Программа «Домоводство»

Актуальность программы определяется ее направленностью  на практическую подготовку воспитанников к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития воспитанников, оставшихся без попечения родителей.

 

 

Занятия по домоводству проводятся группами из 5 человек, что позволяет каждому воспитаннику, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, овладеть основными способами приготовления пищи. Кроме того, данные занятия способствуют усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей.

 

 

Реализация программы по принципу усложнения и увеличения объема сведений, обеспечивает возможность систематизированно формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, а также, использовать на практике полученные знания и умения. Основными формами и методами обучения по программе являются практические работы, что способствует развитию самостоятельности, критичного мышления и исследовательских навыков, что необходимо для самостоятельной жизни в социуме. 

 

 

На каждом занятии отводится время для повторения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыкам обращения со стеклянной посудой, кипятком. Так же дети постоянно приучаются к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до автоматизированного навыка.

 

 

Программа направлена на развитие навыков самостоятельности и социализации. Основа программы - практическая деятельность.

Педагоги

Мануйлова Ольга Викторовна - учитель 1 категории

Педагогический стаж: 13 лет

Квалификация по диплому:
Педагог - психолог.
Начальные классы

Направление подготовки и/или специальность :
Педагогика и психология.

Повышение квалификации:

2019 г. Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС;


2020 "Психолого - педагогические аспекты профессиональной компетентности педагогических работников в условиях реализации ФГОС" 72 часа;


2020 "Способы психокоррекции и профилактики в реалиях современного мира" 72 часа

В 2017 г. пройдена переподготовка в АНО "Академия дополнительного профессионального образования" по программе дополнительного профессионального образования, "Специальное (дефектологическое) образование. Психологическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья", 512 ч.

Расписание

Занятия проводятся 1 в неделю по 2 часа (45 минут) с 15 минутным перерывом.

Содержание программы

Программа реализуется с 01.02.2021 г. по 31.05.2021 г., рассчитана на 268 часов:

  1. Вводное занятие (техника безопасности) – 3 часа;
  2. Овощи - 44 часа;
  3. Яйцо - 44 часа;
  4. Молоко и молочные продукты - 44 часа;
  5. Крупы и блюда из круп - 44 часа;
  6. Макаронные изделия и бобовые культуры - 44 часа;
  7. Сладкие блюда и напитки - 44 часа.
  8. Итоговое занятие - 1 час.

Цели программы

Формирование у воспитанников знаний о самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам.

 

 

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять знания нравственного поведения, норм этики в ближайшем семейном окружении в обществе.
  • Формировать у каждого воспитанника правила ведения семейного хозяйства, практические умения, связанные с самообслуживанием.
  • Прививать  навыки  трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное от­ношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнер­гии, строгое соблюдение правил безопасной работы и гигие­ны труда; воспитывать желание и стремление к приготовлению доб­рокачественной пищи; творческого отношение к домашнему труду;

Коррекционно - развивающие:

  • развивать индивидуальные качества: ловкость, внимание, наблюдательность, память, находчивость, смекалку, воображение, фантазию;

Воспитательные:

  • воспитывать личностные ка­чества: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
  • воспитывать интерес к национальным традициям.

Результат программы

 В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • виды продуктов;
  • виды первичной обработки овощей;
  • виды  использования яиц в кулинарии;
  • виды круп и блюд из круп, макаронных изделиях и бобовых культурах,     их использовании в кулинарии;
  • виды сладких блюд и напитков, технологию приготовления;
  • правила по оказанию первой помощи  при ожогах, поражении электротоком, пищевых отравлениях;
  • технологию нарезки свежих и отварных овощей;
  • виды молочных продуктов; блюда из молока, правила определения качества  молочных продуктов;
  • общие сведения о сладких блюдах; холодных напитках и приготовлении блюд из них.

 

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • освоить технологию приготовления отварных яиц, омлета, украшений из яиц;
  • определить крупу по внешнему виду, приготовить блюда из крупы, макаронных и бобовых культур;
  • оказывать первую помощь при ожогах, поражении электротоком, пищевом отравлении;
  • по рецепту готовить блюда из яиц, определять их качество;
  • готовить блюда из молока, кисломолочных продуктов;
  • готовить блюда из овощей и фруктов;
  • определять крупу по внешнему виду;
  • готовить блюда из круп;
  • готовить блюда из макаронных изделий и бобовых культур;
  • готовить компот и морс;
  • подготовить свою форму к работе;
  • выбирать посуду для приготовления блюда;
  • сервировать стол к завтраку, обеду, ужину;
  • проводить первичную обработку овощей;
  • подбирать продукты и готовить бутерброды;
  • заваривать чай;

 

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • уверенность в будущем жизнеустройстве;
  • ответственное отношение к собственной жизни;
  • уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;
  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
  • навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • эстетические потребности, ценности и чувства;
  • умение адекватно оценивать результаты труда.

Особые условия проведения

Занятия проводятся только с обучающимися МКОУ Чумаковской школы - интернат.

Материально-техническая база

1. Занятия проводятся на базе кабинета домоводства школы - интернат.

2. Оборудование: раковина, кухонный гарнитур, столы, стулья  (в соответствии с СанПиН), электрическая плита, холодильник, духовой шкаф, микроволновая печь, формы для выпечки пончиков, тостерница, термопот, мясорубка, доски разделочные, набор кухонных ножей, кастрюли эмалированные, сковороды, дуршлаг, терка, скалка нож консервный, чайник,  половник, чайный сервиз,столовый сервиз, толкушка, набор столовых приборов, сито, лопатка, кисточка.

3. Информационное обеспечение:

Плакаты, методички, план действий, раздаточный материал.