Программа «Золотая кисточка»

 

 

Пояснительная записка

 

«В развитии детского художественного творчества в том числе

и изобразительного, нужно соблюдать принцип свободы,

являющейся вообще непременным условием всякого творчества.

Это значит, что творческие занятия детей не могут быть

принудительными и могут возникать только из детских интересов».

Л. С. Выготский

 

        Сегодня  происходят большие преобразования в дополнительном образовании. В настоящее время реализуется Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» в рамках реализации национального проекта «Образование», где акцентирована необходимость в новых современных подходах к преподаванию, в том числе и эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

     Актуальность программы заключается в том, что программа способствует развитию детских способностей к рисованию, заинтересованности искусством живописи, графики и декоративно – прикладного творчества, воспитанию в детях художественно-эстетического вкуса, знакомству с работами выдающихся художников, историей мирового искусства.

      Программа востребована сегодня как детьми, так и родителями, тем более что в нашем небольшом поселке Чаны нет ни картинной галереи, ни музеев декоративно прикладного творчества.

     Поэтому была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности. «Золотая кисточка». Данная программа предлагает рассмотреть один из вариантов формирования личности посредством приобщения к лучшим образцам художественного творчества, развития интереса к изобразительной деятельности, что в дальнейшем может стать основой формирования гармонично развитой личности. Дает возможность приобрести знания, умения и навыки в области изобразительной деятельности.

     К отличительным особенностям программы можно отнести особенности структуры программы. Это связано с тем, что дети приходят в изостудию с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличием в психофизическом развитии. И только в условиях совместной работы при организации образовательного процесса на принципах компетентного подхода, можно помочь раскрыть способности каждого ребенка и создать условия для его индивидуального развития.

     Реализация программы позволяет устранить страхи, тормозящие творческий процесс и познавательную деятельность детей на занятиях нетрадиционного рисования.

     Занятия изобразительной деятельностью, в частности нетрадиционным рисованием, способствуют удовлетворению потребности обучающихся в обилии впечатлений, развитии познавательной мотивации, пробуждении интереса к собственному Я через осознание права на ошибку и принятия подростка таким, какой он есть.

    Новизной программы является авторская модель творческого роста обучающегося. изостудии. Через модель творческого роста можно проследить поэтапное становление творческой личности от формирования первичного интереса к изобразительной деятельности до самостоятельного проявления творческих способностей и мастерства. (приложение 1)

     Позитивные установки педагога «Я все сумею!», «Я все смогу!», «У меня все получится!», способствуют развитию устойчивого интереса детей к деятельности, способности видеть необычное в обычном.

     В повседневной работе изостудии соблюдается очень важный принцип обучения – поддержки чувства радости открытия нового.

      Программа включает следующие виды изобразительной деятельности: живопись, графика, нетрадиционное рисование, лепка из соленого теста, батик, знакомство с народными промыслами. Смена видов деятельности способствует поддержке у детей состояния душевной приподнятости, удивления собственным возможностям и возможности прикоснуться к «сказочному миру» изобразительного искусства.

      В программу также включен краткий раздела по культурологии, который предусматривает теоретическое и практическое изучение древних символов как элементов различных орнаментов. Что помогает расширить познавательный уровень и приобрести практические навыки в изучении древних символов, как элементов самобытной культуры, наполненных глубоким смыслом и связанных с природными явлениями, временами года, бытом, верованиями, животным и растительным миром.

     Образовательной областью данной программы является художественное творчество. Предметом изучения – изобразительная деятельность. Программа «Золотая кисточка» составлена на основе собственного педагогического опыта и изучения опыта других педагогов, работающих в области изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества. В процессе разработки и апробации данной программы была изучена специализированная и общепедагогическая литература, подготовлены комплекты авторских пособий и открытых занятий по различным темам и разработан диагностический материал.

    В результате освоения программы дети получают основы изобразительной грамотности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагоги

Желнова Светлана Владимировна педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории. Педагогический стаж: 18 лет.

В 2009 году участвовала в VIII Областном конкурсе педагогов дополнительного образования детей в номинации «Изобразительное и декоративно – прикладное творчество», награждена дипломом участника конкурса.

В 2019 году награждена Почётной грамотой министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области.

Расписание

     Программа предусматривает трёхгодичное обучение.
Форма обучения очная.
Учебное занятие с группой состоит из двух академических часов, с десяти минутным перерывом между часами. Продолжительность одного часа – 40 минут.

1 год обучения – 4 часа в неделю, 144 часа за учебный год.

2 год обучения – 4 часа в неделю, 144 часа за учебный год.

3 год обучения – 4 часа в неделю 144 часа за учебный год.

4 год обучение – 4 часа в неделю 144 часа за учебный год.

 

Содержание программы

1.2.Содержание программы

    Первый год обучения направлен на стимулирование интереса к занятию изобразительной деятельностью, развитие творческой личности, включения ребенка в процесс наблюдательности, воображения, фантазии. Особое внимание уделяется занятиям по нетрадиционному рисованию (которые устраняют неуверенность в том, что я могу, боязнь белого листа и страхи творческой деятельности).

    Первоначальное освоение навыков работы с гуашью, акварелью, тушью, пастелью. Знакомство с основами цветоведения.

    Освоение навыков работы в технике монотипии. Живописные работы выполняются на больших листах (формат А-3), для графических рисунков используются альбомные листы (формат А-4).

Учебно-тематический план 1-го года обучения

1. Организационное занятие. Введение – 2 часа

2. Цветоведение – ознакомление с цветом краски – 10 часов

3. Монотипия (дидактическая игра) – 20 часов

4. «Осенние забавы» – сказочные персонажи из природного материала – 4 часа

5. Рисуем нетрадиционными материалами (вата, поролон, клей, свеча) – 48 часов

6. Графика. Основы графической композиции – 18 часов

7. Жанры живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический – 32 часа

8. Свободная тема – 10 часов

Итого – 144 часа

 

Учебно-тематический план 2-го года обучения

1. Организационное занятие. Введение – 2 часа

2. Композиция. Композиционные построения натюрморта – 8 часов

3. Живопись (акварель, гуашь, масло) а) натюрморт; б) пейзаж – 55 часов

4. Батик – 22 часа

5. Рисунок (карандаш, ручка гелиевая, уголь) – 30 часов

6. Краткое изучение перспективы – 6 часов

7. Зарисовки построек («Мой дом», «Моя улица» и др.) – 10 часов

8. Древние символы, узоры и знаки – 11 часов

Итого – 144 часа

 

Учебно-тематический план 3-го года обучения

1. Вводное занятие – 2 часа

2. Фито дизайн: а) знакомство с дизайном, б) составление фито композиций (практические работы) – 24 часа

3. Живопись: а) постановка натюрморта, б) выполнение рисунка, в) рисование натюрморта(масло) – 23 часа

4. Лепка из соленого теста: а) техника рельефной лепки, б )способы обьемной лепки(творческие работы) – 25 часов

5. Краткое сведение об истории возникновения и развития хохломского промысла - 2 часа

6. Изучение техники хохломской росписи (творческие работы) – 44 часа

7. Разработка композиции в полосе, треугольнике, квадрате, овале, круге (творческие работы) – 24 часа

Итого – 144 часа

Цели программы

Обучающие:

содействовать:

- формированию широкого спектра специальных умений и навыков посредством знакомства обучающихся с живописью, графикой, пленэр и различными видами декоративно - прикладного искусства;
 - освоению навыков работы с гуашью, акварелью, тушью, пастелью;
 - освоению основ цветоведения, композиции, перспективы;
 - раскрытие индивидуального творческого потенциала ребенка через систему учебно-практических заданий.

Развивающие:

формирование эстетического вкуса, эмоционально-положительного отношения к произведениям искусства;

- развитие  творческой активности, фантазии, воображения, умения найти творческое решение с любыми сложностями в задании.

- развивать эстетический вкус на основе творческого анализа произведений искусств.

Воспитательные:

- воспитание способности передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать свое отношение к негативным и позитивным явлениям жизни и искусства;

- формирование уважение к культуре и искусству, к мировому культурно-историческому наследию;
- воспитание культуры общения в творческом коллективе;

- воспитание трудолюбия  ответственности за порученное дело, умение доводить начатое до  конца.

Мотивационные: содействовать:

формирование  положительной мотивации к занятиям изобразительной деятельности через:

стимулирование творческой активности;

организации индивидуальных выставок юных художников;

включению в учебный процесс современных образовательных технологий, сопутствующих творческому развитию ребенка.

 

Личностные:

- формировать у ребенка ценностные ориентиры в области изобразительного искусства;

- воспитывать уважительное отношение к творчеству как к своему, так и других людей,

- развивать самостоятельность в поиске решение различных изобразительных задач,

- владеть различными приемами и техниками изобразительный  деятельности,

- Стимулировать навыки самостоятельной и групповой работы.

Метапредметные:

- Способствовать формированию эстетического вкуса эмоционально положительного отношение к произведением искусства.

- Стимулировать познавательную активность учащихся к личностно-творческой самореализации.

- Воспитывать ответственности за начатое дело, умению доводить начатое до конца.

- Воспитывать и прививать культуру общения в творческом коллективе.

Предметные:

- Освоить жанры и виды произведений изобразительного искусства.

- Сформировать широкий спектр специальных знаний, умений и навыков, посредствам знакомства обучающихся с живописью, графикой, пленэрной практикой и различными видами декоративно - прикладного искусства;

- Побуждать высказывать простейшие суждение о картинах и предметах декоративно - прикладного искусства;

- Использовать навыки компоновки;

- Передавать приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов.

- Применять направление штриха, линии, согласно формам.

- Обучить составлению узоров в полосе, квадрате, круге.(хохломская роспись)

- Использовать приобретенные знаний и умение в практической деятельности и повседневной жизни.

- Осуществлять оценку произведений искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, уметь объективно оценивать свои работы.

- Осваивать знание основ цветоведения, композиции, перспективы.

- Стимулировать творческую активность к знаниям изобразительной деятельности через организацию персональных и тематических выставок.

 

Результат программы

Планируемые результаты

Личностные

- раскрыть природные задатки и способности детей ( восприятие, воображение, образное мышление, память);

- научить излагать свои творческие замыслы в рисунках, словесное описание произведений искусства;

- привит навыки самостоятельного творческого процесса, сформировать опыт творческой деятельности;

Предметные:

- получение знаний по изобразительной деятельности ( техника масляной живописи, графика, нетрадиционное рисование, батик), их особенности и методы работы;

- приобретение навыков работы с различными материалами и инструментами в процессе выполнения творческих работ и использования различных техник.

Метапредметные:

- развитие устойчивого интереса и мотивации к занятиям изобразительной деятельности;

- развитие у учащихся чувство красоты, желание доставить радость другим людям своим творчеством и самовыражением;

- формирование интереса к изобразительному творчеству, стремления выполнить работу по полученным знаниям, внося свои творческие идеи.

 

Планируемые результаты освоения программы (ЗУН)

К концу 1 года обучения дети должны:

Знать:

• Теоретический материал: жанры изобразительного искусства.

• Цветоведение: основные цвета, теплые, холодные, дополнительные.

• Материалы и инструменты, которыми пользуются художники.

• Монотипию.

• Нетрадиционных методы рисования (вата, нитки, пальцами, мхом и т.д.).

• Композицию. Дети должны иметь представление о композиции.

Уметь:

• Различать картины по жанровой тематике, технике.

• Правильно подбирать цвет в своих работах, дополняя один цвет другим.

• Пользоваться красками (гуашь, акварель), смешивать краски и получать другие цвета. Пользоваться резаком.

• Пользоваться техникой монотипии, придумывать различные рисунки.

• Пользоваться в рисовании ватой, нитками, пальцами. Придумывать интересные композиции.

• Правильно (композиционно) составлять рисунок, поделки.

• Делать поделки из природного материала. Видеть прекрасное во всем, что нас окружает.

 

К концу 2-го года обучения дети должны:

Знать:

• Теорию композиционного построения.

• Композиции из природного материала.

• Основные приемы рисования карандашом, углем.

• Знать основы линейной перспективы.

Уметь:

• Правильно составлять композицию (натюрморт, пейзаж).

• Самостоятельно составлять композиции из природного материала.

• Отличать графику от живописи.

• Различать штрих от тушёвки.

• нарисовать в перспективе: дом, куб, улицу и др.

 

К концу 3-го года обучения дети должны:

Знать:

• Технику безопасного труда, санитарно-гигиенические нормы.

• Понятие «дизайн».

• Технологию фито дизайна (исполнение в схеме натюрморта, пейзажа).

• Приемы и способы постановки натюрморта.

• Технику объемной лепки.

• Историю возникновения и развития хохломского и городецкого промысла.

• Технику хохломской росписи.

Уметь:

• Выполнять композиции из листьев на плоскости (пейзаж, натюрморт).

• Подобрать предметы для постановки натюрморта.

• Лепить рельефные и объемные изделия.

• Отличать хохломские изделия от городецких.

• Исполнять хохломскую роспись.

• Составлять композицию (на полосе, в круге, треугольнике, квадрате, овале).

Особые условия проведения

Условия необходимые для реализации образовательной программы

Важнейшим фактором, влияющим на результативность образовательного процесса, являются условия реализации программы.

1.Наличие необходимого учебного помещения

Изостудии «Мозаика» находится в кабинете, соответствующим всем санитарно– гигиеническим требованиям и оборудованным для занятий группы из 10 человек. В кабинете оформлен стенд по основам цветоведения. Размещены творческие работы учащихся изостудии.

2.Материально-техническое обеспечение

– столы – 4 шт.;

- стулья −10 шт;

- шкафы для хранения наглядные пособий (книги, репродукции, открытки,) учебные материалы и принадлежности;

- этюдники −8шт;

- мольберты −5шт;

- плашеты-10шт.

3.Художественные принадлежности и материалы:

- бумага (формат А-4, А-3);

- краски художественные масляные; – гуашь художественная; -акварель;

- пастельные мелки, уголь; – ножницы, резаки; -нитки, поролон, вата; -клей ПВА; клей бумажный;

-природные материалы: береста, листья различных растений, семечки (овощные, фруктовые), шишки;

- краска водоэмульсионная;

ДВП (дерево – волокнистая плита); – банки для воды.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение

Наличие оборудованного кабинета, рассчитанного на 10 посадочных мест.

Натурный фонд: картины и поделки, выполненные педагогом и учащимися.

Иллюстрации: книги, фотографии, репродукции, открытки, стенд по основам цветоведения.

– Столы – 4 шт.;

- стулья −10 шт;

- шкафы для хранения наглядные пособий (книги, репродукции, открытки,) учебные материалы и принадлежности;

- этюдники −8шт;

- мольберты −5шт;

- плашеты-10шт.

       Художественные принадлежности и материалы:

- бумага (формат А-4, А-3);

- краски художественные масляные; – гуашь художественная; -акварель;

- пастельные мелки, уголь; – ножницы, резаки; -нитки, поролон, вата; -клей ПВА; клей бумажный;

-природные материалы: береста, листья различных растений, семечки (овощные, фруктовые), шишки;

- краска водоэмульсионная;

- ДВП (дерево – волокнистая плита);

– банки для воды.

 

 

Стоимость

Обучение по программе бесплатное.

Видео

[ "" ]