Программа «Синтез» - I часть

Данная программа является авторской, так как она основывается на многолетнем систематизированном опыте работы с детскими вокальными коллективами. Программа имеет четкую художественно-эстетическую и социально-педагогическую направленности, так как приобщает обучающихся к системе специальных знаний, умений и навыков, которые позволяют активно обогащать и расширять опыт музыкально-творческой деятельности детей и подростков.

 

Новизна программы состоит в том, что в ходе образовательного процесса учащиеся получают развитие в нескольких направлениях творческой деятельности: вокальная подготовка, музыкальная грамота, выработка навыков ансамблевого пения, музыкально-ритмическая пластика и элементы сценического мастерства.

 

Занятия по данной программе дают возможность каждому ребенку реализовывать свои способности в области музыкального искусства и приобрести большой исполнительский опыт, а также способствуют развитию и формированию общей и музыкальной культуры

 

Главной особенностью данной программы является использование интеграционного подхода в организации процесса обучения. Интеграционный подход предполагает синтез на уровне осуществления дидактических приемов, методов, форм проведения занятий, предусматривая тесное взаимодействие музыки, литературы, элементов танца, что даёт возможность работать над вокальным произведением одновременно в разных плоскостях, сочетая интонационно-штриховую специфику и движение, динамику и глубокое осмысление текста, ритмические особенности и ровность звучания голоса, стилевое осмысление и пластику, точность движений, музыкальную выразительность, художественный образ. Интеграционный подход, в данном случае способствует формированию системности в знаниях, умениях и формирует универсальные способности учащихся.

 

Отличительной особенностью данной программы является возможность включения учащихся в образовательный процесс на любом этапе, с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка. Учащиеся осваивают программу благодаря дифференцированному подходу и индивидуальным занятиям. Особенностью программы также является использование организации учебных занятий в условиях сотворчества в разновозрастных группах при подготовке коллективных номеров. Данная программа органично сочетает в себе учебный процесс с концертной деятельностью коллектива, где каждый участник на всех этапах обучения имеет исполнительскую практику.

Педагоги

Смеян Альбина Анатольевна – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории (эстрадный вокал), методист первой квалификационной категории.

 

Смеян Елизавета Сергеевна – педагог дополнительного образования, концертирующий исполнитель эстрадно-джазового репертуара, студентка II курса СПбГИК, факультет музыкального искусства эстрады,кафедра эстрадно-джазового исполнительства.

 

Педагоги детской вокальной студии «ДО-МИ-СОЛЬка» владеют следующими профессиональными и личностными качествами:

  • имеют специальное музыкально-педагогическое образование;
  • владеют методами и приёмами организации музыкальных занятий;
  • знают физиологические и психологические особенности детского возраста и их голосовые особенности;
  • умеют вызывать интерес к себе и преподаваемому предмету;
  • способны создать комфортные условия для успешного развития личности;
  • умеют видеть и раскрывать творческие способности обучающихся;
  • систематически повышают уровень своего педагогического мастерства и уровень квалификации по специальности.

Расписание

Учебная нагрузка:

Стартовый уровень.

1 год обучения (учащиеся 5 – 6 лет)

- количество учебных часов в год – 72 ч.;

- количество учебных часов в неделю – 2 ч.;

- занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 ч.;

- продолжительность занятия 30 минут.

 

2 год обучения (учащиеся 6 – 7 лет)

- количество учебных часов в год – 144 ч.;

- количество учебных часов в неделю – 4 ч.;

- занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 ч.;

- продолжительность занятия 30 минут.

 

 Базовый уровень.

3 год обучения (учащиеся 7 – 8 лет)

- количество учебных часов в год – 144 ч.;

- количество учебных часов в неделю – 4 ч.;

- занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 ч.;

- продолжительность занятия 45 минут.

 

 4,5,6 год обучения (учащиеся 8 – 12 лет)

- количество учебных часов в год – 180 ч.;

- количество учебных часов в неделю – 5 ч.;

- занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 ч.;

- 1 раз в неделю по 1 ч. для совместной постановочной работы с хореографом;

- продолжительность занятия 45 минут.

Содержание программы

Учебная нагрузка:

Стартовый уровень.

1 год обучения (учащиеся 5 – 6 лет)

- количество учебных часов в год – 72 ч.;

- количество учебных часов в неделю – 2 ч.;

- занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 ч.;

- продолжительность занятия 30 минут.

 

2 год обучения (учащиеся 6 – 7 лет)

- количество учебных часов в год – 144 ч.;

- количество учебных часов в неделю – 4 ч.;

- занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 ч.;

- продолжительность занятия 30 минут.

 

Базовый уровень.

3 год обучения (учащиеся 7 – 8 лет)

- количество учебных часов в год – 144 ч.;

- количество учебных часов в неделю – 4 ч.;

- занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 ч.;

- продолжительность занятия 45 минут.

 

4,5,6 год обучения (учащиеся 8 – 12 лет)

- количество учебных часов в год – 180 ч.;

- количество учебных часов в неделю – 5 ч.;

- занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 ч.;

- 1 раз в неделю по 1 ч. для совместной постановочной работы с хореографом;

- продолжительность занятия 45 минут.

 

Программа «Синтез» состоит из двух частей, процесс реализации которых имеет определённые уровни:

I часть программы имеет стартовый и базовый уровень, рассчитана она для работы с учащимися от 5 до 12 лет, срок её реализации 6 лет.

 

СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ.

На стартовом уровне у обучающихся происходит накопление базовых знаний и эстетической информации, приобретаются первоначальные навыки в области вокальной деятельности. Возраст детей на стартовом уровне 5-6 лет, потому ведущей деятельностью является игра. Все занятия должны проводится в игровой форме, но целенаправленны на развитие звуковысотного, ритмического слуха, развитие музыкальной памяти и эмоциональности ребёнка. Особое место на занятиях с дошкольниками отводится логоритмической работе на развитие артикуляционного аппарата. Практически все исполняемые песни в дошкольном и младшем школьном возрасте обыгрываются, инсценируются детьми, сопровождаются музыкально-ритмическими движениями. В игре учащиеся получают первоначальное представление о высоте звуков, динамических оттенках, о ритмическом рисунке, тембровой окраске, характере и жанрах музыкальных произведений. (1,2 год обучения).

 

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ:

На данном уровне развития происходит углубление базовых знаний, развитие вокальных, ритмопластических навыков и применение их в концертно-исполнительской деятельности. Накопление положительных впечатлений, отбор личностно значимых творческих событий, фактов, оценок. Повышение познавательной и творческой активности, устойчивый интерес к определенным видам художественно-эстетической деятельности (вокал, хореография) Развитие исполнительских навыков в рамках занятия, концертно-сценических и конкурсных мероприятий. На данном уровне обучения могут заниматься дети прошедшие стартовый уровень, а также вновь набранные дети соответствующего возраста и соответствующего уровня развития музыкальных способностей. (3,4,5,6 год обучения).

 

При выявлении одарённых детей в вокально-исполнительском творчестве на любом уровне реализации программы вводятся индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия проходят по отдельному учебному плану. Объем времени на индивидуальную вокальную работу определяется с учетом целесообразности и индивидуальных способностей воспитанника.

 

Данная программа имеет теоретическое и практическое наполнение. Чередование различных видов деятельности позволяет поддерживать активный темп работы на занятии, избегая переутомления учащихся.

Теоретическая часть включает в себя работу с нотной грамотой, с текстом, изучение индивидуального стиля каждого исполнителя. Так же в теоретическую часть включаются основы сценического мастерства.

 

Практическая часть программы обеспечивает развитие и совершенствование специальных вокальных навыков:

певческой установки;
звукообразования;
певческого дыхания;
координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса;
артикуляции;
ансамблевого пения.

 

Помимо этого, практическая часть программы обеспечивает создание условий для развития музыкальной пластики, координации и общей музыкальности учащихся, что в комплексе способствует развитию художественного вкуса и повышению мотивации к творческой деятельности.

Цели программы

Создание условий для развития вокальных способностей учащихся, передачи музыкально – теоретических знаний, формирования сценических умений и навыков, позволяющих активно обогащать и расширять опыт музыкально-творческой деятельности, а также повышать уровень эстетической культуры учащихся, воспитывая самостоятельную творческую личность с устойчивым интересом к вокально-сценическому искусству.

 

Цель программы определяет следующие задачи процесса обучения:

Предметные задачи:

♫ Создать условия для развития интереса к вокальной деятельности через формирование первых представлений о вокальном творчестве.

♫ Дать теоретические знания о физиологии голосового аппарата, о работе гортани, резонаторов, функционировании певческого дыхания.

♫ Передать знания начальной музыкальной грамоты.

♫ Обучить основам вокальной техники (дыхание, звукообразование, атака звука и способы звуковедения).

♫ Способствовать развитию гармонического слуха и умения держать строй в ансамбле.

♫ Содействовать развитию голосового аппарата, расширению певческого диапазона.

♫ Способствовать развитию вокально-исполнительских навыков (интонирование, артикуляция, выразительная фразировка).

♫ Способствовать развитию навыка слухового контроля и самоконтроля за качеством исполнения вокального репертуара.

 

Метапредметные задачи:

♫ Создать условия для развития базовых музыкальных способностей (музыкальный слух, звуковысотный, тембровый, ритмический слух, ладовое чувство).

♫ Способствовать развитию сенсорных способностей восприятия (формированию сенсорных эталонов).

♫ Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на музыку и другие виды искусства.

♫ Развить познавательную мотивацию учащихся.

♫ Развить двигательные, координационные умения и навыки.

♫ Развить мышечную память в процессе хореографических постановок вокальных номеров.

♫ Обучить приемам артистизма через интегрирование знаний и умений в музыкально-сценическую деятельность.

♫ Внести вклад в развитие импровизационных способностей (вокальных, пластических и сценических)

♫ Создать условия для развития навыков продуктивного сотрудничества и взаимодействия с педагогом и с участниками коллектива при решении различных задач.

 

Личностные задачи:

♫ Способствовать формированию устойчивого интереса к вокально-исполнительской деятельности.

♫ Сформировать у обучающихся навык самостоятельной и коллективной работы.

♫ Внести вклад в развитие музыкально-эстетического вкуса на основе вокального репертуара.

♫ Способствовать формированию эмоционально-чувственного отношения к традициям и явлениям действительности.

♫ Сформировать понимание необходимости здорового образа жизни, с целью сохранения своего здоровья, в общем, и голосового аппарата в частности.

♫ Способствовать воспитанию общей культуры поведения личности учащихся.

♫ Внести вклад в воспитание социально адекватной личности, способной к активному творческому сотрудничеству.

♫ Способствовать развитию умения избавляться от зажимов, неуверенности и страха перед выступлением в условиях сценического пространства, соблюдая культуру общения со зрителем.

♫ Способствовать формированию следующих личностных качеств: работоспособность, настойчивость, целеустремленность в достижении поставленной цели, умение демонстрировать свой уровень исполнительского мастерства.

Результат программы

Закончив обучение по данной программе выпускник будет иметь высокий уровень эстетической культуры, устойчивый интерес к вокально-сценическому искусству, стремление к творческой самореализации и к творческому самосовершенствованию, проявляя социальную активность.

 

Развитый музыкальный и гармонический слух, умение держать строй в ансамбле, широкий певческий диапазон, хорошая вокальная техника, выразительное исполнение, художественное воплощение образа, развитое певческое дыхание, синхронность исполняемых движений в малой группе и коллективе в целом, психологическая устойчивость на сцене, – развитие всех этих параметров является основой ожидаемых результатов:

 

Предметные:

♫ Будет владеть теоретическими знаниями о физиологии голосового аппарата, о работе гортани, резонаторов, функционировании певческого дыхания.

♫ Будет знать начальную музыкальную грамоту.

♫ Будет владеть основами вокальной техники (дыхание, звукообразование, атака звука и способы звуковедения)

♫ Будет иметь развитые вокально-исполнительские навыки (интонирование, артикуляция, выразительная фразировка).

♫ Будет внесён вклад в развитие гармонического слуха и умения держать строй в ансамбле.

♫ Будет внесён вклад в развитие голосового аппарата и расширение певческого диапазона.

♫ Будет иметь навык слухового контроля и самоконтроля за качеством исполнения вокальных номеров.

 

 Метапредметные:

♫ Будут развиты базовые музыкальные способности: музыкальный слух, звуковысотный, тембровый, ритмический слух и ладовое чувство.

♫ Будет иметь развитые сенсорные способности восприятия (сформированы сенсорные эталоны).

♫ Будет внесён вклад в развитие эмоциональной отзывчивости на музыку и другие виды искусства.

♫ Будут развиты двигательные, координационные умения и навыки.

♫ Будет иметь развитую мышечную память в процессе хореографических постановок вокальных номеров.

♫ Будет владеть приемами артистизма посредством интегрирования знаний и умений в музыкально-сценической деятельности.

♫ Будет внесён вклад в развитие импровизационных способностей.

♫ Будут развиты навыки продуктивного сотрудничества и взаимодействия с педагогом и с участниками коллектива при решении различных задач.

 

 Личностные:

♫ Будет иметь устойчивый интерес к вокально-исполнительской деятельности.

♫ Будет иметь сформированный навык самостоятельной и коллективной работы.

♫ Будет внесён вклад в развитие музыкально-эстетического вкуса на основе вокального репертуара.

♫ Будет внесён вклад в формирование эмоционально-чувственного отношения к традициям и явлениям действительности.

♫ Будет внесён вклад в формирование понимания необходимости здорового образа жизни, с целью сохранения своего здоровья в целом, и голосового аппарата в частности.

♫ Будет внесён вклад в воспитание социально адекватной личности, способной к активному творческому сотрудничеству.

♫ Будет иметь способность избавляться от зажимов, неуверенности и страха перед выступлением в условиях сценического пространства, соблюдая культуру общения со зрителем.

♫ Будет внесён вклад в развитие следующих личностных качеств: работоспособность, настойчивость, целеустремленность в достижении поставленной цели, умение демонстрировать свой уровень исполнительского мастерства.

Особые условия проведения

Программа «Синтез» ценна своей практической значимостью, так как в процессе её реализации, учащиеся получают опыт концертной деятельности, социального общения в разновозрастном детском коллективе и приобретают опыт взаимодействия с детьми разного возраста других творческих коллективов в процессе выступлений.

 

Данная программа предполагает освоение не только детского и патриотического репертуара, но и исполнение современного эстрадно – джазового репертуара, включающего в себя новейшие веяния в области вокально-сценического творчества. В программе учтены и адаптированы к возможностям учащихся программные требования по развитию, совершенствованию гармонического слуха и навыков ансамблевого пения.

 

Приходя в детскую вокальную студию, дети должны иметь звуковысотный слух, хорошую дикцию и огромное желание заниматься вокальной деятельностью.

Материально-техническая база

 Данная программа реализуется в просторном вокальном кабинете, с хорошей акустикой и вентиляцией.

Материально-техническая база соответствует всем современным требованиям:

  1. магнитная нотная доска;
  2. электронное фортепиано;
  3. компьютер;
  4. локальная сеть Интернет;
  5. микшерный пульт;
  6. радиомикрофоны (14 шт.);
  7. стойки для микрофонов;
  8. зеркальная стена;
  9. звукозаписывающая студия.

Учебно – методическое обеспечение программы.

· Наличие видео и аудио-курсов по вокальным методикам:

– пошаговая методика по развитию вокальных способностей Элизабет Ховард и Ховард Остин;

– эстрадно-джазовый курс Хачатурова В.Х.;

– пение в речевой позиции С. Риггса;

– фонопедический метод В.В.Емельянова;

– эстрадный курс «Вокальный успех» В.Воршип;

– курс лекций «Эстрадный певец: специфика профессии» Л.Р. Сёминой;

– дыхательная гимнастика Стрельниковой;

– видео уроки педагогов других студий.

· Наличие фоно-и видеотеки с записями различных эстрадных вокалистов и вокальных групп, в том числе современных детских ансамблей и групп.

· Нотные издания с вокализами, упражнениями, вокальными произведениями.

· Методические пособия по предметам эстрадный вокал, техника речи, актёрское мастерство и пр.

· Подборка с фрагментами серии занятий.

Стоимость

Занятия проводятся бесплатно.