Программа «Военная история России»

Одна из приоритетных задач общества и государства – это патриотическое воспитание детей и подростков. Изменения политической обстановки в мире требуют укрепления гражданской позиции подрастающего поколения. Обществу нужны инициативные, дисциплинированные, смелые люди, считающие себя патриотами.

 

Патриотизм – это любовь к Родине, к своему народу. Это стремление своими действиями защищать Отечество от врагов. Патриотизм является сложным и многогранным явлением, так как интегрирует в своем содержании множество компонентов: социальных, политических, исторических, культурных, духовно-нравственных. Истинный патриотизм выражается в единстве духовности, гражданственности и социальной активности человека. Для развития этих качеств требуется создать прочный фундамент – воспитать в детях и подростках любовь и интерес к истории своего народа.

 

Изучение подвигов и доблести русских людей способствует формированию чувства гордости за своей народ и страну. Данная Программа призвана расширить кругозор учащихся, сформировать интерес к истории России и ответственное отношение к будущему страны.

 

Образовательная программа состоит из 28 учебных тем, направленных на детальное изучение военной истории России с древнейших времен до начала XXI века. Работа по Программе организуется на добровольных началах, в ее основу положен личностно-ориентированный подход в обучении. На занятиях школьники могут смело высказываться и выражать свое мнение, не боясь получить негативную оценку или быть непонятыми.

 

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития навыков сбора и анализа информации, а также умения работать в паре или в группе. Программа ориентирована на нравственное, культурное и интеллектуальное воспитание. Изучение битв и сражений формирует стратегическое мышление.

 

Занятия направлены на формирование чувства верности профессиональному долгу. Дети понимают, что для защиты Родины важно быть ответственными и дисциплинированными, добросовестно относиться к учебе. Обучающиеся знакомятся с жизнью и подвигами людей, которые героически сражались за Родину. Это воспитывает в детях высокие морально-психологические качества, желание вести здоровый образ жизни, чтобы быть физически выносливыми и стойкими.

Педагоги

Кирсанова Юлия Юрьевна, Новосибирский Государственный медицинский университет, ст. преподаватель кафедры психиатрии, неврологии и клинической психологии.

Образование НГПУ, 1995 год. Институт дефектологии и медицинской психологии, Москва, 2007 год. Повышение квалификации — Первый государственный медицинский университет им. Павлова, 2019 год, Диагностика и ведение больных с дисфагией, г. Санкт-Петербург, 250 часов.

Кирсанова Ю.Ю. Влияние злоупотреблений интернетом на жизненные приоритеты подростков. Journal of Siberian Medical Sciences, vol 4 (2019). ИПЦ НГМУ, 2019 г. 

 

Луценко Андрей Александрович, директор МБОУ г. Новосибирска СОШ №7.

Образование — высшее НГПИ, 1984 год. Высшая квалификационная категория — учитель истории, высшая квалификационная категория — руководитель, повышение квалификации: 2018 год, специалист по государственному и муниципальному управлению, 620 часов. Академия дополнительного образования. Публикация в 2020 году — Современная школа России: трагедия и надежда, Чебоксары, 2020 год. 

 

Луценко, Андрей Александрович.
Великая Россия [Текст] : (кадетские марши и походы) ; Педагогика и политика : (размышления Русского Учителя и Офицера) / Луценко Андрей Александрович. - Новосибирск : Изд-во Сибирского гос. Ун-та водного транспорта, 2017. - 141 с. : ил., табл., портр.; 20 см.; ISBN 978-5-8119-0748-9 : 100 экз

Луценко, Андрей Александрович (1962-).
Письма победителям / Андрей Александрович Луценко. - Новосибирск : Изд-во Сибирского гос. ун-та водного трансп., 2020. - 285 с. : ил., портр.; 21 см.; ISBN 978-5-8119-0836-3 : 100 экз.

Луценко, Андрей Александрович (1962-).
Отдалённые залпы [Текст] / Андрей Александрович Луценко. - Новосибирск : Новосибирская гос. акад. водного транспорта, 2015. - 108 с. : цв. портр.; 20 см.; ISBN 978-5-8119-0622-2 : 100 экз.  

Луценко, Андрей Александрович (1962-).
Чтобы на нас не кончилась Россия! [Текст] / Андрей Александрович Луценко. - Новосибирск : Изд-во Сибирского гос. ун-та водного трансп., 2015. - 267 с. : ил., портр., табл., факс.; 20 см.; ISBN 978-5-8119-0636-9 : 100 экз

Луценко, Андрей Александрович (1962-).
Великой России надежда и свет : Луценко А. А. : монография. - Чебоксары : Интерактив плюс, 2019. - 143 с. : ил.; 21 см.; ISBN 978-5-6043527-1-7 : 500 экз.  

Неровные линии жизни / А. А. Луценко. - Новосибирск : Вертикаль, 2020. - 208 с. : ил., портр., табл.; 20 см.; ISBN 978-5-904933-05-0 : 500 экз.  

Луценко, Андрей Александрович (1962-).
Наставнику Кадет / А. А. Луценко. - Новосибирск : Вертикаль, 2016. - 239 с. : ил., табл.; 21 см.; ISBN 978-5-904933-04-3 : 700 экз.  

Луценко, Андрей Александрович (1962-).
История возрождения кадетского образования в России на рубеже XX-XXI веков [Текст] / Луценко А. А. - Новосибирск : СГУВТ, 2016. - 226 с. : ил., портр., табл.; 20 см.; ISBN 978-5-8119-0679-6 : 100 экз

 

Иванова Юлия Юрьевна.

НГПУ, Институт дополнительного образования Профессиональная переподготовка «Дошкольное образование» (диплом государственного образца).

СГГА (ныне СГУГиТ). Аспирантура.

СГГА (ныне СГУГиТ ), кафедра экологии и природопользования.

Геоэколог (специалист).

Содержание программы

Образовательная программа состоит из 28 учебных тем, направленных на детальное изучение военной истории России с древнейших времен до начала XXI века.

Тема 1. О мужестве, о доблести, о славе. Символы воинской доблести и славы (2 часа)
Тема 2. Начало военной истории Руси. Походы Олега, Игоря, Святослава (2 часа)
Тема 3. Борьба с половцами (1 час)
Тема 4. Батыево нахождение на Русь (2 часа)
Тема 5. Подвиги Великого Благоверного Князя Александра Невского (2 часа)
Тема 6. Монгольское иго. Куликовская битва. (2 часа)
Тема 7. Войны Руси XV – XVI вв (2 часа)
Тема 8. Ливонская война (1 час)
Тема 9. Поход Ермака в Сибирь (1 час)
Тема 10. Смутное время (1 час)
Тема 11. Битва за Украину (2 часа)
Тема 12. Петр Пёрвый.  Северная война. (3 часа)
Тема 13. Семилетняя война (1 час)
Тема 14. Наполеоновские войны (2 часа)
Тема 15. Русско-турецкие войны XIX (7 часов) 
Тема 16. Отечественная война 1812 года (1 час)
Тема 17. Заграничный поход русской армии (1 час)
Тема 18. Кавказская война 1817-1864 гг. (2 часа)
Тема 19. Крымская война 1853-1856 гг. (1 час)
Тема 20. Войны в Средней Азии (1 час)
Тема 21. Русско-турецкая война 1877- 1888 гг. (2 часа)
Тема 22. Русско-японская война 1904-1905 гг. (1 час)
Тема 23. Первая мировая война (2 часа)
Тема 24. Гражданская война на территории Российской Империи (2 часа)
Тема 25. Войны и военные конфликты СССР до 1941 года (2 часа)
Тема 26. Великая Отечественная война (3 часа)
Тема 27. Войны и конфликты 1945 – начала XXI  века (3 часа)
Тема 28. Операция в Чечне. Операция в Сирии. (3 часа)

Итого: 55 часов.

 

Цели программы

Освоение знаний о важнейших военных событиях отечественной истории. Патриотическое воспитание личности с правильной гражданской позицией.

 

Задачи программы:

Личностные:

- воспитание гражданственности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими военно-исторических традиций, нравственных установок;

- формирование способности понимать историческую обусловленность и закономерности явлений и процессов, определять и осознавать собственную позицию в отношении военно-исторических событий и личностей;

- формирование любознательности и интереса к истории России и своего народа;

- развитие коммуникативных навыков, самостоятельности, социального сотрудничества.

 

Метапредметные:

- формирование умений устанавливать истинность и ложность суждений, находить связи между явлениями, анализировать полученную информацию;

- формирование умения выдвигать гипотезы или версии в процессе познания истории России;

- формирование умения мыслить логически, убеждать и лучше понимать собеседника, объяснять и отстаивать свою точку зрения;

- овладение способами исследовательской деятельности;

- овладение навыками работы над творческими проектами;

-формирование умений работы с учебной, научно-популярной и художественной литературой.

 

Предметные:

- углублять знания об основных военно-исторических событиях;

- формирование умений анализа исторических источников, характеристики военных деятелей, сражений, проводить сравнительный анализ данных разных источников, выявлять их сходство и различие;

- овладение знаниями и умениями работы с хронологией, историческими фактами;

- формирование способности разрабатывать и презентовать исторические проекты, решать творческие задачи.

Результат программы

У обучающихся могут быть развиты следующие личностные качества:

- осознание своей гражданской позиции, самоидентификация, знание истории своего народа;

- освоение патриотических традиций и ценностей российского общества;

- осмысление военно-исторических традиций, нравственных установок;

- определение собственной позиции в отношении военно-исторических событий;

- любознательность, интерес к истории России.

 

В результате освоения программы обучающиеся будут знать:

- основные этапы и ключевые события военной истории;

- характерные качества выдающихся личностей военных действий и сражений;

- исторические факты и хронологию событий;

- понимать причинно-следственные связи исторических событий.

 

В результате освоения программы обучающиеся будут уметь:

- устанавливать истинность и ложность суждений, находить связи между явлениями, анализировать полученную информацию;

- выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий;

- работать с различными информативными источниками, научно-популярной литературой;

- проводить исследования, критически анализировать полученную информацию;

- проводить сравнительный анализ исторических данных;

- создавать и защищать творческие проекты, составлять план и конспекты своей деятельности, готовить доклады и рефераты по выбранной теме.

 

Особые условия проведения

Программа платная.

Материально-техническая база

Учебные кабинеты:

Обучение проводится в оборудованных учебных кабинетах с использованием учебно-материальной базы, соответствующей установленным требованиям (учебная мебель соответствует возрастным группам); с применением современных образовательных технологий, с соблюдением режима обучения в соответствии с санитарными нормами.

Спортивные залы, пришкольный стадион.

 

 Оборудование и технические средства обучения.

Компьютер с соответствующим программным обеспечением.

Мультимедийный проектор.

Экран (монитор, электронная доска).

Магнитно-маркерная доска.

 

Учебно-наглядные пособия:

Демонстрационные печатные пособия (схемы, плакаты, таблицы).

Макеты вооружения.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование (мячи волейбольные, баскетбольные, мячи набивные, скакалки, обручи, скамейка гимнастическая).

Средства доврачебной помощи (аптечка).

 

Информационное обеспечение:

1. Борисов Н.С. Русские полководцы 13 - 16 веков. М., 1993.

2. Военная энциклопедия. http://www.claw.ru/book/encilopedia.html

3. Вооружение Руси в 11 – 13 вв. Вопросы истории 1997, №1

4. История военного искусства. А.А. Строков. М.,1994.

5. Школьная энциклопедия «Руссика». М., 2003

6. Энциклопедия для детей. Аванта+. М., 1999.

7. История России с древнейших времен до конца XVII века./ А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров; отв. Ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. – ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.

8. Символы и награды Российской державы/ В.Н. Балязин, А.А. Кузнецов, Н.А. Соболева. – М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2006.

9. Халин К.Е. Полководцы России. – М.: ООО “Дом славянской книги”, 2005.

10. Зверев Б.И. Страницы военно-морской летописи России: Книга для учащихся средних и старших классов. – М.: Просвещение, 1992.