Программа "Мелкая моторика"

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. 

 

Данная программа позволяет не только развивать познавательные процессы, но и реализовывать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослым и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов – служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволяет детям почувствовать свою успешность. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу.

 

Педагоги

Руднева Анна Федоровна, высшая квалификационная категория, воспитатель.

Содержание программы

Учебный план.

1. Изобразительная деятельность - 5ч.

2. Графические упражнения - 2 ч.

3. Развитие тонкой моторики рук - 3ч.

4. Общеукрепляющий массаж - 2 ч.

Цели программы

Цель программы - развитие мелкой моторики рук через различные виды деятельности.

 

Задачи:

Обучающие:

1.                 Формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаз, гибкость рук, осязательное восприятие (тактильную, кожную чувствительность пальцев рук).

2.                 Способствовать формированию графических навыков письма

3.                 Формировать практические умения и навыки.

4.                 Знакомить с различными видами деятельности.

 

Развивающие:

1.                 Совершенствовать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических дей­ствий.

2.                 Развивать способность координированной работы рук со зрительным восприятием.

3.                 Развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, память.

4.                 Развивать речь детей.

5.                  Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

 

Воспитательные:

1.                 Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, уважение к чужому труду, чувство товарищества)

2.                 Воспитывать внимательность, усидчивость, целенаправленность.

3.                 Воспитывать художественный вкус.

Результат программы

К концу первого года занятий дети должны знать:

·                     основные виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, диагональная);

·                     несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками.

 

Должны уметь:

·                     правильно держать карандаш;

·                     рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии, круги;

·                     работать с трафаретами;

·                     поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот;

·                     заштриховывать предметы тремя способами;

·                     застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;

·                     завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.

 

К концу второго года занятий дети должны знать:

·                     виды штриховки (простая и комбинированная);

·                     геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, ромб);

·                     несколько способов ритмического выкладывания предметов на плоскости;

·                     виды шнуровки (крестообразная, через край, параллельная);

·                     понятия «диагональ», «сторона», «центр», «верхний правый угол», «верхний левый угол», «нижний левый угол», «нижний правый угол».

 

Должны уметь:

·                     работать с трафаретами;

·                     уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме;

·                     правильно держать ручку, карандаш;

·                     ориентироваться ни листе бумаги, в тетради, на строке, на странице;

·                     выполнять шнуровку разными способами;

·                     вырезать симметричные детали;

·                     рисовать элементы по образцу и самостоятельно;

·                     писать слуховые диктанты по клеточкам;

·                     правильно держать ножницы и работать с ними.

Особые условия проведения

Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам.

Программа описывает курс по развитию мелкой моторики для детей старшего возраста 5-7 лет.

Материально-техническая база

Занятия по данной системе предполагают проведение следующих видов работ.

1.Работа на листах тетради, разлинованных в клетку.

2.Занятия по изобразительной деятельности. Выполнение аппликаций, рисование, лепка.

3. Развитие тонкой моторики пальцев рук. Предполагает проведение:

- пальчиковой гимнастики;

- «пальчиковых шагов»;

- пальчиковых игр;

- работы с природным материалом (в том числе «песочная» и «глиняная» терапия);

- работы с использованием «бросового» материала (компьютерной клавиатуры, спичек, телефонных дисков, шнуровок, застежек, прищепок, бусинок разного размера, пуговиц и т.д.);

- развивающих игр (с использованием пирамидок, мозаики, конструктора, пазлов, игрушек-вставок, геометрических фигур, счетных палочек и т.д.);

4. Общеукрепляющие мероприятия. Предполагают проведение:

- ручной терапии (игр-массажей);

- массажа пальцев рук и ладонных поверхностей (грецкими орехами, шестигранными карандашами, мячиками су-джоку, самомассаж).