Программа «Наш мир театр»

Учебный предмет «Основы актерского мастерства» является основным в комплексе предметов художественной подготовки, использует и координирует все практические навыки, приобретаемые учащимися в процессе освоения уроков по художественному слову, пластическим и музыкальным предметам; включает в работу и физический, и эмоциональный, и интеллектуальный аппарат ребенка.

 

Предмет формирует определенные актерские исполнительские знания, умения и навыки; знакомит с сущностью исполнительского театрального творчества, с выразительностью и содержательностью сценического действия; способствует выявлению творческого потенциала учащегося.

Педагоги

Самойленко Марина Викторовна – преподаватель сценической речи и актерского мастерства высшей квалификационной категории.

 

Образование:

  • Высшее, НГПУ, специальность "Педагогика и методика начального образования", квалификация "Учитель начальных классов".
  • Среднее профессиональное, НОККиИ, специальность "Социально–культурная деятельность и народное художественное творчество", квалификация "Руководитель театрального коллектива, Педагог–организатор досуга".

Общий / Педагогический стаж – 17 лет / 17 лет.

 

Курсы повышения квалификации:

  • ГАОУ ВО НСО Новосибирский государственный театральный институт, "Актерское мастерство", удостоверение, 72 часа, 2014 г.
  • Учреждение дополнительного профессионального образования "Академия русского театра", театр "Методика преподавания актерского в условиях детского коллектива", удостоверение, 72 часа, 2019 г.

 

Мыльникова Надежда Мефодьевна – преподаватель сценической речи и актерского мастерства первой квалификационной категории.

 

Образование – высшее, Алтайский государственный институт культуры, специальность «Культурно-просветительная работа», квалификация "Культпросветработник высшей квалификации, руководитель самодеятельного театрального коллектива".

Общий / Педагогический стаж – 39,5 лет / 10,8 лет.

Курсы повышения квалификации – ГАОУ ВО НСО Новосибирский государственный театральный институт, «Актерское мастерство и режиссура», удостоверение, 72 часа, 2016 г.

 

Шаманский Антон Владимирович – преподаватель сценической речи и актерского мастерства первой квалификационной категории.

 

Образованиевысшее, АлтГАКиИ, квалификация "Режиссер любительского театра, преподаватель".

Общий / Педагогический стаж – 11 лет / 4 года.

Профессиональная переподготовка – Региональная 2–х годичная школа «Кукольник», ГАУК «НГОДНТ», г. Новосибирск, октябрь 2017 г. – октябрь 2019 г.

Содержание программы

Учебный план включает в себя предметы обучения:

  • Основы актерского мастерства: 1–3 классы по 2 часа 1 раз в неделю.
  • Основы сценической речи:  1–3 класс по 1 часу 1 раз в неделю
  • Учебный предмет по выбору: 1 час в неделю.

 

Виды внеаудиторной работы:

  • подготовка к мастер–классам и конкурсам;
  • посещение учреждений культуры;
  • участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно–просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

 

1 класс

Атмосфера. Ощущение пространства. Импровизация. Мизансцена. Внутренний монолог. Второй план. Овладение словесным действием. Основы исполнительского мастерства. Этюды. Действенная задача. Этюды на достижение цели. Оценка факта. Этюды на событие. Этюды на столкновение контрастных атмосфер. Этюды–наблюдения. Одиночные этюды на зону молчания. Этюды на рождение слова. Актерские тренинги и упражнения. Мускульная свобода. Освобождение мышц. Развитие актерского внимания. Фантазия и воображение. Техника актерской игры, основы исполнительского мастерства. Сценическое действие. Предлагаемые обстоятельства.

 

2 класс

Сценическое общение. Коллективная согласованность. Взаимодействие с партнером. Контакт. Импровизация с партнером на музыку. Импровизация с партнером на заданную тему. Психологический жест. Конфликт. Приспособления. Тактика. Основы исполнительского мастерства. Этюды. Парные этюды на зону молчания. Парные этюды на рождение фразы. Парные этюды на наблюдения. Этюды на картину. Этюды на музыкальное произведение. Работа над ролью в учебном спектакле.

 

3 класс

Сценический образ. Характер и характерность. Пластическая выразительность. Создание сказочно–фантастического образа. Словесное действие. Второй план. Разбор драматургического материала. Сквозное действие. Сверхзадача. Контрдействие. Метод действенного анализа. Основы исполнительского мастерства. Законы построения драматургического произведения. Этюды на сюжет сказки. Инсценировка басни. Этюды на сюжет небольшого рассказа.
Инсценировка небольших фрагментов из классических литературных произведений. Работа над отрывками из драматургических произведений. Работа над ролью в учебном спектакле. Подбор и изучение вспомогательного материала в работе над ролью.

Цели программы

Основная цель программы – художественно–эстетическое развитие личности ребенка на основе приобретенных им в процессе освоения программы театрально–исполнительских знаний, умений и навыков.

 

Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:

  • Развитие способностей к продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности.
  • Знакомство учеников с театром как видом искусства.
  • Формирование у детей и подростков интереса к театральному искусству.
  • Формирование у учащихся духовно–нравственной позиции.
  • Развитие личностных и творческих способностей детей.
  • Снятие психологических и мышечных зажимов.

Результат программы

Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков

  • знание основных жанров театрального искусства: трагедии, комедии, драмы;
  • умения использовать выразительные средства для создания художественного образа;
  • умения использовать приобретенные технические навыки при решении исполнительских задач;
  • умения воплощать музыкальную и пластическую характеристику персонажа;
  • умения корректно анализировать свою работу и работу других обучающихся;
  • умение выполнять элементы актерского тренинга;
  • навыков участия в репетиционной работе;
  • навыков публичных выступлений;
  • общения со зрительской аудиторией в условиях театрального представления;
  • знания основных средств выразительности театрального искусства;
  • умения координироваться в сценическом пространстве;
  • умения создавать художественный образ в сценической работе или в творческом номере;
  • умение использовать основные элементы актерского мастерства, связанные с созданием художественного образа при исполнении роли в спектакле или в концертном номере;
  • умение работать над ролью под руководством преподавателя;
  • навыки по сочинению этюдов на заданную тему;
  • навыки по использованию театрального реквизита;
  • знания основ техники безопасности при работе на сцене;
  • навыки по анализу собственного исполнительского опыта.

Особые условия проведения

К числу творческих элементов, которыми должны овладеть учащиеся, относятся:

  • держать внимание к объекту, к партнеру;
  • видеть, слышать, воспринимать;
  • память на ощущения и создание на ее основе образных видений;
  • воображение и фантазия;
  • способность к взаимодействию;
  • логичность и последовательность действий и чувств;
  • чувство правды на сцене;
  • вера в предлагаемые обстоятельства;
  • мышечная свобода и пластичность;
  • умение воздействовать словом.

Материально-техническая база

Материально–техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

 

Сцена со специализированным световым и звуковым оборудованием, компьютер, оснащенный звуковыми колонками, фонотека, использование сети Интернет, стол, стулья.