Программа «Говорим правильно»

Актуальность программы обусловлена тем, что формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Формирование интереса к языку должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания, совершенствовать свою речь.

 

 

Ввиду того что речь связана с движениями речевого аппарата, большое место в логопедической работе при дефектах звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика, которая применяется чаще всего при постановке звуков, иногда и на этапе автоматизации звуков. Значение артикуляционной гимнастики вполне оправдано, так как произношение звуков в речи – это сложный двигательный навык.

 

 

Формирование звукопроизношения у детей школьного возраста рассматривается как одно из необходимых условий успешного овладения чтением и письмом. Дети, имеющие сложные речевые нарушения, часто испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы. Причин для этого много. Недостаточно  развиты фонематические процессы. Присутствуют нарушения слоговой структуры слова. Лексический запас качественно и количественно неполноценен. В речи присутствуют аграмматизмы. У школьников отмечается ослабленное речевое дыхание, короткий речевой выдох, сбои дыхательного ритма во время речевого акта. Дети нуждаются в специальных занятиях по развитию интонационной стороны речи.

Педагоги

Шуреева Ирина Федоровна, педагог дополнительного образования.

Расписание

с 01.04.2021г. по 31.05.2021г.

1 раз в неделю - среда 13.15

Содержание программы

Программа реализуется с 01.04.2021г. по 31.05.2021г., рассчитана на 8 часов.

  • Развитие произносительной стороны речи и фонематического слуха – 4 ч
  • Развитие лексико-грамматической и связной стороны речи – 4 ч

Цели программы

Преодоление имеющихся недостатков в  речевом и психическом развитии, способствование формированию и развитию необходимых предпосылок для успешного освоения программы по русскому языку и чтению.

 

 

Задачи:

  • формировать интерес к родному языку;
  • совершенствовать произносительные навыки (развивать чёткую дикцию, интонационную выразительность речи, формировать правильное речевое дыхание);
  • развивать фонематические процессы;
  • формировать навыки правильного дыхания;
  • развивать артикуляционную и мелкую моторику;
  • расширять и активизировать словарный запас;
  • содействовать развитию связной, грамматически правильной речи обучающихся.

Результат программы

Личностные результаты:

Будут сформированы:

  • понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
  • восприятие русского языка как явления национальной культуры;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

 

 

Получит возможность научиться:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений.

 

 

Метапредметные результаты:

Научится:

  • строить сообщения в устной форме;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • использовать знаково­-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.

 

 

Получит возможность научиться:

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

 

 

Научится:

  • задавать вопросы;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • совершенствовать общее языковое развитие.

 

 

Получит возможность научиться:

  • оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • употреблять в речи вежливые слова;
  • работать в паре, группе; выполнять различные роли.

 

 

Предметные результаты:

Научится:

  • четко произносить и различать все звуки родного языка;
  • без ошибок дифференцировать  оппозиционные звуки;
  • отличать звук от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим);
  • распознавать гласные и согласные звуки,  твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах;
  • делить слова на слоги, находить ударный слог;
  • различать антонимы, синонимы, омонимы, омофоны, многозначные слова;
  • владеть просодической стороной речи;
  • оформлять лексико-грамматическую сторону речи;
  • отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады;
  • произносить чистоговорки, скороговорки;
  • строить связные  высказывания;
  • объяснять свои несогласия и пытаться договориться;
  • выражать свои мысли, аргументировать;
  • овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.

Особые условия проведения

Занятия проводятся с обучающимися МБОУ СОШ № 10

Материально-техническая база

Для реализации программы задействован учебный кабинет, соответствующий требованиям СанПиН и пожарной безопасности.

Оборудование учебного помещения:

  • классная и магнитно-маркерная доски
  • парты для учащихся и педагога
  • стулья
  • шкафы для хранения дидактических пособий, учебных и игровых материалов.

Оборудование для проведения занятий:

  • маркерная доска
  • кубики
  • пазлы.

Технические средства обучения:

  • персональный компьютер
  • цветной принтер
  • мультимедийный проектор с экраном.

Материалы необходимые для занятий:

  • учебный комплект на каждого учащегося
  • демонстрационный и раздаточный материалы
  • игровой и дидактический материал, как в бумажном варианте, так и в виде презентаций.

Стоимость

Программа реализуется за счет средств местного бюджета