Программа «Система многолетней подготовки юных волейболистов»

Актуальность программы определяется запросом со стороны обучающихся школ и их родителей на программы физкультурно-спортивного направления. Запрос родителей обучающихся на программы физкультурно-спортивной направленности и многолетний педагогический опыт основывается на следующей информации. В последнее десятилетие в России отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей и подростков, чей образ жизни в настоящее время отличается сниженной физической активностью, агрессивностью информационной среды, направленностью на виртуальные способы общения.

 

Занятия спортом, в частности, по мнению родителей и педагогов, будут способствовать вовлечению детей в массовые виды спорта, что в свою очередь, положительно скажется на их физическом и нравственном состоянии, будет формировать позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия, способствовать повышению самооценки. Кроме того, систематические занятия спортивной деятельностью компенсируют у обучающихся дефицит двигательной активности, приобщат к здоровому образу жизни, будут содействовать укреплению здоровья, расширят кругозор детей, помогут найти друзей и единомышленников в социуме. К тому же, в процессе занятий и соревнований у детей воспитываются и морально-волевые качества: смелость, настойчивость, дисциплинированность, коллективизм, способность к преодолению трудностей любого характера, что в настоящее время крайне важно для социализации детей и подростков, формировании важных социальных компетенций.

 

Педагогическая целесообразность заключается в том, что игровая деятельность это – уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, её индивидуальности, творческого отношения к деятельности.

Отличительные особенности программы от существующих.

 

Отличительная особенность программы «Система многолетней подготовки юных волейболистов» в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться волейболом с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «волейбол» в школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека. Программа «Система многолетней подготовки юных волейболистов» является модифицированной.

 

В программу заложены менее жесткие требования по нормативной части, больше учебного времени отведено на ОФП (общая физическая подготовка), воспитательную работу с детьми, на спортивно-массовую работу с детьми и родителями. При записи на программу не проводится специального отбора детей (рост, вес), что позволяет посещать тренировки любому ребенку, не взирая на его антропометрические данные.

Педагоги

Ельников Александр Владимирович – педагог дополнительного образования по волейболу. Отличник физической культуры и спорта. Высшая категория (приказ № 5 – АК от 27.05.2014 г.)

Педагогический стаж – 42 года.

Образование – Школа тренеров спорткомитета Грузинской ССР.

 Повышение квалификации:

НИПКиПРО «Интеграция общего и дополнительного образования как условие перехода на ФГОС» (04.11.2018 – 25.11.2018).

Содержание программы

стартовый уровень 1 год обучения:

  • Теоретическая подготовка – 10 часов.
  • Общая физическая подготовка – 70 часов.
  • Специальная физическая подготовка – 42 часа.
  • Основы тактической и технической подготовки – 70 часов.
  • Интегральная подготовка – 12 часов.
  • Контрольные нормативы – 4 часа.
  • Учебные и товарищеские игры и соревнования – 8 часов.

Всего – 216 часов.

стартовый уровень 2 год обучения:

  • Теоретическая подготовка – 8 часов.
  • Общая физическая подготовка – 60 часов.
  • Специальная физическая подготовка – 44 часа.
  • Основы тактической и технической подготовки – 60 часов.
  • Интегральная подготовка – 35 часов.
  • Контрольные нормативы – 4 часа.
  • Учебные и товарищеские игры и соревнования – 5 часов.

Всего – 216 часов.

стартовый уровень 3 год обучения:

  • Теоретическая подготовка – 7 часов.
  • Общая физическая подготовка – 60 часов.
  • Специальная физическая подготовка – 50 часов.
  • Основы тактической и технической подготовки – 60 часов.
  • Интегральная подготовка – 30 часов.
  • Контрольные нормативы – 4 часа.
  • Учебные и товарищеские игры и соревнования – 5 часов.

Всего- 216 часов.

 базовый уровень 1 год обучения:

  • Теоретическая подготовка – 10 часов.
  • Общая физическая подготовка – 60 часов.
  • Специальная физическая подготовка – 50 часов.
  • Основы тактической и технической подготовки – 70 часов.
  • Интегральная подготовка – 14 часов.
  • Контрольные нормативы – 4 часа.
  • Учебные и товарищеские игры и соревнования – 8 часов.

Всего – 216 часов.

базовый уровень 2 год обучения:

  • Теоретическая подготовка – 7 часов.
  • Общая физическая подготовка – 50 часов.
  • Специальная физическая подготовка – 55 часов.
  • Основы тактической и технической подготовки – 60 часов.
  • Интегральная подготовка – 35 часов.
  • Контрольные нормативы – 4 часа.
  • Учебные и товарищеские игры и соревнования – 5 часов.

Всего – 216 часов.

базовый уровень 3 год обучения:

  • Теоретическая подготовка – 7 часов.
  • Общая физическая подготовка – 50 часов.
  • Специальная физическая подготовка – 60 часов.
  • Основы тактической и технической подготовки – 60 часов.
  • Интегральная подготовка – 30 часов.
  • Контрольные нормативы – 4 часа.
  • Учебные и товарищеские игры и соревнования – 5 часов.
    Всего – 216 часов. 

Цели программы

Цель программы: привлечение обучающихся к регулярным занятиям спортом посредством организованных занятий волейболом, удовлетворение их индивидуальных потребностей в нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

 

Задачи программы

Обучающие:

- формирование представления о командном игровом спорте, его возникновении, развитии и правилах соревнований;

- приобретение теоретических знаний в области командном игровом спорте, и практических навыков;

- обучение основам техники игры в волейбол;

- формирование знаний о закаливающих процедурах и укреплении здоровья;

- формирование знаний о технике безопасности при занятиях спортом, приёмах страховки и самостраховки.

 

Развивающие:

- развитие мотивации и положительного отношения ребёнка к занятиям спортом;

- развитие всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений;

- развитие волевых качеств – смелости, решительности, самообладания;

- развитие лидерских качеств, инициативы и социальной активности;

- развитие морально-волевых качеств;

- способствование укреплению здоровья, закаливанию организма и устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;

 

Воспитательные:

- воспитание трудолюбия, сознательной дисциплины, внимания, настойчивости и волевых качеств;

- воспитание сознательного интереса к занятиям спорта;

- воспитание стремления к здоровому образу жизни;

- воспитание духовно-нравственных качеств поведения в коллективе.

Результат программы

Ожидаемые результаты обучения.

Стартовый уровень. 

 концу учебного года обучающиеся:

1. Приобретают теоретические знания по всем разделам теоретической подготовки.

2. Осваивают основные средства ОФП.

3. Играют по упрощённым правилам в командные игры.

4. Осваивают основные приёмы игры в волейбол (перемещения, нападающий удар, прием мяча, блокирование, подача, обманные движения).

5. Умеют ориентироваться в действиях с партнёрами и соперниками.

6. Применяют изученные способы ударов и приема мяча.

7. Осваивают основы коллективной игры (взаимодействие двух и более игроков).

8. Ориентируются при розыгрыше соперниками стандартной ситуации. У детей повышается уровень функциональной подготовки.

 

К концу обучения стартового уровня обучающиеся:

1. Приобретают теоретические знания по всем разделам теоретической подготовки.

2. Знают и применяют основы атакующих и защитных действий.

3. Владеют следующими техническими приёмами: перемещения в сочетании с техникой выполнения элемента, нападающие удары с места, в прыжке.

4. Знают основные правила игры в волейбол.

5. Применяют в практической игре: блокирование, групповые комбинации.

6. Выполняют комбинации с учётом игрового места в составе команды.

7. Умеют оценивать игровую ситуацию.

8. Осуществляют переход от нападения к защите.

9. Выполняют простейшие комбинации в стандартных ситуациях.

10. Умеют оценивать свои игровые действия.

11. Приобретают практику судейства игр.

 

У обучающихся повышается уровень функциональной подготовки. Улучшается координация движений, скорость перемещения, мобильность. Появляется мотивация к учебной деятельности.

Базовый уровень.

К концу учебного года обучающиеся:

1. Приобретают углубленные теоретические знания по всем разделам теоретической подготовки.

2. Осваивают детали технических действий (ориентируются в них со смыслом действия и его целью).

3. Применяют технические приёмы в условиях экстремальной игры, обретают знания о сущности двигательной задачи и пути её решения.

4. Умеют разыгрывать атакующие и защитные комбинации в условиях игры.

5. Могут находить верные решения в игре, тактически строить игру.

6. Умеют оценивать свои игровые действия, действия игроков своей команды и действия соперников.

7. Применяют в игре технические и тактические приёмы своего амплуа.

8. Владеют навыками коллективной игры.

9. Осуществляют практику судейства соревнований. У детей повышается уровень функциональной подготовки.

Особые условия проведения

Дети принимаются на обучение при наличии справки педиатра о допуске к занятиям.

В группы принимаются обучающиеся 9 −17 лет, имеющие желание заниматься данным видом спорта. Набор детей осуществляется согласно заявлению родителей, при наличии медицинской справки о состоянии здоровья обучающегося и копии свидетельства о рождении или паспорта, регистрация на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Новосибирской области». Группы формируются в начале учебного года, согласно Уставу ДДТ им. А. И. Ефремова и санитарно – эпидемиологических правил и требований к наполняемости учебных групп. По окончании учебного года и результатам аттестации обучающиеся переходят на следующий этап обучения, либо остаются на повторное обучение.

Материально-техническая база

Для реализации образовательной программы используются спортивный зал ДДТ им. АИ. Ефремова. 

Оборудование и инвентарь спортивного зала для специализированных упражнений на 15 – 20 человек.

Сетка волейбольная со стойками – 1;

Мяч волейбольный – 15;

Протектор для волейбольных стоек – 2;

Дополнительное и вспомогательное оборудование и спортивный инвентарь: Барьер легкоатлетический – 10;

Гантели массивные от 1 до 5 кг – 3 пар;

Мяч набивной «медицинбол» весом от 1 до 5 кг – 10;

Корзина для мячей – 1;

Мяч теннисный – 15;

Мяч футбольный – 1;

Насос для накачивания мячей в комплекте с иглами – 2;

Скакалка гимнастическая – 12;

Скамейка гимнастическая – 2;

Утяжелитель для ног – 12 пар;

Утяжелитель для рук – 12 пар;

Эспандер резиновый ленточный – 12.