Программа "Краеведение"

Программа помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрируя и обогащая знания, развивая познавательный интерес обучающихся, приобщая их к творческой деятельности, формируя практические и интеллектуальные умения и навыки.

Большое значение  в программе  уделяется  краеведческой работе с пожилыми жителями села,комплексному изучению природы, населения, хозяйства, этнографии, истории, археологии, культуры в их динамике, в данной местности.

Учащиеся получают краеведческие знания с помощью музейных и мультимедийных средств, расширяют свой кругозор, в непринужденной обстановке.

Педагоги

Позднякова Жанна Григорьевна учитель первой квалификационной категории, имеет средне- специальное педагогическое образование.

Содержание программы

Содержание разделов и тем

Раздел 1. Введение (1ч)

Теория.Вводная беседа. Инструктаж по техника безопасности Задачи и содержание работы краеведческого кружка «Краеведение». Особенности работы историков-краеведов. Значение работы кружка. Организация занятий. Значение работы кружковцев.

 

Раздел 2.  Музей и музейное дело  (16ч)

Теория.Работа школьного краеведческого музея.Фонды музея и их значение. Паспорт экспоната. Классификация и систематизация музейных экспонатов, правилам хранения вещественных исторических источников. Правила оформления текстов для музейной экспозиции. Работа экскурсовода. Знакомство с видами экскурсий, памяткой проведения экскурсий.Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая). Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина).

Практические занятия: составление тематико-экспозиционного плана. составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; проведение экскурсий для учащихся школы и гостей;организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея.

 

Раздел 3.«Военно-патриотическая работа» (16 ч)

Теория.Значение военно-патриотической работы. Край во время Великой Отечественной войны. Участники войны наши деды и прадеды, уроженцы села Новомихайловка. Участие односельчан в боевых действиях в Афганистане и Чеченской Республике. Встречи с участниками войны и ее очевидцами. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость. Использование военно-патриотического материала на уроках.

Практические занятия: встречи с тружениками тыла и выпускниками школы довоенных лет – ветеранами Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний; сбор материалов для школьного музея; подготовка временных выставок, Составление проектных и исследовательских работ, защита своихрефератов.

 

Раздел 4.«История школы»(12 ч)

Теория.Изучение истории школы. Школа в годы Великой Отечественной войны. Ученики школы – герои Великой Отечественной войны и труда.Пропаганда героических подвигов советских воинов. Выпускники школы. Основные события в жизни школы. Деятельность пионерской и комсомольской организаций. Практические занятия: поиск документов;

Практические занятия: поиск и обработка документов по истории школы (официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы);встреча – с ветеранами и тружениками тыла, детьми Великой Отечественной войны – выпускниками школы, запись их воспоминаний, сбор материалов для школьного музея, подготовка рефератов, временных выставок; создание книги «Золотые и серебряные медалисты школы».

 

Раздел 5. «Изучаем культуру родного края» (13 ч)

Теория. Территория и границы родного края. История края. Наш край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны. Школьный музей как источник изучения родного края. Родной край сегодня, перспективы развития. Происхождение названий улиц села. История развития хозяйства.Памятники культуры и их значение: научное, историческое и художественное. Творчество народа.

Практические занятия: экскурсии по памятным местам района и села, фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея;встречи с представителями культуры, науки, тружениками села;оформление собранного материала в виде альбомов и папок;составление индивидуальных проектных и исследовательских работ, защита своих работ.

 

Раздел 6.  «Туристические возможности родного края» (8 ч)

Теория.Физико-географическая и характеристика края: географическое положение, рельеф, климат, почвы, растительный и животный мир. Экскурсионные объекты: культурные, архитектурные, природные.Организация и проведение исторических экспедиций. Как определять цели и район экспедиции. Как комплектовать группы и распределять обязанности. Как разрабатывать маршрут экспедиции.

Практические занятия: экскурсии по родному краю(природные объекты, музеи, культурные места);фотографирование наиболее интересных объектов;подготовка материалов для школьного музея; проектные работы.

 

Раздел7. «Семейный архив»(4 ч)

Теория.Семейный архив, как источник изучения истории семьи.История рода. Род, родня, родные. Понятия «поколение», «потомки», «предки». Кто кому как приходится. Роль отца и роль матери в семье. О бабушках и дедушках. Смена поколений. Преемственность в семье.

Практические занятия: составить родословную; разработка проектных и исследовательских работ, выступления и защита своих проектов.

Раздел7. «Итоговое занятие»(1 ч)

Теория Анализ работы за текущий учебный год.

Цели программы

Формирование информационных и коммуникативных компетенций в области краеведения, гражданского и патриотического сознания обучающихся посредством краеведческой деятельности.

Результат программы

Обучающие (предметные):

- ребята узнают историю и современную жизнь своего посёлка;

- узнают об официальных символах региона, района;

- научатся читать тематические карты;

- ребята смогут привести конкретные примеры по описанию памятников истории и природы родного края;

- овладеют методикой ведения экскурсий.

Воспитательные (личностные):

- сформируется гражданское качество патриотического отношения к России и своему краю, личностно-ценностные отношения к своему родному краю;

- Укрепятся отношения между представителями разных поколений Развивающие (метапредметные):

- сформируется  образное и логическое мышление;

- повысится познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности;

- разовьётся чувство собственного достоинства приосознания своей роли в жизни родного края;

 

Особые условия проведения

Бесплатная программа

Материально-техническая база

Для реализации программы необходимо:

- музейная комната или оборудованный кабинет (стол для педагога, столы для обучающихся, стулья);

- технические средства обучения(мультимедийный проектор с экраном, ноутбук или стационарный компьютер (системный блок, клавиатура, мышь, монитор) с соответствующим программным обеспечением и подключением к Интернету, цифровой фотоаппарат;

- учебно-методическое обеспечение (дополнительная общеобразовательная программа, учебно-методический комплект: дидактические материалы, видеотека, методические рекомендации, инструменты для проведения исследовательской деятельности (планшеты, ноутбуки, канцелярские принадлежности),расходные материалы (бумага, магнитные носители)