Программа «Мир театра»

Учебный предмет «Актерское мастерство» является одним из специальных, основных предметов на отделении театрального искусства и предполагает работу в жанре драматического театра.

 

Программа по предмету "Актерское мастерство" разработана с целью подготовки в театральные Вузы и предполагает развитие у учащихся навыков техники актерской игры, в которую входят мышечная свобода, словесное действие, глубокая вера в предлагаемые обстоятельства, внутреннее самочувствие и проживание, логика сценического поведения.

 

Программа по предмету "Сценическая речь" предполагает развитие навыков правильного владения дыханием, голосом, дикцией. Развивает навыки современного литературного произношения, творческого отношения к слову; навыки правильной и грамотной работы с прозаическим и стихотворным текстами.

 

Важной задачей совокупности этих предметов является принципиальная нацеленность занятий на формирование и правильное использование актерских умений исполнителей, в основе которых лежит развитая способность реализовывать осмысленное, целесообразное сценическое действие.

Педагоги

Самойленко Марина Викторовна – преподаватель актерского мастерства, сценической речи и сценического движения высшей квалификационной категории.

 

Образование:

  • Высшее, НГПУ, специальность «Педагогика и методика начального образования», квалификация "Учитель начальных классов".
  • Среднее профессиональное, НОККиИ, специальность «Социально–культурная деятельность и народное художественное творчество», квалификация "Руководитель театрального коллектива, педагог–организатор досуга".

Общий / Педагогический стаж – 17 лет/ 17 лет.

 

Курсы повышения квалификации:

  • ГАОУ ВО НСО Новосибирский государственный театральный институт, «Актерское мастерство», удостоверение, 72 часа, 2014 г.
  • Учреждение дополнительного профессионального образования "Академия русского театра", театр: "Методика преподавания актерского мастерства в условиях детского коллектива", удостоверение, 72 часа, 2019 г.

Содержание программы

Учебный план включает в себя предметы обучения:

  • Актерское мастерство: 1–2 классы по 2 часа 1 раз в неделю.
  • Сценическая речь: 1–2 классы по 1 часу 1 раз в неделю.
  • Учебный предмет по выбору: 1 час в неделю.

 

Виды внеаудиторной работы:

  • подготовка к мастер–классам и конкурсам;
  • посещение учреждений культуры;
  • участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно–просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

 

1 класс

Круги предлагаемых обстоятельств. Актерские тренинги и упражнения. Сценическая атмосфера. Физическое действие. Мускульная свобода. Освобождение мышц. Мизансцена. Перевоплощение и "зерно роли". Бессловесные и словесные действия. Этюды и импровизация.Этюды на смену обстоятельств, смену темпоритма. Этюды - наблюдения. Этюды на "оправдание". Этюды на рождение слова. Внутренний монолог. Моделирование образов в пластическом воплощении.
Действенная задача. Этюды на достижение цели. Оценка факта. Этюды на событие. Этюды на столкновение контрастных атмосфер. Одиночные этюды на зону молчания.

 

2 класс

 Образность и характерность. Координация действия и слова. Пластическая выразительность. Мышечная свобода и творческое самочувствие. Избавление от актерских штампов. Жанровые особенности пьесы. Метод действенного анализа и его составляющие. Законы построения драматургического произведения. Разбор драматургического материала. Работа над образом. Замысел отрывка. Этюды по событиям отрывка. Этюды к спектаклю. Сверхзадача. Сквозное действие. Поиск выразительных средств. Психологический жест. Конфликт и оправдание. Острая актерская характерность. Скорость и быстрота реакции.

Цели программы

Основная цель программы – Подготовка учащихся к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области театрального искусства.

 

Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:

  • Создание условий для приобретения опыта творческой деятельности (исполнительского мастерства).
  • Воспитание художественного вкуса, творческой инициативности, психофизической выносливости и актерской работоспособности.
  • Воспитание навыков актерской самодисциплины.
  • Формирование у учащихся духовно–нравственной позиции.
  • Развитие личностных и творческих способностей .
  • Снятие психологических и мышечных зажимов.
  • Развитие в процессе работы на сцене умения доносить свои идеи и ощущения до зрителя.

Результат программы

Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков

  • умения использовать выразительные средства для создания художественного образа;
  • умения воплощать музыкальную и пластическую характеристику персонажа;
  • навыков публичных выступлений;
  • общения со зрительской аудиторией в условиях театрального представления;
  • знания основных средств выразительности театрального искусства;
  • умения координироваться в сценическом пространстве;
  • умения создавать художественный образ в сценической работе или в творческом номере;
  • умение использовать основные элементы актерского мастерства, связанные с созданием художественного образа при исполнении роли в спектакле или в концертном номере;
  • умение работать над ролью под руководством преподавателя и самостоятельно;
  • навыки по сочинению этюдов на заданную тему;
  • навыки по использованию театрального реквизита;
  • знания основ техники безопасности при работе на сцене;
  • навыки по анализу собственного исполнительского опыта;
  • знание  жанров театрального искусства; умение разбора драматургических произведений по методу действенного анализа;
  • умения использовать приобретенные технические навыки при решении исполнительских задач.

Особые условия проведения

К числу творческих элементов, которыми должны овладеть учащиеся, относятся:

  • держать внимание к объекту, к партнеру;
  • видеть, слышать, воспринимать;
  • память на ощущения и создание на ее основе образных видений;
  • воображение и фантазия;
  • способность к взаимодействию;
  • логичность и последовательность действий и чувств;
  • чувство правды на сцене;
  • вера в предлагаемые обстоятельства;
  • мышечная свобода и пластичность;
  • умение воздействовать словом.

Материально-техническая база

Материально–техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

 

Сцена со специализированным световым и звуковым оборудованием, компьютер, оснащенный звуковыми колонками, фонотека, использование сети Интернет, стол, стулья.