Программа «Решение нестандартных задач по математике»

Программа «Решение нестандартных задач по математике» направлена на развитие интереса школьников к математике, на знакомство с новыми идеями и методами решения нестандартных задач, на развитие творческого мышления, на формирование способности исследовать, находить новые и отбирать рациональные способы при решении нестандартных задач.

 

 

Данная программа формирует точность мысли, критичность мышления, интуицию, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственные представления, способность к преодолению трудностей; формирует представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов; воспитывает отношение к математике как к части общечеловеческой культуры.

 

 

Прикладная направленность обеспечивается систематическим обращением к задачам из реальной жизни, к примерам, раскрывающим возможности применения математики в условиях бытия.

 

 

Новизна данной программы заключается в том, что она направлена на владение широким спектром приёмов и способов рассуждений, так как в курсе данной программы предусмотрено решение ряда комплексных задач, включающих в себя знания из разных разделов математики.

 

 

Актуальность программы обусловлена тем, что стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявлять гибкость и творчество, не теряясь в ситуации неопределенности, нестандартности. Сегодня актуален вопрос подготовки со школьной скамьи научно-технических кадров для общества.

 

 

Отличительной особенностью данной программы является ее практическая значимость во всех предметных областях образовательного процесса.

 

 

Практические занятия позволят обучающемуся оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы и предоставят ему возможность работать на уровне повышенных возможностей.

Педагоги

Вагнер Оксана Анатольевна, учитель математики высшей квалификационной категории. Образование высшее, НГПИ. Педагогический стаж работы – 28 лет.

 

Повышение квалификации :

1. «Обучение математике в специализированных 7-9 классах», 36 ч., НИПКиПРО, декабрь 2020 г.

2. «Методология и технологии дистанционного обучения в общеобразовательной организации», 49 ч., ООО «Центр инновационного образования и воспитания», ноябрь 2020 г.

3. «Формирование и развитие общепользовательской ИКТ – компетентности педагогического работника в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта», 19 ч, ООО «Центр инновационного образования и воспитания», декабрь 2019 г.

4.«Подготовка учащихся к ЕГЭ по математике в рамках ФГОС», 72 ч, Фоксфорд, декабрь 2019 г.

Расписание

Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу. В кабинете №45

Содержание программы

Программа реализуется с 01.04.2021г. по 25.05.2021г., рассчитана на 8 часов.

 

1. Задачи на проценты, сплавы и смеси. (1ч)

2. Задачи на движение по прямой. (1ч)

3. Задачи на движение по кругу. (1ч)

4. Задачи на совместную работу. (1ч)

5. Построение графиков кусочно-непрерывных функций. (1ч)

6. Построение графиков функций, содержащих модуль. (1ч)

7. Геометрические задачи на доказательство. (1ч)

8. Комбинации многоугольников и окружностей. (1ч)

Цели программы

Формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету, интенсивное формирование деятельностных способностей, развитие логического мышления; вовлечение учащихся в научную деятельность по математике

 

 

Задачи:

Образовательные (предметные):

  • научить различным приемам решения нестандартных задач;
  • научить строить графики кусочно-непрерывных функций и читать их;
  • помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;
  • интегрировать знания по разнообразию методов решения геометрических задач на доказательство.

 

 

Личностные:

  • формировать общественную активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие;
  • формировать систему нравственных межличностных отношений, культуру общения, умение работы в группах через работу над поиском решения задачи;
  • стремиться к формированию взаимопонимания и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, содействуя открытому и свободному обмену информацией, знаниями.

 

 

Метапредметные:

  • развитие мотивации к поисково- исследовательской деятельности;
  • развитие потребности в самореализации, самостоятельности, ответственности, активности.

Результат программы

В результате реализации программы учащиеся будут:

Знать:

  • приемы и методы решения нестандартных задач;
  • этапы построения графиков кусочно-непрерывных функций;
  • приёмы «раскрытия модуля»;
  • методы решения геометрических задач на доказательство
  • некоторые приёмы решения комбинированных геометрических задач

 

 

Уметь:

  • самостоятельно определять цели поискового действия, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения нестандартных задач;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами поиска, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;
  • работать индивидуально и в группе на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

 

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообразованию;
  • активная жизненная позиция.

Особые условия проведения

Занятия проводятся с учащимися МБОУ СОШ № 3 (9 классы), имеющими по предмету «Математика» отметки по итогам 1,2,3 четвертей не ниже «4»

Материально-техническая база

1. Учебное помещение: база школы № 3.

2. Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, поурочный презентационный материал, парты и стулья в соответствии с требованиями СанПиН.

3. Информационное обеспечение:

https://rosuchebnik.ru/books/elementary/2124040o5-8.pdf

https://infourok.ru/videouroki/matematika

https://nsportal.ru

https://www.edu54.ru/community/group/57/

4. Педагогические технологии, используемые в программе: технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, личностно-ориентированная технология.

5. Дидактические материалы, используемые в программе:

1. Прокопенко Н. «Задачи на смеси и сплавы», М: Чистые пруды, 2010

2. Галкин Е.В. «Нестандартные задачи по математике: задачи логического характера», М., Просвещение, 1996г.

3. Звавич Л. И. и др. Геометрия 8-11 класс. Пособие для школьников и классов с углублённым изучением математики. – М.: Дрофа, 2000.

4. И.Н. Гельфанд «Функции и графики (основные 5риёмы)». М., 1968. 5. Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К. «Как решают нестандартные задачи». – М.: МЦНМО, 2015

Стоимость

Программа реализуется за счет средств местного бюджета, в рамках муниципального задания учреждения