Программа "Территория эколят"

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время  экологическая проблема взаимодействия человека и природы стала очень острой и приняла огромные масштабы.   

      В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой, будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое образование является одной из актуальнейших проблем современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества.  

     Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.

     Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

     При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у учащихся можно сформировать начало экологической культуры – осознанно – правильного отношения к объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Отличительные особенности программы

      Данная программа разработана на основе  регионального  социально-образовательного природоохранного проекта «Новосибирская область-территория  эколят". 

Преимущество  программы выражено  в том,  что:

-   для мотивации детей на занятиях используются образы  героев Эколят –   друзей и защитников природы,  организуется просветительская, познавательная, творческая, проектно-исследовательская, опытническая, социально-значимая, природоохранная виды деятельности, которые способствуют формированию экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению теоретических, экологических, биологических, географических  и других специальных знаний и умений.

- на занятиях используются: учебное пособие «Азбука природолюбия», книжная, игровая, аудио, видео  продукция;

-  использование возможности дальнейшего изучения того или иного материала по предусмотренным темам  с родителями и  сверстниками.

Новизна заключается в том, что  познание окружающего мира в программе непосредственно связанно с проектной   деятельностью, которая заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе,  что позволяет повысить интерес учащихся к природным объектам и явлениям, вследствие чего развивается не только любознательность, как основа познавательной деятельности учащихся, расширяется круг личностно-значимых вопросов и проблем.

Участники программы

 Программа адресована учащимся дошкольного возраста  5 - 7 лет. Дети 5-7 лет способны на стартовом уровне выполнять предлагаемые задания. Количество учащихся  в группе до 15 человек. В этом возрасте, у дошкольников закладываются основы мировоззрения , формируется его отношение к окружающему миру, происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между природными  объектами и явлениями прежде всего, на основе непосредственных впечатлений. Дети 5-7 лет способны на стартовом уровне выполнять предлагаемые задания.

   Важным показателем экологической воспитанности  дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное отношение к природе.

 Занятия с дошкольниками по программе не должны быть скучными, а проходить эмоционально насыщенными.

В научно-познавательной сфере  у дошколят наблюдается:

·  развитие интеллектуального интереса к природе;

·  формирование умений и навыков наблюдений за природой;

·  формирование знаний, доступных осознанного отношения к природе).

В эмоционально-нравственной сфере:

·  развитие чувства эмпатии к природе;

· формирование первоначальных ценностей (я как части природы взаимосвязь человека и природы, самоценность природы, ценность общения с природой);

· воспитание доброго, эмоционально-положительного, заботливого отношения к природе.

В практико - ориентированной сфере:

·  освоение элементарных норм рационального использования ресурсов природы в повседневной жизни;

·  формирование желания охранять природу и оказывать ей помощь

(уход за живыми объектами);

· формирование первоначальных умений и навыков экологически

· грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; 

· формирование элементарных умений видеть последствия своих поступков по отношению к природе.

 

Педагоги

Гредюшко Наталья Анатольевна,педагог дополнительного образования МБУДО ДЮЦ "Гармония" Чановского района

Новосибирской области.Руководитель кружка "Эколенок" на базе МБДОУ Детский сад №1. Образование высшее. Окончила

НГПУ в 2018 году.

Расписание

Продолжительность одного академического часа – 25 минут. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.

Общее количество часов в неделю – 1 час.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Содержание программы

Учебный план

1.Введение в образовательную программу  "Территория эколят" 

Инструктаж по ТБ -2 часа.

2. Времена года- 4 часа.

3.Наши пернатые друзья -4 часа.

4. Проектная деятельность.Путешествие капельки воды-4 часа.

5.Жалобная книга природы -3 часа.

6.Проектная деятельность. Огород на окне - 4 часа. 

7.Природа-наш дом -4 часа.

8. Мой домашний питомец -2 часа.

9.Проектная деятельность. Комнатные растения-наши зеленые друзья -6 часов.

10. Итоговое занятие. Диагностическая работа -3 часа.

Цели программы

Цель: формирование  экологической культуры учащегося, желания активно изучать и бережно относиться к каждому

объекту окружающей природы.

Задачи программы

Личностные:

- формирование осознанного понимания взаимосвязи живой и неживой природы;

- развитие  способности понимать, любить,  бережно относиться к каждому объекту окружающей природы;

- развитие   познавательных, практических и творческих умений в процессе экологической деятельности;

 - воспитание  эмоциональной отзывчивости, способность к сопереживания к природным объектам, нуждающимся в защите и охране.

Метапредметные:

- развитие умения: определять цель обучения, самостоятельно планировать пути  ее достижения,определять проблему,

  строить логическое рассуждение;

- развитие  умения работать индивидуально и в группе, исходя из учебной задачи;

- воспитание позитивного  отношения к сверстникам в процессе учебной и познавательной деятельности.

Предметные:

- формирование элементарных экологических знаний;

 - знакомство  с  разнообразием  окружающего мира через развитие интереса к природным явлениям и объектам;

- привитие навыков заботливого отношения к объектам живой природы малой родины;

 - развитие простейших исследовательских навыков  в окружающей  природе.

Результат программы

Личностные результаты 

В процессе обучения по программе учащийся будет:

-   понимает взаимосвязь живой и неживой природы;

-   бережно относится к каждому объекту окружающей природы;

-   владеть  познавательными, практическими  и творческими умениями в процессе экологической деятельности;

 - проявлять интерес к окружающим природным объектам и явлениям.

Метапредметные:

-   определять  цель обучения, самостоятельно планировать пути  ее достижения;

-  определять проблему, строить логическое рассуждение;

-  работать индивидуально и в группе, исходя из  поставленной учебной задачи;

- позитивно относится к другим учащимся в процессе учебной и познавательной деятельности.

Предметные:

-    владеть  элементарными экологическими знаниями;

 -  интересоваться  разнообразием окружающего  природного мира;

-   заботливо относится  к объектам природы родного края;

 -  проявлять исследовательские навыки и умения в процессе познания окружающей природы.

                                     

К концу обучения  по программе   учащийся будут иметь представления  о:

·        сказочных героях -эколятах , друзьях и защитниках природы;

·        окружающей  природе, которая является территорией «эколят»;

·        сезонных изменениях в природе и жизни человека;

·        элементарных правилах поведения в природе;

·        перелетных и зимующих птицах родного края;

·        природе  как общем доме для всего живого;

·        природоохранных знаках;

·        ответственности перед своими домашними питомцами;

·        способах ухода и пересадки комнатных растений.

 

К концу обучения по программе учащийся будет уметь:

·        бережно и заботливо относиться к природе – «территории эколят»;

·        отличать сезонных изменения в природе ,жизни человека;

·        отличать перелетных и зимующих птиц родного края;

·        соблюдать элементарные правила поведения в природе;

·        ответственно относиться к своим домашними питомцам;

·        ухаживать  и пересаживать комнатные растения.

 

Особые условия проведения

Условия  необходимые для реализации  программы: 

 - наличие помещения (учебного кабинета) для проведения занятий;

 - укомплектованная  группа;

 - материально - техническая база;

 - учебно - методический комплекс.

Помещение, где проходят занятия, соответствует требованиям Сан ПИН.   Для  занятий   в помещении создана 

образовательная среда  для организации экологической работы и самореализации учащихся.

 

Материально-техническая база

- столы, стулья для учащихся и педагога;

- стеллажи и шкафы для хранения  УМК;

- фотоаппарат;

- компьютер;

- телевизор;

- мультимедийный проектор, экран;

- аудиоаппаратура;

- стенды по экологическому просвещению учащихся;

- УМК (методические и дидактические материалы).

 

Стоимость

Обучение по программе бесплатное