Программа «Куборо»

Дополнительная общеобразовательная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени обучающихся с ОВЗ.  Эта  деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей в саморазвитии обучающихся с ОВЗ.

Серьезной проблемой современного российского образования является существенное ослабление  технической составляющей школьного образования. В современных условиях реализовать задачу формирования у детей навыков технического творчества крайне затруднительно. Необходимо создавать новые условия в сети образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, которые позволят внедрять новые образовательные технологии. Одним из таких перспективных направлений кружковой деятельности – это занятия по образовательной системе – куборо (хотя некоторые простым языком называют его «Конструирование»)

«Куборо» - это игра многих поколений. Конструктор «Куборо» развивает пространственное воображение, логическое мышление, концентрацию внимания и творческие и интеллектуальные способности, позволяет развивать эти навыки на более высоком уровне,  пробуждает любопытство к знаниям инженерной направленности.

 

Построение из кубиков требует аккуратности и терпения. Большинство задач конструирования «Куборо» рассчитаны именно на командную, коллективную работу. Главное, что нужно подчеркнуть: команда в системе куборо может состоять из разных возрастных групп. Опытные игроки могут давать инструкции, подсказки. Развитие детей протекает очень индивидуально.

Общеразвивающая программа дополнительного образования имеет техническую направленность  и ориентирована на систематизацию знаний и умений из различных областей современной науки и усваивания их в лёгкой игровой форме. 

 

Актуальность общеразвивающей программы дополнительного образования «Куборо» заключается в том, что в период обновления образования значительно возрастает роль активной познавательной позиции ребенка, умения учиться, умение обучающихся находить новые конструкторские решения и воплощать их в жизнь. Настоящая программа предусматривает расширение технического кругозора, развитие пространственного мышления, логики, формирование устойчивого интереса к конструированию. Конструирование - это творческий процесс и каждый может найти свое решение в изготовлении той или иной детали и модели в целом. Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Новизна данной программы состоит в том, что она решает не только конструкторские, научные, но и эстетические вопросы. Программа ориентирована на целостное освоение материала: обучающиеся эмоционально и чувственно обогащаются, приобретают художественно-конструкторские навыки, совершенствуются в практической деятельности, реализуются в творчестве.

Уникальной особенностью данной программы является то, что она обусловлена развитием конструкторских способностей учащихся через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

 

Вся работа с новым конструктором может быть организована как одно большое исследование, когда дети, открыв коробку с кубиками, начинают исследовать её содержимое: сопоставление графических изображений кубиков куборо с множеством желобов и тоннелей с реальными кубиками из набора, организация тактильных игр направленных на поиск/определения кубиками подключая только тактильное восприятие, написание букв, цифр, слов с помощью желобов на поверхности кубиков куборо, составление простых дорожек от старта до финиша, постоянно усложняя задания задавая себе или друг другу все новые и новые условия и наконец, построение простых и далее сложных конструкций

Педагоги

Свирепова Любовь Александровна, педагог дополнительного образования.

Педагогический стаж – 20 лет. Стаж в должности педагога дополнительного образования – 3 год.

Образование – высшее (Новосибирский государственный педагогический университет, 2017 г.)

Содержание программы

В процессе реализации общеразвивающей программы дополнительного образования «Куборо» большое внимание  уделяется духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

 

На уровне предметного содержания создаются условия для развития:

- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях;

-ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами).

 

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития знаний, трудовых умений и навыков, общеразвивающая программа дополнительного образования «Куборо» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности современного школьника;

- развитие коммуникативной компетентности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

 

Конструирование «Куборо», является одним из видов продуктивной деятельности, которое позволяет формировать творческие способности, содействует воспитанию эстетической культуры личности, и в то же время дает возможность закрепить и углубить знания, умения, навыки. Но вместе с тем конструирование, как продуктивный вид деятельности, создает хорошие возможности для моделирования различных типов взаимодействия детей в процессе деятельности, что воспитывает чувство долга, ответственности, умение подчиняться требованиям группы и творчески работать в коллективе, проявлять взаимопомощь, усваивать нормы общественного поведения.

 

Исходя из этого, общеразвивающая программа дополнительного образования «Куборо»  предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала обучающихся реализуется путём индивидуализации  заданий, проектной деятельности. В программу включены задания, направленные на активный поиск новой информации. Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие обучающихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков.

 

Общеразвивающая программа  дополнительного образования «Куборо»  предполагает объединение обучающихся 8-12 лет, включает теоретическую и практическую часть. Программа рассчитана на 3 года. Количество учебных часов: в год 90, в неделю 3, продолжительностью 40 минут

Цели программы

Цели программы:

  • создание организационных и содержательных условий, обеспечивающих развитие у младших школьников первоначальных технических навыков через конструкторские умения на основе «Куборо»;
  • пропедевтика инженерного образования в начальной школе.

 

Задачи программы:

 

Обучающие:

  • сформировать познавательный интерес к техническому моделированию, конструированию и черчению;
  • сформировать умения и навыки работы со схемами и координатной сеткой;
  • развить умения рационально использовать время, выстраивать осознанную деятельность для получения продуктивного результата.

 

Развивающие:

  • развить творческий потенциал обучающегося, его познавательную активность;
  • развить техническое, объемное, пространственное, логическое и креативное мышление, мелкую моторику;
  • развить умение работать в двумерном пространстве, конструировать модели геометрических фигур, различных предметов, транспортных средств.
  • развить коммуникативные навыки.

 

Воспитательные:

  • сформировать устойчивый интерес к техническому творчеству, умение работать в коллективе, стремление к достижению поставленной цели и самосовершенствованию;
  • воспитать нравственные, эстетические и личностные качества, трудолюбие, доброжелательность;
  • развить творческую инициативность и самостоятельность при решении учебных задач

Результат программы

В результате усвоения программы,  обучающиеся должны уметь:

  • строить конструкции разного уровня сложности по образцу и без него;
  • решать задачи и выполнять творческие работы с использованием конструктора;
  • разбираться в чертежах, составлять эскизы будущих моделей;
  • самостоятельно конструировать модель от начала и до конца;
  • работать  в проектно-исследовательской деятельности;

 

Обучающиеся должны знать:

  • состав набора «Куборо»;
  • номера кубиков «Куборо»;
  • знаково-символические средства изображения«Куборо» на бумаге;
  • способ подсчёта количества касаний шарика кубиков «Куборо».

 

Реализация программы предполагает достижение обучающимися следующих результатов:

 

К личностным результатам освоения курса можно отнести:

  • •смысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности.

 

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
  • формировать умение ставить цель - создание творческой работы, планировать достижение этой цели;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • адекватно воспринимать оценку педагога;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
  • в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
  • оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

 

Познавательные универсальные учебные действия:

  • использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
  • синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • выслушивать собеседника и вести диалог;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • планировать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками — определять цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • осуществлять постановку вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешать конфликты - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управлять поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 

Предметные результаты:

  • сформированность первоначальных представлений о свойствах и возможностях бумаги как материала для художественного творчества;
  • сформированность основ художественной композиции, формообразования, цветоведения;
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке изделий;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в технологии бумажного моделирования;
  • сформированность умения использовать знания, полученные на занятиях, для воплощения собственного замысла в бумажных объёмах и плоскостных композициях

Особые условия проведения

По данной программе могут обучаться дети с задержкой психического развития

 

 

Материально-техническая база

Наборы конструктора «Куборо»