Программа «Умная пчелка»

Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. Использование мини-робота «Bee-Bot» развивает интерес к техническому творчеству и первоначальным навыкам программирования.

 

 

Обучение идёт от простой техники выполнения задания к более сложной. Занятия построены в соответствии с возрастом детей, со временем года. Первые занятия каждой тематики являются обучающими. Через прямое обучение дети знакомятся с объектами, явлениями, при помощи которых будут решаться предполагаемые проблемные ситуации. На последующих занятиях умения и навыки действий с объектами и явлениями формируются и закрепляются.

 

 

Методика этих занятий такова, что детей побуждают выполнять действия с объектами, выбирать алгоритмы, при этом развивать и совершенствовать математические способности. От занятия к занятию происходит переход от наблюдения за действиями взрослого, программирующего игрушки к коллективному программированию, а затем к самостоятельному программированию. Последние занятия направлены на самостоятельное составление алгоритмов и программирование.

 

Педагоги

Усова Светлана Васильевна, воспитатель высшей квалификационной категории

Уровень образования: высшее

Повышение квалификации: 

  1. "Технология активного обучения и практика в дополнительном образовании", ООО "Центр непрерывного образования и инноваций", 72 часа, 2020г.
  2. "Применение метода экспериментирования в дошкольном образовании", ООО "Московский институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов", 108 часов, 2019г.

Содержание программы

 

Учебный план (1-й год обучения - 38ч.)

  1. «Знакомство с новыми друзьями» - 4ч.
  2. «Новые домики пчёлок» - 5ч.
  3. «Осенние приключения пчёлок» - 5ч.
  4. «Научим пчёлок считать до 10» - 5ч.
  5. «Сказки для пчёлок» - 3ч.
  6. «Пчёлки заблудились» - 5ч.
  7. «Весёлое путешествие пчёлок» - 3ч.
  8. «Космическое путешествие» - 3ч.
  9. «Танцуем вместе с пчёлками» - 5ч.

 

Учебный план (2-й год обучения - 38ч.)

  1. «Играй-отдыхай!» – 3ч.
  2. «Почемучки» – 3ч.
  3. «Путешествие по городу» – 3ч.
  4. «На помощь к умной пчеле» – 4ч.
  5. «Путешествие по стране сказок» – 3ч.
  6. «Дорожная грамота» – 3ч.
  7. «Грамотный пешеход» – 4ч.
  8. «Кто где живёт» – 3ч.
  9. «Накорми животное» – 3ч.
  10. «Волшебные звуки» – 3ч.
  11. «Знатоки правил дорожного движения» – 3ч.
  12. «Прощание с Умными пчелками» – 3ч.

 

Цели программы

Развитие научно-технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение элементарным основам программирования.

        Задачи программы:

Обучающие:

  • Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, на ограниченной территории (игровое поле), понимать смысл пространственных отношений; учить ориентироваться на ограниченной территории (игровое поле).
  • Знакомить с планом, схемой, маршрутом, картой.
  • Учить читать простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве.

Развивающие:

  • Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигать программируемых роботов «Bee-bot» в заданном направлении (вперёд – назад, направо – налево, вверх - вниз), обозначать словами положение предметов по отношению к себе и роботам «Bee-bot»,
  • Развивать языковую культуру и формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

  • Способствовать проявлению самостоятельности, активности в процессе сборки конструкции.
  • Воспитывать чувства уважения к людям различных профессий.
  • Формировать у детей основы технической безопасности и безопасности жизнедеятельности при работе с электронными устройствами.

Результат программы

В результате реализации программы дети будут знать:

  • основы программирования мини-роботов «Bee-Bot»,
  • способность выбирать пути решения поставленной задачи, участников команды, малой группы (в пары);
  • технику безопасности при выполнении практико-ориентированных заданий;
  • начальные знания и элементарные представления о робототехнике, знать компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования.

В результате реализации программы дети будут уметь:

  • демонстрировать технические возможности мини-робота «Bee-bot», создать программы движения на компьютере с помощью педагога и запускает их самостоятельно;
  • соблюдать правила безопасного поведения при работе с комплектом мини-роботов «Bee-bot»;
  • проявлять интерес к исследовательской и творческо-технической деятельности,
  • задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения решения поставленной задачи;
  • склонен наблюдать, экспериментировать;
  • способен к принятию собственных решений по программированию, опираясь на свои знания и умения, умеет корректировать программы движения мини-робота «Bee-bot».

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

Личностными результатами является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события);
  • называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:

  • определять, различать и называть маршрут моделирования мини- робота «Bee-bot»
  • конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему, путь движения.
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать предметы и их образы.

Регулятивные УУД:

  • уметь работать по предложенным инструкциям.
  • умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью воспитателя.

Коммуникативные УУД:

  • уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о маршруте движения мини-робота.
  • уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Особые условия проведения

Состав группы - постоянный, занятия - групповые, с ярко выраженным индивидуальным подходом.

Занятия проводятся по группам одного возрастного состава не более 8 человек во второй половине дня.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:

Общее количество часов в год – 38 часов.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 1 академический час - 25 минут (с детьми 5-6 лет), 30 мин с детьми 6-7 лет.

Общее количество часов в месяц – 4 часа.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. 

Форма организации детей на занятии: подгрупповая.

Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и подгрупповая работа, самостоятельная и практическая работа)

Материально-техническая база

Пространственно-предметная среда:  групповая комната, соответствующая санитарным нормам СанПин.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Инновационные средства обучения-программированные мини-роботы «Bee-Bot»
  2. Коврик «FarmyardMat» («Ферма»)
  3. Коврик «Геометрические фигуры»
  4. Коврик «Город»
  5. Коврик «Зоопарк»
  6. Базовый коврик
  7. Самодельные коврики с многофункциональной основой.
  8. Демонстрационные наглядные пособия: плакаты, картины, игрушки, предметы ближайшего окружения, иллюстрации, дидактические игры на развитие творческого воображения.
  9. Раздаточный материал: корзинка, фишки разных цветов, карточки с изображением листа, карточки с изображением грибов, маски животных для робота, карточки-схемы слова, карточки со схемами слоговой структуры или карточки с цифрами.
  10. Оборудование для физминуток: мячи, обручи.

Информационное обеспечение: ноутбук, динамики, экран, проектор, музыкальная колонка. Доступ к сети интернет.

Стоимость

Обучение по данной программе платное. Стоимость одного занятия 170 руб.