Программа "Умники и умницы" (5-7 лет)

Программа «Умники и умницы» является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой и отнесена к социально-гуманитарной направленности. Уровень освоения – ознакомительный. Процесс обучения направлен на развитие интеллекта и креативности как основных составляющих умственного развития ребенка.

Настоящая программа описывает курс развития интеллектуально – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, по которой осуществляются дополнительные образовательные услуги. Программа разработана на основе источников, приведённых в списке литературы.

Новизна и отличительные особенности образовательной программы состоит в том, чтоб каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад, вырастить не только сознательных членов общества, не только здоровых и крепких людей, но и инициативных, думающих работников, способных на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся. И этого можно, и нужно достичь через совместную деятельность взрослых и детей с использованием игр, логических задач – их решений и обсуждений.

Занятия в детском творческом объединении «Умники и умницы» становятся одним из положительных эмоционально-окрашенным общением со взрослыми. Совместные игры детей со взрослыми и детьми, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий делают пребывание ребёнка в детском творческом объединении радостным.

 

Педагоги

Престинская Алёна Николаевна - педагог дополнительного образования без квалификационной категории.

Содержание программы

1.   Вводное занятие. 1 час.
2.   Восприятие формы, цвета, пространства. 4 часа.
3.   Память и внимание. 7 часов.
4.   Решение логических задач. 5 часов.
5.   Фантазии. 2 часа.
6.   Итоговое занятие. 1 час.
Всего часов: 20.

Цели программы

Цель программы:  стимулирование познавательной активности детей, мышления и развития речи.

Задачи программы:

Образовательные:

- поддержать интерес к интеллектуальной деятельности обучающихся;

- ознакомление с логическими приемами запоминания;

- формирование тактильных ощущений.

 

Развивающие:

-    развитие мотивации к познанию мира через собственную созидательную деятельность;

-    развитие навыков самостоятельности и уверенности в себе;

-    развитие умения слушать и понимать речь других;

-    развитие восприятия формы, цвета и пространства у дошкольников;

-    развитие двигательной памяти, коммуникативных навыков;

-    развитие слухового внимания, развитие воображения, мышления.

Личностные результаты:

-     активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

-     проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

-     проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

-     оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметные:

-     характеризовать явления и предметы, давать им объективную оценку и описание на основе освоенных знаний;

-     общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения, взаимопомощи и дружбы;

-     управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;

-     технически правильно выполнять последовательные и логические действия, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Результат программы

Ожидаемые результаты:

В результате обучения по данной программе обучающиеся должны научиться:

·       логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

·       обоснованно делать выводы, доказывать;

·       находить разные решения нестандартных задач.

Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.

Личностные качества:

·       Формирование любознательности, сообразительности;

·       умение анализировать, обобщать, слушать, доказывать свою точку зрения;

·       развивается самостоятельность в принятии и выборе решений;

·       развивается речь;

·       учатся доводить начатое до конца.

 

В результате обучения по данной программе обучающиеся должны уметь:

·       делать выводы, простейшие умозаключения.

·       уметь логически рассуждать при решении задач логического характера;

·       описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

·       выделять существенные признаки предметов;

·       анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать между собой предметы, слова, числа;

·       находить закономерность;

·       классифицировать предметы, слова, числа;

·       определять последовательность событий;

·       выявлять функциональные отношения между понятиями и явлениями;

В результате обучения по данной программе обучающиеся должны знать:

·       признаки предметов;

·       отношение между предметами типа «род – вид»;

·       отношения между предметами типа «часть – целое»;

·       определения тех или иных понятий и явлений.

Особые условия проведения

Так как дети дошкольного возраста аттестацию не проходят, для них проводится мониторинг путём наблюдения за выполнением логических задач и игр с обучающимися.

Материально-техническая база

Кадровое обеспечение.

Образовательная программа осуществляется под руководством одного педагога по профилю деятельности.

 

Материально-техническое обеспечение.

Занятия по программе проводятся в специально оборудованном кабинете:

-удобная мебель и её правильная расстановка;

-воздушно-тепловой режим (поддерживается оптимальная температура 19-21 градусов и относительная влажность 50-60%, используется естественная вентиляция при проветривании кабинета);

- хорошая освещённость;

- чистота кабинета (проводится ежедневная влажная уборка);

- эстетика кабинета (использована краска, не дающую бликов, спокойные цвета для окраски мебели, стен и потолка, на полу постелен линолеум светлого оттенка);

- грамотное оформление кабинета (имеются в наличии инструкции по технике безопасности и правилам поведения, а также рекомендации по соблюдению правильной осанки, комплексы упражнений для снятия напряжения).

Кабинет оснащён ноутбуком. Имеются разнообразные игровые пособия.

 

Методическое обеспечение программы

Формы работы:

·     Фронтальная - подача учебного материала всей группе одновременно;

·     Индивидуальная - самостоятельная работа учащихся с оказанием помощи педагогом при возникновении затруднения, не уменьшая активности учащихся и содействуя выработки навыков самостоятельной работы;

·     Групповая - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности.

 

Наиболее приемлемыми формами работы являются:

- наглядные игровые материалы;

- презентации;

- кубики, лего, «Башня».

Методы и приемы:

·          педагогическое наблюдение;

·          оценка работ творческой деятельности обучающихся;

·          беседы, опросы;

·          обновление содержания программы.

 

Методы обучения:

Словесное пояснение – передача информации теоретической части занятия;

·          Показ принципа исполнения – показ технологии исполнения работы;

·          Метод самоконтроля – выполнение самостоятельной части практического занятия;

·          Метод проблемного обучения – метод, когда процесс решения задачи ребёнком, со своевременной и достаточной помощью педагога, приближается к творческому процессу;

·          Эвристический – выработка логического и алгоритмического мышления.

 

Технологии обучения:

Учебный диалог.  На занятиях выслушивается мнение обучающегося, организуется работа так, чтобы каждый ребенок самостоятельно делал выводы, находил наиболее рациональный способ решения поставленной задачи. Обучающийся учится спорить, доказывать, общаться, находить свой способ изучения и закрепления преподаваемого материала. Педагог - равноправный участник диалогового общения, он высказывает свое мнение, но никогда в обязательном порядке не навязывает его участникам дискуссии.

Личностно-ориентированный подход в обучении – признание индивидуальности, ценности каждого ребёнка, его развития как индивида. Целью личностно-ориентированного обучения является развитие познавательных и творческих способностей обучающегося, максимальное раскрытие индивидуальности ребенка.

 

Применяемые элементы здоровьесберегающих технологий

Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает.

Условия снятия нагрузки и утомляемости:

- систематически проводить гимнастику для глаз, упражнения для улучшения мозгового кровообращения, а также физкультминутки общего назначении;

- создавать благоприятный эмоциональный климат (доброе слово или народная мудрость, юмор, понимание, помощь), у обучающихся не должно быть стеснения или страха обратиться за разъяснением или помощью;

- чередовать различные виды работ, т.к. смена видов деятельности (в том числе разнообразные формы работы) является крайне необходимым условием здоровьесбережения.