Программа "Художественная обработка металла"

 Художественная обработка металла – увлекательный вид творческой деятельности. С полным основанием можно утверждать, что история художественной обработки металла имеет тот же возраст, что и сама история металлообработки. Один из ярчайших персонажей греческой мифологии бог-кузнец Гефест не только ковал мечи, но и в совершенстве владел техникой выколотки, чеканки, виртуозно инкрустировал бронзовые изделия золотом, оловом, серебром.  

 

Актуальность программы. Данная образовательная программа нацелена на развитие личности обучающихся средствами технического творчества на основе учета их индивидуальных особенностей, способностей и склонностей.  Актуальность программы заключается в том, что процесс обучения осуществляется с учетом следующих принципов: широкий выбор объектов труда, разнообразных по уровню сложности изготовления, соответствие объектов труда психофизиологическим особенностям ребенка, его индивидуальным запросам и потребностям.  

 

Отличительные особенности и новизна программы заключается в том, что, в процессе её реализации обучающиеся знакомятся с технологией холодной ковки металла для изготовления декоративных изделий для ландшафтного дизайна, опираются на знания, полученные на уроках черчения, технологии и изобразительного искусства. При разработке программы  использовались пособия

 

Адресат программы – обучающиеся 14-17 лет, заинтересованные в дополнительном изучении технического творчества и моделирования. Состав групп- разновозрастной. Набор в группы по желанию обучающихся и их родителей. Заниматься могут, как мальчики, так и девочки.

 

Объем программы – 360 часов.

Длительность реализации программы – два года. 

Режим занятий

2 часа 2 раза в неделю согласно расписанию - первый год обучения.

2 часа 3 раза в неделю согласно расписанию - второй год обучения.

  Уровень сложности - Базовый уровень.   

Форма обучения- очная.

 

Программа реализуется на базе МКОУ Андреевской СОШ имени Г. Приходько.

632791, Новосибирская область Баганский район с. Андреевка ул. Центральная, 19

Педагоги

Кулик Сергей Михайлович, педагог дополнительного образования Баганского Дома детского творчества по совмещению, общий педагогической стаж работы 12 лет, в данной должности шесть лет, имеет 1 квалификационную категорию.

Расписание

вторник 15.30-17.10

четверг 15.30-17.10

 

 

понедельник 15.30-17.10

среда 15.30-17.10

пятница 15.30-17.10

Содержание программы

1 год обучения

Вводное занятие - 2ч.
Основы безопасности труда-2ч.
Основные сведения о металле-6ч.
Основные виды художественной обработки металла-6ч.
Просечной металл-32ч.
Чеканка-30ч.
Художественное литье-28ч.
Художественная ковка-14ч.
Кузнечные инструменты и оборудование, используемые при художественной ковке-24ч.

 

2 год обучения 

Вводное занятие-2ч.
Основы безопасности труда-2ч.
Основные кузнечные операции, правильные и безопасные приемы работы-32ч.
Эскизирование кованых изделий, эскизирование отдельных элементов, создание рабочих чертежей-24ч.
Кованые элементы, их классификация, терминология-18ч.
Технология ковки и предварительная обработка отдельных элементов-36ч.
Технология соединения отдельных элементов-12ч.
Электродуговая сварка, сварочное оборудование, технология сварки при кузнечных работах-22ч.
Технология ковки сложного изделия-8ч.
Технология предварительной и окончательной отделки кованых изделий- 42ч.
Использование возможностей Интернет для поиска информации по художественной обработке металла, знакомства с лучшими образцами декоративно- прикладного искусства, создания эскизов и рабочих чертежей-7ч.
Организация и проведение выставок работ обучающихся- 9ч.
Заключительное занятие- 2ч.

Цели программы

Цель - развитие творческих способностей и мышления обучающихся в процессе освоение различных видов технического творчества.

 

Задачи:

·  Личностные:

- формировать технически развитую личность, знакомую с историей зарождения и становления художественной обработки металла;

- формировать и развивать следующие личностные характеристики:

 - ответственность и независимость; гражданскую позицию;

 - самостоятельность в наблюдениях,  обобщениях, выводах;

 - восприимчивость к новому и необычному;

 - культуру общения;

 - стремление украсить и гармонизировать окружающий мир.

 

·   Метапредметные:

-  развивать мотивацию к техническим видам деятельности;

-  формировать потребность в саморазвитии, самостоятельности;

-  уметь пользоваться различными источниками, владеть ИКТ –

   компетенциями;

-  быть готовым к постоянному профессиональному росту,

   приобретению новых знаний;

-  формировать умение работать в команде (группе).

 

·   образовательные (предметные)

- развить познавательный интерес к техническому творчеству, приобретение практических навыков работы с различными материалами и оборудованием;

- познакомить обучающихся с основными видами художественной обработки металла - просечным металлом, чеканкой, художественным литьем, художественной ковкой;

-  обучить  основным операциям при кузнечных работах, познакомить обучающихся с основными инструментами и оборудованием, используемыми при кузнечных работах и правильными и безопасными приёмами работы.

- научить самостоятельно создавать и изготавливать изделия из металла

 декоративно - прикладного назначения.

 

Результат программы

1 год обучения

 

Приобретут знания:

- по истории зарождения и развития художественной обработки металла и о перспективах ее применения для художественного преобразования окружающей среды;

- об основных направлениях в художественной обработке металла;

- об оборудовании, инструменте и приспособлениях, применяемых в основных направлениях художественной обработки металла;

- о кузнечных инструментах, приспособлениях и оборудовании, применяемых при кузнечных работах;

об основных материалах, применяемых для художественной обработки металлов и их свойствах;

- об основных положениях техники безопасности при художественной обработки металлов.

 

 

 

Научатся:

- приемам правильной и безопасной работы с различным инструментом;

- работать на сверлильном, токарном и заточном станках;

-технологическим приемам художественной обработки металла по направлениям: просечной металл, чеканка, художественное литье;

- выполнять эскизы художественных изделий из металла;

- изготавливать художественные изделия в технике пройденных разделов (просечной металл, чеканка, художественное литье);

- приемам работы ручным кузнечным инструментом.

должны овладеть терминологией, иметь представление обо всем многообразии ручного кузнечного инструмента, уметь правильно определять вид и назначение каждого инструмента, и приемы работы с этим инструментом.

 

 

Приобретут опыт творчества:

- при прохождении разделов программы у ребят формируется и развивается художественный вкус, возникает необходимость художественного преобразования действительности, стремление к совершенству и самосовершенству;

- при проведении практических работ у ребят формируется и развивается самостоятельность, мастерство, творческая индивидуальность.

 

 

Приобретут опыт эмоционально ценностных отношений:

- возникновение интереса к творческой деятельности;

- поддержание его устойчивости и широты;

- периодическое испытание чувства удивления и восхищения;

- проявление радости от использования своих возможностей;

- развитие художественного вкуса, стремление к красоте и гармонии;

- открытие новых впечатлений.

 

 

По итогам освоения программы 2-го года обучения  обучающиеся:

 

 Приобретут знания:

 - о современном состоянии и тенденциях в области художественной обработки металла;

- об основных кузнечных операциях;

- о технологии ковки отдельных элементов сложного изделия;

- об электродуговой сварке и технологии выполнения сварочных работ в художественной ковке;

- о способах предварительной и окончательной отделки кованых изделий и технологиях их выполнения;

- по применению компьютера в процессе изготовления изделий декоративно- прикладного искусства.

 

 

 

Освоят следующие умение и навыки:

- использовать справочную литературу, компьютерные технологии;

- рисовать эскизы будущих изделий, создавать рабочие чертежи;

- правильно подбирать материалы;

- применять традиционные и новаторские технологии в художественной обработке металлов и создании высокохудожественных кованых изделий;

- творчески преобразовывать окружающую среду, подчинять ее законам гармонии и совершенства.

 

 

Приобретут опыт творчества:

- возможность раскрыть и реализовать свой творческий потенциал в области художественной обработки металла;

- освоение разнообразных технологий и способов творческой деятельности;

- решение всевозможных эстетических задач разными способами художественной выразительности;

- постижение гармонии окружающего мира , постижение чувства прекрасного;

- применение накопленных знаний и умений в новых творческих разработках.

 

 

 

 

 

 

 

 

Материально-техническая база

 

Материально-технические условия:

·        Кабинет технологии, соответствующий требованиям Сан ПИН.

·        Станки, машины.

·        Инструменты, приспособления для ручных работ.

·        Материалы ( металлический прут, листовое железо).

 

Станки:

- металлообрабатывающие (токарный, сверлильный, фрезерный, заточной, отрезной).

Оборудование и инструменты:

- нагревательные приборы (муфельная печь, переносной горн);

- сварочный аппарат;

- электроинструмент (ручная дрель, отрезная машина, бормашина);

- слесарный верстак;

- набор слесарного инструмента;

- набор кузнечного инструмента и приспособлений;

- покрасочное (кисти, компрессор, аэрограф, шланги).

 

Мультимедийное оборудование:

 

- компьютер, принтер, ксерокс;

- видеомагнитофон, телевизор;

- программное обеспечение по темам занятий;

- фото  и видеоархив.

 

Кузнечное оборудование и материалы:

 

- наковальня;

- кузнечные вилки;

- ручной кузнечный инструмент;

- заготовки из малоуглеродистой стали (круг, пруток, полоса);

- листовой металл (жесть, листовая медь, листовая латунь);

- бронза в слитках;

- силумин, Амг - сплавы в слитках;

- бумага, копировальная бумага, калька, чертежный инструмент, лекала;

- краски (алкидные, акриловые).