Программа «Малыши – карандаши»

  • (1)

Приоритетным направлением реализации программы можно считать развивающее обучение учащихся. Через выразительность линий, эмоциональное начало цвета, знакомство с фактурами различных материалов, юные художники учатся выражать своё отношение к миру, развивая генетически заложенное стремление к прекрасному.

 

Содержание образовательная программа «Малыши – карандаши» предусматривает преемственность целей, задач и содержания основных образовательных программ дошкольного и дополнительного образования. Актуальность программы определяется стремлением удовлетворить потребность детей в самовыражении средствами художественно – эстетической деятельности. Творческая личность – это достояние всего общества, и чтобы быть адаптированной к современным социокультурным условиям, развитие ребёнка должно следовать в направлении социализации, познания, и коммуникации, что учитывалось мною при составлении данной программы. Программа предусматривает возможность создания единого образовательного пространства в области художественно – эстетического развития целесообразно коррелируя в своём содержании учебно-воспитательные задачи основного и дополнительного образования, что является её отличительной особенностью.

 

Помимо узко специальных задач, обозначенных программой, реализуется возможность обеспечить воспитанникам оптимальных условий для общего развития, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество. Комфортная развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает чувство психологической защищенности – доверия ребенка к миру.

 

Группы учащихся творческого объединения «Адажио» формируются из числа воспитанников дошкольного отделения МБОУ СОШ № 34 города Новосибирска на основании заявления от родителей /законных представителей. Программный материал предусматривает учебные занятия, целью которых является наиболее полное раскрытие творческого потенциала учащихся дошкольного возраста от 5 до 7 лет за счёт применения расширенного спектра изобразительных техник и художественных материалов.

Педагоги

Реализует программу педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Людмила Владимировна Кальнова.

 

Курсы повышения квалификации

  • МКОУ ДОВ г. Новосибирска «Городской центр развития образования» с 27.09.2013 по 16.05.2014 по программе: «Научно – методическое сопровождение инновационной деятельности» 72 часа.
  • ГАОУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» с 12.05.2014 по 27.05.2014 по теме: «Оптимизация межличностных отношений в учебно – воспитательном процессе» 108 часов.
  • ГАОУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» с 10.03.2015 по 29.05.2015 по программе: «Основы управления современным учреждением дополнительного образования детей в условиях обновлённого законодательства» 108 часов.
  • Стажировка в ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» с 13.09.16 по 13.12.2016 по программе: «Арттехнологии в работе с детьми в системе дополнительного образования» 108 часов.
  • Участие в работе VII Областной научно – практической конференции. «Воспитание детей дошкольного возраста средствами искусства» 13.02.2015ГАОУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» (г. Новосибирск, Красный проспект,2).
  • Участие в работе научно – практической конференции «Роль методической службы в развитии профессиональной культуры педагогического коллектива» в рамках V Открытого регионального конкурса методических материалов «Секрет успеха». 14.03.2014 Экспоцентр (г.Новосибирск ул., ул. Станционная, 104).
  • Участие в Сибирском педагогическом форуме образовательных организаций дополнительного образования, посвящённом 100-летию системы дополнительного образования в России «Дополнительное образование: образ будущего» 12.04.2018 Департамент образования мэрии города Новосибирска ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Координационный Совет образования организаций дополнительного образования, МАУ ДО «Дворец творчества детей и учащейся молодёжи «Юниор» (МБОУ СОШ № 168 с УИП ХЭЦ г. Новосибирск ул. Сибирская,30) 24 часа.

 

Транслирование в педагогических коллективах практических результатов профессиональной деятельности педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Людмилы Владимировны Кальновой:

  • Участие в Международной научно – практической конференции «Возможности искусства в современном образовании» с доклад на тему: «К вопросу о непреходящей ценности принципов личностно–ориентированной педагогики» 07.10.2015 ОблЦИТ (г. Новосибирск, ул. Блюхера, 40).
  • Участие в работе II областных педагогических чтений «Развитие одарённости в системе дополнительного образования детей». Особенности программно-методического обеспечения педагогов дополнительного образования в работе с одарёнными детьми». Выступление с докладом на тему: «Работа с одарёнными детьми: через тернии к звёздам» 27.08.2015 ГАОУ ДОД НСО «Центр развития творчества детей и юношества» (г. Новосибирск, ул. Крылова, 28).
  • Участие в работе XVI открытых городских педагогических чтений «Формирование культуры личности: потенциал дополнительного образования». Выступление с докладом на тему: «Воспитательные ресурсы интеграции предметных областей физкультурно – спортивной и общеразвивающей направленности» 16.02.2016 МАУ ДО ДТД УМ «Юниор» (г. Новосибирск, ул. Кирова, 44/1).
  • Представление проекта в рамках регионального конкурса творческих педагогических проектов «Так зажигают звёзды» 2018 год Дипломант I степени. (Протокол от 16 марта 2018 года, номинация «Есть идея») http://ddtl.nios.ru/content/regionalnyi-konkurs-%C2%ABtak-zazhigayut-zvezdy%C2%BB
  • Материалы Открытой Межрегиональной научно – практической конференции «Возможности проектной и учебно – исследовательской деятельности в развитии социализации обучающихся» 26 апреля 2018 года. Выступление на тему: «Семейная мастерская» как форма взаимодействия участников образовательных отношений в системе основного и дополнительного образования» http://edu54.ru/community/user/34/blog/2964/

 

Публикации:

  • Публикация на тему: «Реализация системно – деятельностного подхода в образовательных программах художественно – эстетической направленности». стр. 37-40 на страницах информационно – методического журнала «Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области» № 3 (54) июль – сентябрь 2014 года.
  • Статья «Семейная мастерская» как форма партнёрских отношений участников образовательных отношений в системе основного и дополнительного образования». на страницах электронной газете «Интерактивное образование» выпуск № 63, февраль 2016 года, http://io.nios.ru/articles2/78/9/semeynaya-masterskaya-kak-forma-partnyorskih-otnosheniy-uchastnikov-obrazovatelnyh
  • Материалы XV открытых городских педагогических чтений «Специфика реализации социального заказа в учреждении дополнительного образования детей», статья «Семейная мастерская как форма выстраивания партнёрских отношений субъектов образовательного процесса в системе дополнительного образования» стр. 86 – 89 http://www.ddtl.nios.ru/ 

Учащиеся творческого объединения «Адажио» принимают активное участие в творческих мероприятиях, выставках, конкурсах художественно – эстетической направленности, к наиболее значимым из них относятся:

 

Международный уровень:

  • X Международный детский фестиваль «Подводный мир». Карасёва Мария и Кудрявцева Яна – участники конкурса детского изобразительного творчества «Подводный мир глазами детей» / дистанционно, г. Саранск 23-26 апреля 2015 года.

 

Межрегиональный уровень:

  • Конкурс детского рисунка «Я родом из Сибири» / очно.
  • 2015 год – Дёмина Виктория, Кудрявцева Яна.
  • 2016 год – Богданов Богдан, Дьяченко Григорий, Хморенко Кирилл.
  • 2018 год – Микрикова Ульяна, Злобина София.

 

Областной уровень:

  • Открытый Областной конкурс прикладного и изобразительного искусства «Мама – главное слово в каждой судьбе»/ очно Кудрявцева Алёна, Лавренюк Евгений, Светличная Дарья, г. Новосибирск, 2014 год.
  • IV Открытый областной конкурс «Безопасность на дорогах», посвященный международному Дню памяти жертв дорожно- транспортных происшествий, номинация «Плакат» / очно. Коллективная работа т/о «Адажио», г. Новосибирск, декабрь, 2017 года.

 

Городской уровень:

  • Городской детский художественный конкурс: «Чудеса под Новый год!»/очно, Калашникова Алёна, Кузнецова Софья, Ивлева Полина г. Новосибирск, декабрь, 2016 года.

Помимо этого, учащиеся творческого объединения «Адажио» принимают активное участие в мероприятиях, предусмотренных планом воспитательной работы ЦВР «Пашинский».

 


Учащиеся творческого объединения «Адажио» становятся лауреатами, дипломантами творческих выставок и конкурсов художественно – эстетической направленности. К наиболее значимым из них относятся:

 

Всероссийский уровень:

  • Всероссийский конкурс художественных работ «Зимушка – зима»/ дистанционно, Дипломом III степени награждены: Болтова Дарья, Новосёлова Мария, Пономаренко Алина, Касаткина Екатерина, Приходько Ксения., г. Ростов-на -Дону, 15 марта 2015 года.

 

Межрегиональный уровень:

  • Конкурс детского рисунка «Я родом из Сибири»/ очно, Дипломом III степени в номинации «Я, моя семья, мои друзья» награждён Гиза Али, Богданов Богдан получил диплом за работу, особо отмеченную жюри, 2014 год.
  • Победителем конкурса стала Полуянова Василиса – обладательница диплома за первое место! Призёром третьей степени стала Васютина Елизавета! Жюри конкурса в составе самых титулованных деятелей искусств нашего города отметили большой творческий потенциал Гавриловой Эмилии, Голициной Марии, Кудрявцевой Полины, Фитисовой Елизаветы, отмеченных в номинации «работы, особо отмеченные жюри», 2019 год.

 

Областной уровень:

  • Областной конкурс детского рисунка «Моя Вообразилия» / очно, Дипломом III степени награждена Калашникова Алёна, г. Новосибирск, 2018 год.

 

Городской уровень:

  • XV Городская детско – юношеская художественная выставка – конкурс «Мир без ядерных катастроф»/ очно, Дипломом лауреата в возрастной категории 5 – 8 лет награждена Иноземцева Карина, Новосибирск, 2014 год.
  • XVII XV Городская детско – юношеская художественная выставка – конкурс «Мир без ядерных катастроф»/ очно, III место в номинации «Литературное творчество» возрастная категория от 5 до 8 лет, Коллективная работа, Новосибирск, 2016.
  • Городской конкурс детского и юношескогог творчества «Желаю тебе, Земля моя!»/ очно, в номинации «Декоративно – прикладное творчество» награждён Дипломом Лауреата I степени коллектив детей творческого объединения «Адажио».

Содержание программы

Первый год обучения:

Базовый уровень:

  1. Основы цветоведения.
  2. Графические выразительные средства.
  3. Декоративное рисование.
  4. Рисование с натуры.
  5. Рисование по представлению.
  6. Лепка.
  7. Аппликация.
  8. Народные промыслы.
  9. Нетрадиционные изобразительные техники.

Всего: 136 часов.

 

Второй год обучения:

Базовый уровень:

  1. Цветоведение.
  2. Графика.
  3. Декоративное рисование.
  4. Рисование с натуры.
  5. Рисование по представлению.
  6. Лепка.
  7. Аппликация.
  8. Народные промыслы.
  9. Иллюстрирование.
  10. Бумажная пластика.

Всего: 144 часа.

Цели программы

Цель программы – создание условий для развития ребенка как творческой личности, формирование художественного мышления и нравственных черт посредством занятий различными видами изобразительной деятельности.

 

Задачи программы:

 

Образовательные:

  • научить использовать свойства графических средств и цвета для эмоционально выразительного решения композиционных задач;
  • формировать представление о свойствах художественных материалов, их выразительных возможностях;
  • ознакомление детей с традиционными и инновационными способами рисования;
  • закреплять навыки и умения в применении различных изобразительных материалов и техник.

Развивающие:

  • развить творческое начало личности ребенка, подчёркивая ценность его уникального видения мира;
  • развить эстетическое восприятие окружающей среды;
  • расширить границы ценностно–смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства;
  • развивать положительную мотивацию к занятиям изобразительной деятельностью, используя возможность творческого самовыражения.

Воспитательные:

  • воспитать интерес к искусству, как совокупности красоты и высоконравственного, доброго смысла;
  • воспитать трудолюбие, самостоятельность, целеустремлённость;
  • закрепить навыки самообслуживания на учебных занятиях как обязательных для исполнения;
  • совершенствовать наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • навыки работы с палитрой, кистями, красками;
  • приёмы нанесения цвета;
  • различать оттенки цветов, приобрести первичные навыки оттеночного письма;
  • гармонично выстраивать колорит композиции;
    разнообразные графические техники и материалы;
  • целесообразно использовать разнообразные графические материалы и средства выразительности;
  • изучить основы композиции;
  • создавать композиции с упором на образный строй;
  • различные декоративные материалы, приобретут навыки работы с ними.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • аргументированно обосновывать особенности композиционного строя станковой композиции;
  • активно взаимодействовать с педагогом и сверстниками в процессе решения творческих задач;
  • включаться в диалог в групповом обсуждении вопроса;
  • выражать и отстаивать свое мнение, принимать другое;
  • планировать последовательность действий при выполнении творческих заданий, оценивать положительные и отрицательные результаты творческой деятельности сверстников, владеть навыками самоанализа.

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества

  • ответственность;
  • трудолюбие, терпение, целеустремленность;
  • общая культура поведения;
  • эстетическое развитие;
  • мотивация, увлеченность занятиями;
  • здоровый образ жизни;
  • творческая активность;
  • патриотическое воспитание;
  • толерантность;
  • социальное самоопределение.

Особые условия проведения

Реализация образовательной программы «Малыши – карандаши» осуществляется для учащихся творческого объединения «Адажио» на базе дошкольного отделения МБОУ СОШ № 34 города Новосибирска.

Материально-техническая база

Полноценная реализация данной образовательной программы со всем комплексом дидактического материала возможна при наличии учебной мебели различного назначения и технических средств сопровождения образовательного процесса, соответствующих требованиям САНиПИН:

  1. столы;
  2. стулья;
  3. мольберты;
  4. сенсорная интерактивная доска;
  5. доступ к возможностям интернет – ресурсов;
  6. стол и планшеты для рисования песком;
  7. материалы для изобразительной деятельности;
  8. выставочные стенды;
  9. наглядные пособия;
  10. наличие учебно – методической литературы.