Программа «Ультрамарин» по изобразительному искусству.

Программа «Ультрамарин» рассчитана на изучение основ изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества, является прекрасной возможностью социальной адаптации, личностного и творческого развития детей и подростков с ОВЗ.

 

В изобразительной деятельности у детей с ОВЗ происходит развитие зрительного, тактильного и кинестетического восприятия, а материал используемый в декоративно-прикладном творчестве служит своеобразным посредником для выражения эмоций и чувств. Когда ребенок рисует, лепит, вырезает, клеит, шьет, он учится рассуждать, сравнивать и принимать самостоятельные решения.

 

С психологической точки зрения, занятия изобразительным и декоративно-прикладным творчеством помогают детям, выражать свою индивидуальность, справляться с различными эмоциями, обогащают внутренний мир.

 

Адаптационные возможности искусства по отношению к ребенку с ограниченными возможностями здоровья связаны с тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, содействует реализации его творческих потребностей.

 

Создание ребенком продуктов художественной деятельности облегчает процесс его коммуникации и установления отношений с окружающими.

Педагоги

Девятникова Валерия Станиславовна. Педагог дополнительного образования.

Педагогический стаж - 2 года.

Образование: Новосибирский областной колледж культуры и искусств, специальность: декоративно - прикладное творчество и народные промыслы.

Курсы повышения квалификации:

30.09.2019-18.10.2019 - ГАУ ДПО НСО "НИПКиПРО", "Разработка и реализация адаптированных основных общеобразовательных программ в условиях реализации ФГОС", 108 ч.

Проф.переподготовка:

26.02.2020 - 10.06.2020 ГАУ ДПО НСО "НИПКиПРО", "Педагогическое образование"

Содержание программы

Учебный план 1 год обучения.

 Введение в программу – 1 час.

Знакомство с техникой безопасности в изостудии и организации рабочего места.

Раздел 1. Живопись – 45 час.

Живопись как язык цвета, цветное изображение мира.

Темы:

  •  «Веснушки» - Теплые и холодные цвета. Линия.
  •  «Травка для зайчат». Линии: вертикальные и наклонные. Оттенки цветов. Смешивание цветов.
  •  «Ягоды для жучка».  Линии. Штрих. Яркие цвета и их сочетание.
  •  «Идет дождь».  Цвет-настроение, правильное положение карандаша в руке. 
  •  «Зебра».  Линии: горизонтальные и вертикальные. Черный и белый.
  • «Море».  Линии. Теплые и холодные цвета.
  •  «Цветные клубочки». Сочетание ярких цветов. Свойства акварельных карандашей.
  •  «Мыльные пузыри».  Круг. Сочетание и смешивание цветов.
  •  «Разноцветные колеса». Геометрические фигуры.
  • «Осеннее дерево».  Геометрические фигуры и их сочетания.
  • «Орешки на тележке». Прямые и округлые линии. Яркие и темные цвета.
  • «Елочка». Линии горизонтальные, вертикальные, наклонные. Сочетание цветов.
  • «Снеговик». Соотношение размеров. Круг, ассоциации.
  • «Следы». Холодные и теплые цвета. Свет. Тень.
  • «Вазочка».  Ритм. Узор. Декор. 
  • «Пирамидка». Сочетание ярких контрастных цветов.
  • «Зимний цветок». Знакомство с цветовой гаммой.
  • «Ритм. Узор». Сочетание цветов. Рисование концом кисти.
  • «Одуванчик». Ассоциация цвет-настроение.
  • «Украсим салфетку». Узор. Метод примакивания кисти.
  • «Божья коровка». Контрастные цвета.
  • «Цветочная поляна». Сочетание цветов. Теплые и холодные цвета.

Раздел 2.  Декоративно-прикладное искусство – 25 час.

  • Ниткография. История возникновения. Способы рисования нитью.
  •  Пластилинография. Виды пластилина. 
  • Работа с природным материалом. 
  •  Открытки.  Изготовление открыток к государственным праздникам в разных стилях.
  • Работа с соленым тестом. Разработка эскиза  композиции.

Выставка итоговых работ. 1 час.

 

Учебный план 2 год обучения

Введение в программу - 1 час.

Раздел 1. Живопись46 часов.

Живопись как язык цвета, цветное изображение мира.

Темы:

  • Свойства красок. Особенности гуаши.  Особенности акварели.
  • «Королева Кисточка и волшебные превращения красок». Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей.
  • Праздник тёплых и холодных цветов. Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений.
  • «Холод – тепло»- работа акварелью\гуашью (на выбор).
  • Серо-чёрный мир красок. Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте).
  • Красочное настроение. Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые).
  • Симметрия. Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм.
  • Стилизация. Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Стилизация как способ детского рисования.
  • Декоративные узоры. Узоры как средство украшения, выразительные возможности. 
  • Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента.
  • Сказочная композиция. Сказка, увиденная глазами художника. 
  • Гармония цвета. Знакомство с гармоническим сочетанием цвета и «красочным винегретом».
  • Контраст цвета. Использование контраста цвета для выделения главного.
  • Пропорции – соотношение частей по величине.
  • Плоскостное и объёмное изображение.
  • Рисование с натуры и по памяти. Изображение натуры с «нужными» деталями.

Раздел 2. Декоративно-прикладное искусство – 24 часа.

  • Ниткография. Разработка эскиза. Работа над картиной.
  • Пластилинография. Особенности работы. 
  • Работа с природным материалом
  • Открытки. Изготовление открыток к государственным праздникам в разных стилях.
  • Работа с соленым тестом.

Выставка итоговых работ.  – 1 час.

 

Учебный план 3 года обучения

 Вводное занятие – 1 час.

Раздел 1. Графика9 часов.

Темы:

  • Граттаж.  
  • Монотопия.
  • Гризайль.

Раздел 2. Живопись - 30 часов.

Темы:

  • Натюрморт в холодной гамме
  • Натюрморт в тёплой гамме
  • Декоративная композиция (витраж). Знакомство с техникой витража и её основными правилами.

Раздел 3. Декоративно-прикладное искусство – 31 час.

Темы:

  • Валяние.  Фелтинг. Сухое и мокрое валяние. 
  • Ниткрография – разработка эскиза, выполнение работы
  • Основы гобелена. История создания гобелена. Технология, виды и свойства.

Выставка итоговых работ – 1 час.

Цели программы

Формирование у обучающихся с ОВЗ творческих способностей в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

 

Задачи

Образовательные (предметные):

  • познакомить с представлениями о различных видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, декоративно-прикладном искусстве;
  •  сформировать и развивать практические навыки работы в направлении изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

 

Личностные:

  • воспитывать чувство коллективизма, трудолюбия, усидчивости, аккуратности, умение довести начатое дело до конца;
  • формировать адекватную самооценку и самовосприятие (развитие рефлексии);
  • Формировать мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 
  • развивать индивидуальные и творческие способности учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • развивать эстетический и художественный вкус, расширять общекультурный кругозор;

 

 

Метапредметные:

  • развивать познавательную активность и самостоятельность; 
  • прививать навыки экономичного отношения к используемым материалам, основам культуры труда.

Формировать умения:

  • составлять план действий: определять и формулировать цель деятельности;
  • договариваться с людьми, согласовывать с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща. 

 

Результат программы

Планируемые результаты

В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы следующие навыки и умения:

предметные 

  • понимать терминологию изобразительного искусства;
  • различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, дизайн, декоративно – прикладное искусство);
  • воплощать художественные образы в различных формах художественно  творческой деятельности;
  • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
  •  использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру;
  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта.

 

Личностные:

  • воспринимать красоту через посещение выставок художников, выставок детского художественного творчества;
  •  эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
  •  различать и передавать в художественно – творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к ним средствами художественного языка;
  • уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работы других обучающихся с точки зрения содержания и средств его выражения.

 

Регулятивные:

  • организовывать своё рабочее место;
  • планировать свою деятельность;
  • демонстрировать самоорганизацию в процессе творческой деятельности.

 

Познавательные:

  •  наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов;
  • осуществлять поиск и подбор необходимой информации и в специальных источниках.

 

Коммуникативные компетенции:

  • уметь вести диалог с педагогом и ребятами в группе, сотрудничать в группе, в паре;
  • давать оценку и выражать своё отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу.

 

Особые условия проведения

Предварительный отбор обучающихся не проводится, принимаются дети, имеющие ограничения в здоровье с рекомендациями ПМПК, педиатров (слабовидящие, с нарушениями речевого развития, с синдром дефицита внимания с гиперактивностью и др.)

 

К занятиям допускаются дети, имеющие медицинскую справку с разрешение врача, заключение ПМПК и выполняющие правила поведения и техники безопасности.

Материально-техническая база

Учебное помещение \ кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами.

Оборудование: столы и стулья для педагога и обучающихся, меловая доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий,

Материалы, необходимые для практической работы

  • бумага: для рисования, ватман, акварельная бумага, картон,
  • кисти: колонковые кисти №1-4, нейлоновые кисти круглые и плоские №1-18.
  • краски: гуашевые, акварельные, темперные, акриловые;
  • уголь, графит; сепия;
  • карандаши: чернографитовые, цветные, ластики, перьевые и капиллярные ручки;
  • клей ПВА, клей "Момент", клеящий карандаш,
  • масса для лепки, пластилин,
  • лаки акриловые: глянцевый, матовый и шелковистый;
  • бумага для папье-маше, цветная бумага и картон;
  • фетр, кожа\кожзаменитель, ткань, синтепон, декоративная тесьма, фурнитура, нитки, природные материалы.

Инструменты и приспособления:

  палитры, иглы, булавки, ножницы, скотч, фигурные дыроколы, линейки, клей-пистолет, фен.

Дидактическое обеспечение программы:

  •  образцы готовых изделий и рисунков;
  •  книги, журналы, альбомы, подборки рисунков и фотографий различных изделий и описания их изготовления.

 

Информационное обеспечение:

  • компьютер, ноутбук с выходом в интернет.
  • аудио-, видео- записи, интернет-материалы;
  • методические разработки занятий (блоков занятий);
  • библиотека.