:

Обучающие задачи:

  • расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук: физики, химии, биологии, астрономии, географии и экологии;
  • формировать умение сделать выводы из проведенных опытов и экспериментов;
  • расширить знания в области исследовательской и проектной деятельности

 

 

Развивающие задачи:

  • развивать творческое воображение, внимание, наблюдательность, логическое мышление при самостоятельной работе;
  • развивать самостоятельное мышление в процессе обобщения накопленного опыта и применения его в другой ситуации;
  • развивать интерес к творческой и исследовательской деятельности, исходя из индивидуальных способностей ребёнка.
     

 

Воспитательные задачи:

  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • воспитывать чувства личной ответственности, чувства партнёрства со сверстниками и с руководителями;
  • прививать принципы творческой деятельности и научно-исследовательского подхода в общении с окружающими как способы самореализации и самопознания;
  • способствовать развитию коллективного сотрудничества для достижения единой цели.
     

Результат программы

Обучающиеся будут знать:

  • примеры физических приборов, физические величин и физические явлений, понимать, в чем их отличия;
  • от чего зависит сила тяжести;
  • что такое тепло и как оно передаётся;
  • понятие электричества и электромагнитных волн;
  • виды полезных ископаемых и минералов;
  • различные стихийные бедствия и способы действия в случае опасности;
  • понятие «созвездие», виды небесных светил в порядке удалённости от Земли;
  • стороны света;
  • принципы ориентирования на карте и глобусе;
  • понятие суток, причину смены дня и ночи;
  • понятие года и изменения в природе в разные времена года;
  • основные слои Земли, материки и океаны Земли;
  • основные природные явления .

 

 

Обучающиеся будут уметь:

  • пользоваться картами и глобусом;
  • различать на карте элементы рельефа;-
  • самостоятельно проводить простейшие опыты, эксперименты и наблюдения;
  • пользоваться физическим оборудованием;
  • самостоятельно пользоваться научной и справочной литературой;
  • различать основные созвездия на небе;
  • определять стороны света по компасу;
  • подготовить проект по выбранной теме, сформулировать гипотезу и задачи для её исследования; защитить свой проект перед сверстниками.

 

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • сформированность мотивации к обучению, самоорганизации и саморазвитию.
  • умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве,
  • развитие критического и творческого мышления.

Особые условия проведения

Нет

Материально-техническая база

Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определённые условия:

  1. наличие учебного кабинета с учебной доской;
  2. библиотечный фонд (энциклопедии и справочники),
  3. компьютер (ноутбук) с возможностью использования сети Интернета;
  4. медиа-проектор;
  5. аудио- и видеоматериалы;
  6. аудиоаппаратура;
  7. микроскоп;
  8. лупы;
  9. глобус,
  10. компас,
  11. географические карты,
  12. географический атлас,
  13. термометр,
  14. химические реактивы (набор),
  15. лабораторная посуда.

Дидактические и методические материалы:

  1.  наличие наглядного материала (иллюстрации, плакаты, выставочные стенды);
  2.  наличие демонстрационного материала (фотоальбомы, видеофильмы, аудиозаписи);
  3.  научно-популярная литература;
  4.  наличие рабочей учебной программы

Стоимость

Программа реализуется за счет средств местного бюджета, в рамках муниципального задания учреждения