"История родного края"

Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи. Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своѐ место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся. Краеведение как учебный предмет предполагает планомерное изучение своего края, постоянное накопление фактов и сведений о родных местах, их систематизацию и обработку. Изучение краеведения это своеобразная научно-исследовательская работа, которая требует постоянного собирания и изучения всех современных и исторических материалов о своем родном крае.

Суть краеведческого принципа заключается в том, что он позволяет в знакомой учащимся местности, в повседневной обстановке наблюдать действительность в соотношениях и связях ее отдельных компонентов и использовать результаты этих наблюдений для того, чтобы на полученных реальных представлениях формировать понятия, составляющие основу первых научных знаний о мире. Краеведение как учебный предмет имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту историческими и географическими фактами, духовно-нравственное, научное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю учащихся, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

Педагоги

Учебный процесс должны организовывать квалифицированные педагоги, соответствующие требованиям единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Содержание программы

Курс программы состоит из 15 разделов.

1 раздел - «Введение в краеведение»

Этот раздел программы направлен на формирование начал краеведческой культуры, осознанно-правильного отношения к родному краю. В учащемся закладывается первоначальное представление о возникновении р. Чик, происхождении Коченевского района.

 

2 раздел - «Мой край на карте Родины»

В этом разделе программы дети знакомятся с границами территории и географическим положением Коченевского района, Новосибирской области сравнивают с картой Российской Федерации. Знакомятся с историей появления р.п. Чик.

3 раздел – «Я и моя семья»

В данном разделе дети знакомятся с понятиями: семья, род, наследие, традиции и т.п. Многие дети совсем не знают историю своей семьи. В этом разделе дети готовят сообщения о членах своей семьи, составляют свое генеалогическое древо.

 

4 раздел – Дом, в котором я живу или хотел бы жить»

На основе фотографий и иллюстраций дети рассматривают фасады и интерьеры старых домов. Раскрывается понятие «Мой дом – моя крепость». Дети сравнивают современное жилье с жилищем людей прошлых времен.

 

5 раздел – «Моя улица»

В этом разделе программы учащиеся знакомятся с названием улиц города названных в честь наших земляков. Акция «Познакомь жителей посёлка с историей земляков - именами которых названы улицы » (Приурочена к 12 декабря – к дню Героев Отечества). Филворд “Их именами названы улицы города”.

6 раздел – «Наша школа»

Дети знакомятся с традициями, историей своей школы.

 

7 раздел – «Моя малая Родина»

Раздел направлен на знакомство с историей возникновения родного города, легендами и преданиями. Дается представление о возникновении р.п. Чик. Рассматривают историю некоторых названий, характерных для нашей местности. Показывается роль коренных жителей области в развитии истории и культуры края.

Анализируется, как изменился посёлок за время его становления, что отличает современный посёлок.

Экскурсия по посёлку. Знакомство с архитектурой.

 

8 раздел – «Природа нашего края»

В этом разделе дети знакомятся с растительным и животным миром родного края (виртуальная экскурсия в краеведческий музей).

Акция «Сохраним посёлок чистым!»

 

 

9 раздел – «Что дает наш край стране»

Этот раздел знакомит детей с промышленными предприятиями поселка, района. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.

 

10 раздел – «Наш край богат талантами»

Дети знакомятся с творчеством художников, писателей, поэтов родного края. Творческая мастерская: Обложка к книге местных поэтов и писателей (Приложение 4).

 

11 раздел – «Наш край в годы Великой Отечественной войны»

Раздел направлен на знакомство с людьми-тружениками тыла, героями ВОВ.

 

12 раздел – «Афганистан: история и судьбы»

Раздел направлен на встречу с участниками афганских событий.

13 раздел – «Герб района»

Лекция «Символика и геральдика Коченёвского района».

Творческая работа по созданию символа (герба) своего района в любой из техник декоративно-прикладного творчества (пластилинография, квиллинг, торцевание, оригами мозаика и др.).

 

14 раздел – «День карьеры»

В этом разделе дети знакомятся с интересными профессиями местных жителей.

 

15 раздел – «Специальные темы»

Специальные темы по просьбам, предложениям детей, и заказам конкурсной программы. Помощь в подготовке к участию в конкурсах различных уровней.

Цели программы

Формирование интереса обучающихся к культурному наследию, историческому прошлому и настоящему р.п. Чик, Новосибирской области на основе познавательной, практической и исследовательской деятельности.

Результат программы

Воспитанники должны знать:

- Основные этапы истории города: возраст города Шарья, происхождение его названия, географическое положение, историю символики;

- природные особенности своего края, особенности животного и растительного мира;

- историю своей семьи;

- название улиц названых в честь знаменитых людей р.п.Чик;

- правила поведения в общественных местах;

- архитектурные, скульптурные памятники города, природные заповедные места;

- имена и достижения знаменитых земляков;

- героев р.п.Чик в годы Великой Отечественной войны;

- участников военных событий в Афганистане;

- крупные промышленные предприятия города;

- особенности труда людей наиболее распространенных профессий;

- средние специальные учебные заведения своего города.

Воспитанники должны уметь:

- находить и использовать дополнительную информацию о родном крае;

-работать в семейных архивах;

- работать с историческими документами;

- самостоятельно или в группе собирать краеведческий материал для творческой работы;

- оформлять материалы, создавать экспозиции;

-проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка;

-посещать музеи и другие культурные учреждения.

Будут сформированы обще учебные умения и личностные качества:

- развитая зрительная, слуховая и моторная память;

- устойчивость внимания, наблюдательность;

- любознательность;

- умение работать в группе;

- умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;

- умение слушать и слышать друг друга;

- дружелюбие.

Особые условия проведения

В конце каждого полугодия проводится промежуточная аттестация, выявляющая результативность обучения (викторины, тестирование, опросы, конкурсы).

Отслеживание личностного развития обучающихся осуществляется методом наблюдения и собеседования.

Материально-техническая база

Для реализации программы необходимо:

1) помещение (кабинет);

2) качественное электроосвещение;

3) технические средства обучения (экран, ноутбук, проектор, демонстрационный экран, интернет)