Программа «Пеликан» Вожатский отряд

           Важной стратегией работы дополнительного образования детей становится допрофессиональная подготовка и профессиональная ориентация детей, которая включает в себя не только получение знаний по выбранной специальности, но и широкий диапазон практической работы, где каждый воспитанник может воспитывать и реализовывать свои возможности.

           

Начальная допрофессиональная подготовка в дополнительном образовании не просто актуальна и диктуется веянием времени, а по-настоящему востребована. Профессия вожатый – как традиционное явление советской школы воспитания и образования – тоже проходит этап перестройки.

           

Вожатый – воспитатель особого типа, он реализует уникальные возможности воспитательного процесса, как в условиях образовательного процесса школы, так и в условиях лагеря дневного пребывания.Данная программа предоставляет «профессиональный старт» будущим педагогам и организаторам культурно- массовых мероприятий.

           

Программа рассчитана на желающих реализовать, свои организаторские и творческие потребности и почувствовать свою значимость в организации содержательного досуга младших детей и своих сверстников во время проведения досуговых программ в школьное время и в летний период.

           

Практические занятия включают в себя моделирование досуговой деятельности детского коллектива во внешкольное время, организацию и проведение игровых программ, досуговых мероприятий с детьми с учетом их возраста и особенностей. Обучение проводится по технологии коллективного творческого дела, которым воспитанники овладеют по окончанию курса.

Педагоги

Кокорина Дарья Анатольевна, учитель; образование: высшее (Новосибирский Государственный Педагогический Университет, факультет педагогического образования изобразительного искусства, кафедра изобразительного искусства); квалификация: студент НГПУ; стаж работы 1 год. 

Содержание программы

Учебный план
1 год обучения

№ Наименование темы Всего часов

1. Комплектование группы. Введение в курс программы. Техника безопасности. Диагностика (мотивация) 3ч.

2. Основы организаторской деятельности вожатого 12ч.

3. Развитие коллектива в условиях детского лагеря 12ч.

4. Закономерности возрастного развития ребёнка 12ч. 

5. Копилка отрядного вожатого 21ч.

6. Игровая деятельность в лагере 21ч.

7. Основы безопасности и жизнедеятельности 12ч. 

8. Организация досуговой деятельности 15ч.

9. Коллективно-творческие дела 30ч.

10. Оформительская работа 6ч.

11. Работа в каникулы в пришкольных лагерях 12ч.

2. Анализ работы. 1,5
Итого: 157,5 ч.

Цели программы

Цель программы:
           обеспечить подготовку вожатых для работы по организации досуговой деятельности детей в школах и лагерях дневного пребывания, развивая их творческие, лидерские, коммуникативно-организаторские способности и педагогическую технику.

 

Задачи программы:
Личностные
- расширение пространства социального взаимодействия, смена круга общения, проба и освоение социальных ролей;
- обогащение индивидуального опыта в организации собственной жизнедеятельности, опыта взаимоотношений с другими людьми;
- активная позиция старшеклассника, выраженная в позитивном отклике на деятельность, в активном участии, выдвижении идей, в организаторской деятельности;
- реальное достижение успеха в конкретных видах деятельности, наличие программы собственного развития;
- умение анализировать деятельность.

 

Метапредметные
- знание и понимание требований, предъявляемых к вожатому с точки зрения его безопасности.
- приобретение опыта в организации и проведении мастер - класса, опыта работы с детскими инициативами процесса в коллективе.

 

Предметные результаты
- знать особенности возрастного периода младшего школьного возраста;

- знать нормы охраны жизни и здоровья детей;

- знать нормативно-правовые основы работы вожатого;

- знать педагогические основы временно сформированного детского коллектива;

- знать схему развития лагерной смены;

- знать методики коллективно-творческих дел;

- знать педагогические возможности и методику проведения игр.
- уметь проводить диагностику (индивидуальных особенностей личности и уровня развития коллектива);

- уметь проектировать (коллективную и индивидуальную работу с детьми в отряде и собственную педагогическую деятельность);

- уметь конструировать (творческие воспитательные дела);

- уметь организовывать (жизнедеятельность отряда, работу группы и собственную деятельность);

- уметь применять коммуникативные навыки (взаимодействие с детьми,

осуществление индивидуального подхода к ребенку);

- уметь применять аналитико-рефлексивные навыки (анализ педагогических ситуаций, анализ собственной деятельности);

- уметь применять навыки оформительской работы (оформление отрядного уголка, изготовление призов).

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать: 
- знать особенности возрастного периода младшего школьного возраста;

- знать нормы охраны жизни и здоровья детей;

- знать нормативно-правовые основы работы вожатого;

- знать педагогические основы временно сформированного детского коллектива;

- знать схему развития лагерной смены;

- знать методики коллективно-творческих дел;

- знать педагогические возможности и методику проведения игр.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь
- уметь проводить диагностику (индивидуальных особенностей личности и уровня развития коллектива);

- уметь проектировать (коллективную и индивидуальную работу с детьми в отряде и собственную педагогическую деятельность);

- уметь конструировать (творческие воспитательные дела);

- уметь организовывать (жизнедеятельность отряда, работу группы и собственную деятельность);

- уметь применять коммуникативные навыки (взаимодействие с детьми,

осуществление индивидуального подхода к ребенку);

- уметь применять аналитико-рефлексивные навыки (анализ педагогических ситуаций, анализ собственной деятельности);

- уметь применять навыки оформительской работы (оформление отрядного уголка, изготовление призов).

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

- расширение пространства социального взаимодействия, смена круга общения, проба и освоение социальных ролей;

- обогащение индивидуального опыта в организации собственной жизнедеятельности, опыта взаимоотношений с другими людьми;

- активная позиция старшеклассника, выраженная в позитивном отклике на деятельность, в активном участии, выдвижении идей, в организаторской деятельности;

- реальное достижение успеха в конкретных видах деятельности, наличие программы собственного развития;

- умение анализировать деятельность.

Материально-техническая база

Учебное помещение: актовый зал. Материально-техническое обеспечение: музыкальная аппаратура, компьютер, мультимедия, сценические костюмы.Информационное обеспечение: учебно-методические материалы преподавателей ФГБОУ ВПО «НГПУ»: Е.А. Белая, к.п.н., Б.А. Дейч, к.п.н.,  Н.В Кошман, к.п.н., Е.В. Лисецкая,  к.п.н., В.С. Пель, к.п.н.