Программа «Эколучик»

Традиционный термин «охрана природы» лишь частично затрагивает весь комплекс экологических проблем современности, которые потребовали нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экономических вопросов, новых научных поисков и более полного последовательного отражения аспектов экологии и биологии в объединении «Эколучик.

 

Основной акцент данной дополнительной общеобразовательной Программы построен на разнообразные игровые формы проведения учебных занятий, а именно познавательные программы, конкурсы, викторины, кроссворды, практические занятия (работа с увеличительными приборами, экскурсии, наблюдения).

 

Охрана и защита природы позволяет обучающимся ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.

 

Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая Программа (далее Программа) «Эколучик» имеет естественнонаучную направленность и предусматривает развитие экологических, биологических и природоохранных знаний обучающихся.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа «Эколучик» способствует раскрытию проблемы охраны окружающей среды, исчезновение редких животных, растений через познавательные мероприятия. Отвечает потребностям обучающихся проявлять свои познавательные, творческие, практические знания.

 

Важным звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания является формирование представления об окружающем мире, и очень важно, чтобы эти представления включали понимание существующих в природе взаимосвязей, целостного восприятия мира, природы и себя, как части её.

 

Программа является востребованной потому, что вопросы интеграции и сотрудничества школы и учреждений дополнительного образования по-прежнему остаются одними из главных.

 

Данная Программа позволяет дополнять и развивать комплекс знаний, умений и навыков, приобретенных в объединении на учебных занятиях. Появилось много новой литературы для педагогов и родителей, занимающихся с детьми, новых методик в области экологического воспитания и образования.

 

Содержание учебных занятий обогащает знания обучающихся о животном и растительном мире, способствуют формированию навыков экологически правильного поведения детей в природе.

 

Занятия в объединении дают большие возможности для воспитания и развития личности ребенка. В процессе учебных занятий развивается внимание, наблюдательность, пространственное представление, воображение, сообразительность, фантазия, творчество, расширяются знания по зоологии, биологии и экологии.

 

При проведении занятий широко используются новые информационные технологии. Программа целесообразна для детей основного звена потому, что дополняет окружающий мир в школьном курсе, так как в школе на окружающий мир отводится мало часов.

Педагоги

Жигачева Ольга Ивановна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

 

Курсовая подготовка:

  • 16.01. – 03.02.2017- по программе «Современные тенденции в обучении в биологии и химии в условиях реализации ФГОС ОО», 108 час.

Содержание программы

  1. Введение – 2 ч.
  2. Зеленый пояс Земли – 14 ч.
  3. Жизнь под землей – 8 ч.
  4. Разнообразие цветковых растений – 16 ч.
  5. Удивительный мир животных – 24 ч.

Итого: 64 ч., из них теории – 22, практики – 42 ч.

Цели программы

Цель программы – создать условия для усвоения обучающимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;

 

Задачи программы:

Образовательные:

  • овладеть системными знаниями об окружающем мире в соответствии с его возрастом и способностями;
  • научить применять на практике знания, полученные в объединении;
  • повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
  • осуществлять индивидуальный подход к обучающимся, подобрать такие виды деятельности для каждого, в которых в которых будут созданы ситуации успешности для каждого.

Развивающие:

  • способствовать развитию у детей познавательного интереса, любознательности, стремления к опытнической деятельности, желания самостоятельно найти ответ, совершенствовать интеллект детей;
  • развивать умение вести исследовательскую работу;
  • способствовать расширению кругозора принимая участие в творческих компьютерных программах и конкурсах;
  • развивать у обучающихся эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы.

Воспитательные:

  • воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, умение сопереживать;
  • воспитывать бережное отношение к природе, желание охранять природу, стремления и желания улучшить состояние экологии своей местности, свой образ жизни;
  • воспитывать у обучающихся нормы поведения, соответствующие принципам экоэтики;
  • воспитывать потребность в общении с природой.

Результат программы

В результате реализации программы будут знать:

  • типы лесов, лесные этажи, состав и структуру почвы, группы растений по их хозяйственному значению, видовой состав и разнообразие насекомых, птиц, млекопитающих;
  • роль растений и животных в природе и жизни человека;
  • нормы и правила поведения по отношению к флоре и фауне.

 

В результате реализации программы будут уметь:

  • определять травянистых, лекарственных растений с помощью определителя;
  • проводить биологические опыты, эксперименты, объяснять их результаты;
  • пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;
  • приводить примеры приспособлений растительных организмов к среде обитания и объяснять их значение;
  • находить черты, свидетельствующие об усложнении различных отделов растений, давать им объяснения;
  • перечислять отличительные свойства растений;
  • различать состав и структуру почвы;
  • характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы.

 

Оценка метапредметных результатов предполагает:

  • особенность обучающихся принимать предложенную педагогом цель и задачи Программы;
  • самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • искать средства её осуществления;
  • проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации;
  • обобщение, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий;
  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении экологических проблем.


Оценка личностных результатов:

Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у обучающихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:

  • самоопределение – сформированность внутренней позиции обучающегося – принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
  • смыслоообразование – поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
  • морально-этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации – учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении.

Содержание оценки личностных результатов:

  • сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению;
  • ориентации на содержательные моменты образовательного процесса – познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с педагогом и одноклассниками – и ориентации на образец поведения «хорошего обучающегося» как пример для подражания;
  • сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
  • сформированности мотивации в обучении, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей.

Оценка предметных результатов:

Оценки предметных результатов является способность обучающихся решать теоретические и практические задания.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются для каждого обучающегося.

Особые условия проведения

Во внеклассной работе обучающиеся могут лучше проявить свои знания, способности, а также общепринятые человеческие качества в различных играх, викторинах, турнирах, где проявляется взаимопомощь, ответственность не только за себя, но и за команду, взаимовыручка. Обучающиеся учатся приобретать новые знания, самостоятельно в эколого-познавательных играх.

 

Данная Программа способствует выявлению одарённых детей, помогает им дополнительно повысить экологические и биологические знания.

 

Вся деятельность обучающихся при выполнении индивидуальных или групповых заданий должна иметь общественно полезную работу: это приготовление микроскопа к работе, нахождение нужного препарата, приготовление пробирки и т.п. Всё это отличает данную Программу от остальных, даёт огромный воспитательный эффект, так как раскрывает практическое значение получаемых на занятиях знаний, умений и навыков.

Материально-техническая база

  • Технические средства: телевизор, DVD–плеер, проектор, компьютер, магнитофон, диски, флеш-карта, видиокамера.
  • Дидактический материал.
  • Методическая и периодическая литература.