Программа «Живая планета»

Одна из наиболее важных и острых проблем нашей современности это хрупкое экологическое состояние нашей планеты. От того, как мы воспитаем подрастающее поколение, будет зависеть жизнь каждого, жизнь России и, в целом, существование нашей планеты. Кто же он, будущий гражданин? Человек, живущий по принципу: «Взять у природы ее богатства – наша задача»? Или истинный гражданин и патриот своей родины, глобально мыслящий в масштабе всей планеты, заботливый и внимательный хозяин, видящий неполадки в своем доме и пытающийся их устранить?

 

У большинства детей и подростков сегодня преобладает потребительское отношение к природе, низок уровень экологической культуры. В образовательных организациях с развитой системой экологического воспитания, где осуществляют свою деятельность детские объединения естественнонаучной направленности, совершенно иная картина. В конкретных делах детей заключается любовь к природе, понимание ее роли в жизни человека, ответственность за ее состояние в настоящем и будущем.

 

Экологическое образование является одним из важных направлений дополнительного образования. Оно дает возможность не просто расширить знания по естественным наукам, подготовиться к получению профессии эколого-биологического профиля; общение с природой. Практическое участие в улучшении окружающей среды создают уникальные условия для личностного роста. Становления ответственности, чуткости, эмоционально-чувственного отношения к окружающему миру.

 

Этическому воспитанию учащихся способствует гуманное отношение к животным, ко всему живому. Их близкое общение с животными, наблюдение за ними, выработка условных рефлексов у подопытных животных прививает доброту, чуткость, наблюдательность. Эстетическое воспитание связано с восприятием и пониманием прекрасного.

 

Большая часть программного материала рассчитана на изучение животных, наиболее часто содержащихся в квартире. учащиеся знакомятся с внешним видом, физиологическими особенностями, условиями содержания животных и растений.

 

Много времени отведено на проведение наблюдений и опытов с животными и растениями. Программа предусматривает обучение детей пользованию научной и научно-популярной литературой, справочниками, определителями.
Программа предусматривает единство учебной и внеучебной деятельности, дополняя и расширяя те биологические знания, которые дает учащимся изучение биологии в школе.

 

Воспитание неотделимо от обучения, то есть, обучение должно оказывать воспитывающее влияние на учащихся, давать им систему определенных знаний – это закономерность обучения. Слова «экология» и «экологическое воспитание» прочно вошли в нашу жизнь. Под экологическим воспитанием я понимаю воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю для полноценной жизни.

Педагоги

Вербина Ольга Александровна – педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Педагогический стаж: 12 лет.

Образования: высшее, НГАУ (2009 год).

 

Повышение квалификации:

  • НИПКиПРО, «Профессиональная культура педагога дополнительного образования» (07.04.14.-16.04.14 гг.). 

Профессиональная переподготовка:

  • НГПУ, «Педагогика дополнительного образования» (16.10.17 – 16.04.18 гг).

Содержание программы

Первый год обучения:

  1. Введение – 8 часов.
  2. Что такое экология? – 30 часов.
  3. Планета Земля – 12 часов.
  4. С чего начинается Родина? – 22 часа.
  5. Зимние секреты – 4 часа.
  6. Жизнь животных – 12 часов.
  7. Растения в городской квартире – 8 часов.
  8. Растения в саду – 12 часов.
  9. Палитра лета – 2 часа.

Второй год обучения:

  1. Вводное занятие – 6 часов.
  2. Экология – наука о доме – 4 часа.
  3. Экологические факторы – 20 часов.
  4. Организация и функционирование сообществ – 4 часа.
  5. Основные биомы Земли – 28 часов.
  6. Природа родного края. Сибирская фауна – 18 часов.
  7. Природа родного края. Сибирская флора – 17 часов.
  8. Зимние секреты – 5 часов.
  9. Животные в доме. Собаки – 10 часов.
  10. Животные в доме. Кошки – 6 часов.
  11. Декоративные грызуны и кролики – 30 часов.
  12. Весенняя капель – 6 часов.
  13. Растениеводство. Комнатное цветоводство – 14 часов.
  14. Садоводство – 38 часов.
  15. Палитра лета – 2 часа.

Третий год обучения:

  1. Введение – 2 часа.
  2. Планета Земля – 8 часов.
  3. Мировой океан – 24 часа.
  4. Природные зоны – 32 часа.
  5. Среда обитания – 28 часов.
  6. С чего начинается Родина? – 26 часов.
  7. Животноводство – 8 часов.
  8. Собаки – 6 часов.
  9. Кошки – 6 часов.
  10. Декоративные животные. Особенности содержания и кормления – 40 часов.
  11. Растениеводство – 12 часов.
  12. Растения в саду – 14 часов.
  13. Итоговая аттестация – 2 часа
  14. Наблюдение за живой природой – 4 часа.
  15. Заготовка кормовой базы – 4 часа.
  16. Техника безопасности в летний период - 2 часа.

Цели программы

Цель программы – создание условий для формирования основ экологической культуры детей и подростков средствами организации жизнедеятельности в объединении, через практическое взаимодействие детей с объектами живой природы.

 

Задачи.
Развивающие:

  • раскрывать и развивать интерес детей к познанию природы;
  • развивать эмоционально-чувственную сферу личности, как основу формирования экологической культуры;
  • развить интерес к научно-исследовательской деятельности в биологии и экологии.

Воспитательные:

  • сформировать у детей потребность и личный положительный опыт взаимодействия с окружающей средой;
    воспитывать ненасильственное отношение к природе, ко всему живому;
  • привлечь детей к решению актуальных социально-значимых экологических проблем;
  • сформировать нравственные качества личности: ответственность, толерантность, взаимовыручку, аккуратность.

Образовательные:

  • дать детям необходимые биолого-экологические знания;
  • сформировать умение использовать полученные теоретические знания в практической деятельности;
  • обучить детей практическим навыкам и способам экологически грамотной организации жизнедеятельности;
  • совершенствовать умение объяснять наблюдаемые факты и явления природы, природные взаимосвязи.

Результат программы

Предметные результаты.

В результате реализации программы первого года обучающиеся будут знать:

  • правила техники безопасности при общении с объектами живой природы;
  • времена года и их особенности;
  • значение овощей и фруктов для здоровья человека;
  • основные группы животных (млекопитающие, птицы, рептилии, земноводные, рыбы);
  • основные комнатные растения;
  • домашних животных и правила ухода за ними.

В результате реализации первого года программы обучающиеся будут уметь:

  • проводить индивидуальные наблюдения за животными;
  • оказывать помощь птицам в зимнее время;
  • осуществлять уход за растениями и кормление животных живого уголка.

 

В результате реализации программы второго года обучающиеся будут знать:

  • понятие «экология», «экологические факторы»;
  • понятие «классификация живых организмов»;
  • морфологические признаки и особенности содержания домашних животных;
  • морфологические признаки и особенности содержания комнатных растений;
  • историю юннатского движения;
  • растительный и животный мир родного края;
  • знать ядовитые растения.

В результате реализации программы второго года обучающиеся будут уметь:

  • составлять цепи питания;
  • осуществлять мероприятия по пересадки растений, проращиванию семян;
  • определять и сравнивать виды животных родного края.

 

В результате реализации программы третьего года обучающиеся будут знать:

  • понятие «систематика», «классификация»;
  • рельеф Земли, суша, океаны, моря;
  • природные зоны;
  • природные сообщества;
  • сельскохозяйственные животные и растения, их породы и сорта;
  • в целом по окончании третьего года обучения учащиеся расширяют свой кругозор в области многообразия животного мира Земли.

В результате реализации программы третьего года обучающиеся будут уметь:

  • отличать и называть природные зоны;
  • распределять животных и растения по природным зонам;
  • использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения в трудовой, общественно-полезной, пропагандистской деятельности в школе, на пришкольном участке;
  • проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством педагога дополнительного образования.

 

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • предвосхищать результат;
  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
  • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. 

Познавательные универсальные учебные действия:

  • ставить и формулировать проблемы;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
  • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности;
  • запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
  • установление причинно-следственных связей.

 

Личностные результаты.

У обучающихся будут развиты следующие личные качества:

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • эстетические потребности, ценности и чувства.

Материально-техническая база

Для успешной реализации данной программы в объединении имеются:
- методические и учебные пособия;
- дидактический материал;
- информационный материал (специальная литература, тематическая картотека, энциклопедии, справочники);
- технические средства (микроскоп, лупа, весы);
- необходимый инвентарь для ухода за животными и растениями:

  • аквариумы с оборудованием;
  • клетки для животных и птиц;
  • стеллажи для аквариумов;
  • стойки и подвески для цветов;
  • удобрения;
  • средства личной гигиены (мыло, стиральный порошок, полотенце).

Видовой состав животных и растений
1. Наличие животных, содержащихся в клубе:

  • аквафлора и ихтиофауна;
  • птицы (попугаи, канарейки, декоративные куры)
  • млекопитающие (кролики, хомячки, крысы, морские свинки).

2. Коллекция комнатных растений, произведена паспортизация растений.