Программа «Основы финансовой грамотности»

Актуальность данной программы продиктована современным развитием финансовой системы и появлением новых сложных финансовых продуктов и услуг. Программа «Основы финансовой грамотности» даёт ребенку базовые знания из мира финансов. Эти знания ребенок в будущем может использовать для развития умений грамотно пользоваться финансами, управлять ими с пользой для себя и экономики страны.

   

 

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением. Содержание программы ориентирует на формирование ответственности за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

   

 

Отличительная особенность программы - системно-деятельностный и игровой подход к обучению. Обучающийся может быть не только активным участником образовательного процесса, но и в игровой форме постигать азы финансовой грамотности.
   

 

Обучение по программе «Основы финансовой грамотности» проводится в таких формах, как: деловая игра, турнир, викторина, дискуссия, сюжетно-ролевая игра, проектно-исследовательская деятельность. Работа по программе предполагает решение простых экономических задач, что является полезным для совершенствования знаний по математике.

Педагоги

Аржаникова Анна Вадимовна, педагог дополнительного образования.

Образование: высшее, Новосибирский государственный педагогический университет по специальности «Учитель русского языка и литературы», 2017 год.

Повышение квалификации:

  • Педагогическая деятельность в контексте ФГОС НОО и профессионального стандарта» 144 ч., ООО «Центр развития педагогики», 2019 г.
  • «Информационно -коммуникационные технологии в образовательном процесс в соответствии с ФГОС» 72 ч. ООО «Центр развития педагогики», 2020 г.
  • «Одаренные дети в начальной школе: особенности развития мышления» НИПКиПРО, 108 ч., 2021 г.

Достижения педагога:

Участие в конкурсах педагогического мастерства «Учитель будущего», «Педагогическая идея», «Мой лучший урок».

Публикации: сборник «Конструирование образовательных пространств: теория и практика», статья «Компетентностно -ориентированные задания как ресурс, направленный на развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе».

Расписание

Занятия проводятся раз в неделю. Начало занятий в 12.40.

Содержание программы

Программа реализуется с 01.04.2021г. по 31.05.2021г., рассчитана 8 часов:

Что такое деньги и откуда они взялись (2 часа).

История появления денег. Развитие денежной системы до наших дней. Рассмотрим деньги поближе.

 

 

Современные деньги России и других стран (2 часа).

Деньги России и других стран: какие они. Рассмотрим деньги поближе: настоящие и поддельные деньги.

 

 

Доходы и расходы семьи, их виды (2 часа).

Бюджет и его виды. На что семья тратит деньги.

 

 

Как умно управлять своими деньгами (2 часа).

План доходов и расходов. Сбережения: зачем они нам нужны?

Цели программы

Развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

 

 

Личностные результаты:

  • развитие внимательности, целеустремленности, сообразительности, трудолюбия в ходе решения учебных задач;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
  • формирование адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

 

 

Метапредметные результаты:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • проявление познавательной и творческой инициативы;
  • умение доказывать и аргументировать свою точку зрения, строить небольшие монологические высказывание в зависимости от учебной ситуации;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;  
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

 

 

Предметные результаты:

  • понимание и правильное использование экономических терминов;
  • представление о роли денег в семье и обществе;
  • умение характеризовать виды и функции денег;
  • знание источников доходов и направлений расходов семьи;
  • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
  • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения: проведение элементарных финансовых расчётов оценивания, включая самооценку и взаимооценку. 

Результат программы

У обучающихся могут быть развиты следующие личностные качества:

  • коммуникабельность, внимательность, трудолюбие и целеустремленность;
  • умение сотрудничать с коллективом;
  • адекватная мотивация учебной деятельности, проявляющаяся в понимании того, ради чего обучающийся поучает новые знания.

 

 

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • основные способы решения проблем творческого и поискового характера;
  • как осуществлять основные логические действия: сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • способы проявления  познавательной и творческой инициативы;
  • как доказывать и аргументировать свою точку зрения, строить небольшие монологические высказывания в зависимости от учебной ситуации;
  • каким образом договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;  
  • с помощью каких инструментов осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • о существовании различных точек зрения и признавать права каждого иметь свою точку зрения.

 

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • понимать и правильное использовать экономические термины;
  • характеризовать виды и функции денег;
  • определять источники доходов и направления расходов семьи;
  • рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
  • определять элементарные проблемы в области семейных финансов и пути их решения:
  • проводить элементарные финансовые расчёты оценивания, включая самооценку и взаимооценку.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Учебное помещение: кабинет №15.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, принтер.
Информационное обеспечение: электронные образовательные ресурсы (аудио, видео), специальные компьютерные программы, информационные технологии.

Стоимость

Программа реализуется за счет средств местного бюджета, в рамках муниципального задания учреждения