Программа «Юный эколог-исследователь»

Воспитание юного исследователя – это создание условий для целенаправленного, позитивного развития духовно ценностной ориентации ребёнка т.е. развитие у него способностей, индивидуально выраженной возможности к успешному осуществлению исследовательской деятельности и самоопределению как исследователя природы.

 

Новизна дополнительной общеобразовательной программы заключается в целостном подходе в исследовании экологии человека, а именно – экологического состояния продуктов питания, сельскохозяйственной продукции, как важной составляющей здоровья человека.

 

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы:

программа рассчитана на один год занятий для углубленной исследовательской работы над выбранной темой.

Обучающийся совместно с педагогом выбирают тему исследования.

 

Форма занятий: индивидуальная и включает:

• самостоятельную работу с литературой и другими источниками;

• индивидуальные консультации;

• проведение лабораторных занятий.

 

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный эколог- исследователь» адресована обучающимся 12-15 лет, проявляющим интерес к предметам естественно-научного профиля, демонстрирующим высокий уровень способностей к исследовательской деятельности и предусматривает индивидуальные занятия с обучающимся.

Педагоги

Светлана Владимировна Беккер, как педагог, осуществляет дополнительное образование по экологическому воспитанию детей в Баганском Доме детского творчества более 18 лет. За это время ей создан кабинет цветоводства, включающий живой уголок с коллекцией волнистых попугайчиков и аквариумных рыбок, собрана коллекция комнатных растений.

 

Педагогом разработаны три дополнительные общеобразовательные программы: «Юный натуралист», «Юный эколог», «Цветоводство с основами экологии», которые имеют практико-ориентированную направленность, с элементами исследовательской деятельности. Ежегодно для обучающихся объединения «Цветоводство» Светлана Владимировна проводит мини-конференции, где ребята начальной школы защищают свои первые проекты. Педагог активно занимается самообразованием по своему направлению деятельности, внедряет в свою деятельность инновационные проектные технологии, на основе формирования навыков исследовательской деятельности обучающихся.

 

Вместе с детьми Светлана Владимировна участвовала в реализации экологических проектов, получивших гранты:

  • федерального уровня – «Люби и знай свой край» (2010 г.);
  • Международного гранта Фонда Грингрантс, «Увеличение зеленых насаждений в с. Баган» (2011 г.);
  • гранта администрации Новосибирской области «Первые шаги в науку», направленного на исследовательскую деятельность по изучению природы родного края (2012 г.).

 

Подтверждением результативности дополнительного образования и воспитания обучающихся, которые занимаются у Беккер Светланы Владимировны, являются почетные грамоты и дипломы, завоеванные её обучающимися на районных, областных конференциях и всероссийских конкурсах:

 

  • дипломы победителей в районном конкурсе «Первые шаги в науку» (2012-2016 гг.);
  • диплом 3 степени в областном туре Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды (2015 г.);
  • дипломы I степени областного тура Всероссийского опытнического задания «Конкурсное сортоиспытание сортов и гибридов овощных культур фирмы «Семко-юниор» (2016 г., 2017 г.).

 

Её обучающийся Баранник Вячеслав (6 кл.) успешно защитил исследовательский проект и стал призером Всероссийского этапа опытнического задания, завоевав диплом II степени в г. Москве.

В 2017 г. он был награжден Дипломом «Лучший опытник» (г. Москва) в рамках программы «Внедрение новых отечественных сортов и гибридов овощных культур».

 

Педагог награждена Дипломом I степени районного конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», в номинации эколого-биологическая, (2012г.), является участником конкурса инноваций в образовании КИВО (2015 г.), тренером областной профильной смены Агрошколы (Грамота МКУ «Управление образованием Баганского района», 2017 г.),

 

В 2017 г. методические разработки педагога получили диплом I степени областного этапа Всероссийского конкурса программ и методических материалов по дополнительному естественнонаучному образованию детей и сертификат федерального этапа.

 

Она имеет благодарственные письма агрофирмы «Семко-юниор» за успешное руководство опытнической работой обучающихся (2016-2017 гг.).

Расписание

Понедельник 15.50- 16. 17.30.

Четверг 15.00 -16.40.

После каждого занятия перемена 10 минут.

Содержание программы

1. Вводное занятие. Выбор темы - 2 ч.
2. Изучение литературы и других источников - 8 ч.
3. Выбор направления исследования - 8 ч.
4. Ожидаемый результат, значимость, описание опыта - 8 ч.
5. Написание реферата. Фиксация конкретных фактов и теории в данной области исследования. Постановка задач - 8 ч.
6. Постановка опыта, занесение данных в таблицу, составление графиков.
7. Обработка первичных данных - 8 ч.
8. Обсуждение результатов исследования - 8 ч.
9. Оформление результатов научной работы - 8 ч.

10. Итоговое занятие. Представление результатов исследований - 2 ч. 

Цели программы

Цель программы: воспитание юного исследователя, создание условий для социально- профессионального самоопределения и самореализации обучающегося в исследовании окружающего мира.

 

Задачи программы:

 

Образовательные:

- формирование системы представлений (об окружающей среде как динамичной экосистеме, о системе взаимосвязей внутри экосистемы);

- формирование системы умений и навыков (навыки оценки состояния окружающей среды и влияния на нее технической деятельности человека);

- владение методикой комплексных и частных инструментальных методов исследований, развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.

 

Воспитательные:

- сформировать мотивационно-ценностную сферу личности (ценность природы и бережного отношения к ней;

- воспитать экологическую культуру поведения);

- развить у обучающихся мотивацию к занятиям исследовательской деятельностью.

 

Развивающие:

- формирование когнитивной сферы обучающихся: логического мышления, аналитических способностей;

- умение критически изучать известные факты, выдвигать гипотезы, активизировать образное мышление, позволяющее находить аналогии в разных областях наук;

- развитие коммуникативной сферы обучающихся (развивать умение вести дискуссию, речевую деятельность;

- обучающихся в процессе отчетов на конференциях внутри учебной группы и перед более широкой аудиторией);

- развитие эмоционально-волевой сферы (способности к самообучению и самоанализу, способности предвидеть результаты и последствия влияния своей деятельности на окружающую среду).

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

- основные принципы и законы экологии, охраны окружающей среды, структуру исследовательской работы, план подготовки и организации исследования.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

- правильно и безопасно обращаться с увеличительными приборами (микроскоп, бинокуляр);

- получать первичные сведения из научной литературы и справочников, ИНТЕРНЕТА;

- работать с определителями: обобщать, анализировать и классифицировать изучаемый материал.

Материально-техническая база

1. СПЭЛ- санитарно- пищевая экспресс- лаборатория

2. Микроскоп.

3. Набор лабораторный.