Программа «ЭкологиЯ»

  Программа эффективна для развития у детей экологического сознания и культуры, навыков правильного поведения в природе, введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики и познавательной активности. Обучающийся должен уметь сам увидеть проблемы, выделить предмет и объект исследования, сформулировать гипотезу. Поставить цель исследования и сформулировать задачи, подобрать методику исследования, материалы и оборудование для проведения работы. Приобретённые, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный подход позволяет на занятиях сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому её усвоению, развитию компетентностей в практике научного исследования. Развивается творческая деятельность и креативное мышление у учащихся, что способствует формированию активной жизненной позиции.

 

Педагоги

Байдина Екатерина Николаевна, учитель биологии

Содержание программы

 

Содержание изучаемого курса

1.Природа нашей местности 14 часов (4часатеории, 2часа практики)

Вводный инструктаж по технике безопасности при проведении замятий. Предмет и задачи курса «Эколог-исследователь. Особенности природы села Соколовское, ее богатство и разнообразие, географическое положение села, внутренние воды, растительный и животный мир.

Практические занятия:  

1.      Изучение и описание географическое положение села.

 

2.Воздушная оболочка нашей местности 4 часа (2часа теории, 2 часа практики)

Строение воздушной оболочки Земли. Характеристика климата своей местности.

 

Практические занятия:

 

1.      Практическая работа «Характеристика климата своей местности».

 

3.Растительные богатства села 4 часа(2 часа теории, 2часа практики)

Введение «Растительные богатства села».Изучение видового состава растений в окрестностях села.

Практические занятия:

1.      Изучение видового состава растений в окрестностях села.

 

4.Агроклиматические ресурсы села 4 часов( 2часа теории, 2 часа практики)

Понятие почвы, ее свойств. Плодородие.

Практические занятия:

1.      Исследование механического состава различных типов почв.

 

5.Водные ресурсы села 4часа (2 часа теории, 2 часа практики)

Общая характеристика водных экосистем.Изучение характеристики экосистем.

Практические занятия:

1.      Изучение характеристики экосистем.

 

6.Антропогенное влияние на природу села 2 часа (2 часа теории).

Виды и особенностиантропогенного воздействия.

 

7.Радиационное загрязнение окружающей среды 4 часа(2часа теории, 2 часа практики)

Понятие радиации, её виды. Влияние солнечной радиации на живые организмы.

Практические занятия:

   1.Влияние солнечной радиации на живые организмы.

8. Качество окружающей среды и здоровье человека 4 часа (2часа теории, 2часа практики)

Общее понимание здоровья. Загрязнение среды и возможные нарушения здоровья человека.

Практические занятия:         

1.      Определение влияния образа жизни на состояние здоровья. 

9.Современные проблемы охраны природы 4часа(2 часа теории, 2часа практики)

Природа Земли – источник материальных ресурсов человечества. Современные проблемы охраны природы.

Практические занятия:

1.      Практическая работа: «Проведение социологических опросов по проблемам окружающей среды»

  

Цели программы

 

Содействие в передаче комплекса знаний, умений и навыков о природе родного села  и края;  формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования навыков на уровне практического применения. Создание условий для социально-профессионального самоопределения. Привитие учащимся любви к своей малой родине, бережного отношения к природе, расширение их экологических знаний, воспитание экологической культуры личности, формирование основ экологической грамотности через исследовательскую  и проектную деятельность.

 

Результат программы

 

Планируемые результаты

В рамках программы “Эколог- исследователь” в качестве основных планируемых результатов будут у детей сформированы следующие умения и навыки:

   1.Предметные результаты

1.      Обучающиеся познакомилисьприродой родного села, района, ее экологическим состоянием;

2.      Ознакомились с методиками исследовательской деятельности в природе;

3.      Выработали умения давать оценку экологического состояния экосистемы;

4.      Сформировалась  потребность в природоохранной деятельности посредством проведения экологических акций;

5.      Научились новым педагогическим технологиям - проектированию и исследовательской деятельности

 

      2.Личностные результаты

1.      Сформированы коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Сформировано осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.

2.      Развиты потребности в умственных впечатлениях, познавательная активность и любознательность, интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, доказывать, строить рассуждения, делать выводы, прогнозировать последствия и др.).

3.      Сформировано ответственное отношения к учению, готовность и способность, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

4.      Освоены правила поведения в природной среде, роль обучающихся в пропаганде природоохранных знаний; сформировано проявление желания и стремления улучшать состояние окружающей среды в своей местности.    

 

 3.Метапредметные результаты

1.      Развита мотивация к практической  деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.

2.      Умеют соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

3.      Сформированы универсальные учебные действия.

4.      Умеют оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; умеют донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других.

       

Материально-техническая база

  

1.                  Кабинет для занятий кружка. 

2.                  Шкаф для хранения таблиц, дисков, пособий, справочных материалов.

3.                   Сканер, принтер, цифровой аппарат. Компьютеры, с установленным программным обеспечением МiсгоsoftWindows 7, Мiсгоsoft Оffice  2007, Аdobe Рhotoshop

4.                  Оборудование по биологии (микроскоп, различные виды луп, ёмкости для сбора материала, пипетки, скальпели, стекла покровные и предметные, термометр для воды и воздуха, чашки Петри, лабораторные иглы).

5.                  Бумага для принтера, СД – диски, папки для бумаг, канцелярские принадлежности.

6.                  Наглядные пособия (гербарии растений, коллекции семян, макеты растений и животных, чучела птиц).

7.                  Иллюстративный материал (таблицы, фотоматериалы, рисунки).

8.                  Канцелярские принадлежности (ручки, карандаши, клей, тетради).

9.                  Компьютерные презентации по  темам программы.

10.              Информационный материал к темам программы.

11.              Видеофильмы по экологии.

12.              Энциклопедии по экологии.

13.              Раздаточный материал (карточки, таблички с алгоритмами выполнения заданий).

14.              Методические пособия (тесты по темам, задания, опросники)

Правила поведения в природе.