Программа «Тайны слова»

Актуальность данной программы обусловлена необходимостью через дополнительное образование прививать детям любовь к русскому литературному языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность, способствовать формированию у школьников общекультурных, коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы им для успешного интеллектуального развития в современном обществе, так как в настоящее время возросли требования к общей языковой культуре школьника.

 

 

Новизна  заключается в том, что при обучении основное внимание направлено на всестороннее изучение языка и его особенностей, а также особенное внимание уделяется тем разделам языка, где конкретные обучающиеся имеют пробелы в знаниях. На занятиях предусмотрена работа по углубленному изучению некоторых разделов языка.

 

 

Педагогическая целесообразность программы обусловлена возможностью приобщения учащихся к лучшим традициям родного языка через увлекательные и познавательные формы учебной  и творческой деятельности ( работа в группах,  дискуссии, путешествия, беседы, викторины, конкурсы, тесты). 

Педагоги

Пушкарёва Лариса Владимировна, педагог дополнительного образования. Образование высшее, НГПУ. Педагогический стаж работы – 29 лет.

 

Расписание

Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу (45 минут).

Содержание программы

Программа реализуется с 01.04.2021г. по 31.05.2021г., рассчитана на 8 часов.

1. Вводное занятие (1 ч)

2. Работа с текстом (3 ч)

3. Работа с цитатами (2 ч)

4. Изложение (2 ч.)

Цели программы

Повышение общей языковой культуры учащихся, формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, устранение пробелов и корректировка знаний по наиболее сложным для освоения темам и разделам.   

 

 

Задачи:

Образовательные (предметные):

  • способствовать развитию интереса к предмету, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия  русским языком;
  • развивать письменную речь учащихся, формировать навыки грамотного письма, пополнять их теоретико-литературный словарь;
  • совершенствовать орфографические, пунктуационные,  лингвистические и коммуникативные навыки учащихся. 
  • вести последовательную работу по подготовке к государственной итоговой аттестации;
  • совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре.

 

 

Воспитательные:

  • воспитывать уважение и бережное отношение к слову, к богатствам языка;
  • воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;
  • воспитывать в детях способность воспринимать, чувствовать и ценить прекрасное посредством работы с произведениями искусства;

 

 

Развивающие:

  • развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу;
  • стимулировать стремление знать как можно больше о родном языке;
  • развивать способности к творчеству, овладению и стремлению  самостоятельно добывать новые знания;
  • развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
  • развивать навыки работы с различными источниками информации.

Результат программы

Личностные результаты:

  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
  • потребность в самовыражении через слово;
  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

 

 

Метапредметные результаты:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение навыками смыслового чтения и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).

 

 

Личностные универсальные учебные действия:

  • будут сформированы:
  • знание и освоение национальных ценностей, культуры, традиций, языка;
  • освоение общекультурного наследия России;
  • ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание характера морали;
  • основы социально-критического мышления.
  • любовь к Родине, родному языку, чувство гордости за свою страну, её литературное и речевое наследие;
  • уважение к культурным, литературным, историческим памятникам;
  • потребность в самовыражении и самореализации;
  • позитивная моральная самооценка и моральные чувства.

 

 

В рамках деятельностного компонента будут сформированы:

  • готовность вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;
  • готовность и способность к выполнению моральных норм.

 

 

Ученик получит возможность для формирования:

  • устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • эмпатии как осознанного принятия и сопереживания чувствам других.

 

 

Ученик научится:

  • целеполаганию, умению планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты;
  • принимать решения в проблемных ситуациях на основе переговоров;
  • навыкам самоконтроля деятельности;
  • основам прогнозирования будущих событий и развития процесса.

 

 

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • основам саморегуляции познавательной деятельности и эмоциональных состояний;
  • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности на пути достижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

 

 

Ученик научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству, делать выбор;
  • формулировать собственную позицию, аргументировать её, отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, работать в группе;
  • основам коммуникативной рефлексии.

 

 

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия;
  • в процессе коммуникации точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию;
  • вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, в дискуссии, владеть монологической и диалогической формами речи;
  • следовать морально-этическими и психологическим принципам общения и сотрудничества;
  • устраивать эффективные групповые обсуждения.

Особые условия проведения

Занятия проводятся с учащимися МБОУ СОШ № 9

Материально-техническая база

  1. Учебное помещение.
  2. Материально-техническое обеспечение.
  3. Информационное обеспечение.
  4. Педагогические технологии, используемые в программе.
  5. Дидактические материалы, используемые в программе.

Стоимость

Программа реализуется за счет средств местного бюджета, в рамках муниципального задания учреждения.