Программа « Вокальный ансамбль »

Дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы сценического воплощения песни.

 

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

 

Все это дает театрализованная деятельность, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

 

Ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, к развитию своих вокальных способностей, овладеет умениями и навыками вокального искусства, самореализуется в творчестве, научится голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние.

Педагоги

Мурахтина Алена Сергеевна- учитель музыки, музыкальный руководитель.

Образование: Диплом о среднем профессиональном образовании Новосибирского педагогического колледжа №2.                                     

В МБОУ СОШ №72 работает с 01.08.2020 г.

Расписание

Расписание занятий:

вторник: 13.00-14.00

четверг: 13.00-14.00

Содержание программы

Занятия по программе «Вокальный ансамбль» состоят из теоретической и практической частей. Большее количество времени занимает практическая часть.

Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работу с текстом, изучение творчества композиторов.

Практическая часть включает в себя работу над вокально-хоровыми навыками и передачей образа в песне.

Срок реализации программы - 5 лет. Материал делится на два периода:

  • ознакомительный – первый- третий год обучения (72 занятия в год).
  • Базовый 4-5 года обучения (144 занятия в год).

Календарно-тематическое планирование 1 года обучения

1.Вводное занятие.                                                  1 час
2. Аттестация Предварительная                               3 часа
Промежуточная в середине года
Промежуточная в конце года
3.Музыкально- теоретическая подготовка           4 часа
Дирижерский жест
Куплет, припев, фраза
Лад. Мажор, минор
Звук. Устойчивые и неустойчивые звуки
4.Вокально-хоровая работа                                    50 часов                                  
Певческая установка
Дыхание
Дикция
Распевание
Работа с ансамблем над произведением
Работа с солистами 
5.Теоретико-аналитическая работа                      4 часа
Строение артикуляционного аппарата
Беседа о гигиене певческого голоса.
Беседы о творчестве современных композиторов
Просмотр видеозаписей выступления детских
коллективов и солистов на различных конкурсах
6.Концертно-исполнительская деятельность:     8 часов
Участие в школьных концертах.
Конкурсы-смотры
7. Итоговое занятие                                              2 часа
Итого:72 часа

 

Календарно-тематическое планирование 2 года обучения

1.Вводное занятие                                                 1 час
2. Аттестация                                                          3 часа
Промежуточная в середине года
Промежуточная в конце года
3. Музыкально- теоретическая подготовка        4 часа
Ритм
Размер
Динамика
Ноты первой октавы
4. Вокально-хоровая работа                                50 часов
Певческая установка 
Дыхание
Дикция
Распевание
А cappella
Работа с ансамблем над произведением
Работа с солистами
5. Теоретико-аналитическая работа                    4 часа
Вокал - мифы и действительность
Строение голосового аппарата
Беседы о творчестве современных композиторов
Просмотр и анализ выступлений детских
коллективов и солистов на конкурсах.. Анализ
выступлений участников «Вокального
ансамбля»
6. Концертно-исполнительская деятельность:   8 часов
Участие в школьных концертах.
Конкурсы-смотры
7. Итоговое занятие (отчетный концерт)            2 часа
Итого:72 часа 

 

Календарно-тематическое планирование 3 года обучения    

1.Вводное занятие                                                1 час
2. Аттестация                                                          3 часа
Промежуточная в середине года
Промежуточная в конце года
3. Музыкально- теоретическая подготовка        4 часа
Ноты первой и второй октавы
Интервал
Трезвучие
Темп
4. Вокально-хоровая работа                                50 часов
Певческая установка;
Дыхание
Дикция
Распевание
Двухголосие
Работа с ансамблем над произведениями
Работа с солистами
5. Теоретико-аналитическая работа                    4 часа
Типы голосов
Десять советов для здоровья голоса
Сценическая культура
Беседы о творчестве современных композиторов
Просмотр и анализ выступлений воспитанников
«Вокального ансамбля»
6. Концертно-исполнительская деятельность:   8 часов
Участие в школьных концертах.
Конкурсы-смотры
7. Итоговое занятие (отчетный концерт)            2 часа
Итого:72 часа  

 

Календарно-тематическое планирование 4 года обучения  

1. Вводное занятие                                                2 часа
2. Аттестация                                                          6 часов
Промежуточная в середине года
Промежуточная в конце года
3. Музыкально- теоретическая подготовка       13 часов
Ноты первой и второй октавы
Размер
Знаки альтерации
Такт и тактовая черта
4. Вокально-хоровая работа                               105 часов
Дыхание
Дикция
Распевание
Работа над произведениями
Двухголосие
5. Теоретико-аналитическая работа                    8 часов
Типы голосов (бас, баритон, тенор, контральто,
сопрано)
Как правильно беречь голос.
Беседы о творчестве современных композиторов
Сценическая культура
Просмотр и анализ выступлений детских
коллективов и солистов на конкурсах. Просмотр
и анализ выступлений участников «Вокального
ансамбля»
6. Концертно-исполнительская деятельность:   8 часов
Участие в школьных концертах.
Конкурсы-смотры
7. Итоговое занятие (отчетный концерт)           2 часа
Итого:144 часа

 

Календарно-тематическое планирование 5 года обучения 


1. Вводное занятие                                                2 часа
2. Аттестация                                                          6 часов
Промежуточная в середине года
Итоговая
3. Музыкально- теоретическая подготовка        13 часов
Музыкальная грамота
4. Вокально-хоровая работа                                105 часов
Дыхание                                                                                                                                                                                                                                                        Дикция
Распевание
Работа с ансамблем над произведениями
Работа с солистами
5. Теоретико-аналитическая работа                    8 часов
Жанры вокальной музыки
Типы голосов
Беседы о творчестве современных композиторов
Просмотр и анализ выступлений детских
коллективов и солистов на конкурсах. Просмотр
и анализ выступлений участников «Вокального
ансамбля»
6. Концертно-исполнительская деятельность:   8 часов
Участие в школьных концертах.
Конкурсы-смотры
7. Итоговое занятие (отчетный концерт)            2 часа
Итого: 144 часа                      

Цели программы

Цель программы – формирование у участников устойчивый интерес к пению через активную музыкально-творческую деятельность; сформировать навыки выразительного исполнения произведений, умения владеть своим голосовым аппаратом.

 

Задачи                                                                                                                                                           

 предметные:                                                                                                                                                                - вовлечь учащихся в творческую деятельность через освоение образовательной программы по музыке и хоровому пению;  - формировать специальные компетенции учащихся.

 

метапредметные :                                                                                                                                                                     - расширять кругозор в области музыкально-эстетического образования.                                                                             - формировать умения строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

 

Воспитательные:                                                                                                                                                                 - прививать любовь и интерес к музыке;                                                                                                                               - воспитывать уважительное отношение к произведениям музыкального искусства.

 

Личностные:                                                                                                                                                                        - знать и обязательно выполнять правила техники безопасности и здоровье сбережения на занятиях;                                    - формировать нормы и правила поведения, принятые в образовательном учреждении и умение адекватно применять их на занятиях, в игровом творческом процессе и в общественных местах;
- проявлять дисциплинированность, организованность и трудолюбие.

Результат программы

 

В результате реализации программы  обучающие будут знать понятия: интервал, аккорд, мелизмы, октава, знать их разновидности, названия, типы голосов, типы дыхания, понятие a cappella, жанры вокальной музыки. 

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь: определять на слух интервалы и аккорды, свободно ориентироваться в нотной грамоте, петь без музыкального сопровождения, исполнять двухголосные произведения, петь под фонограмму «минус».

 

В результате реализации программы у обучающихся будут развиты личностные качества: самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров, культура  личности, способность адаптироваться в современном обществе.

 

 

Материально-техническая база

Помещение для занятий: школьный актовый зал (каб.402)

 

Электромузыкальная и голосовая усилительная аппаратура;

Микшер и пульт управления;

Электроусилительная аппаратура с широкополосными микрофонами;

 

Список литературы

Для детей:

  • Огороднов Д. Воспитание певца в самодеятельном ансамбле.1980.
  • Ровнер В. Работа самодеятельного вокального ансамбля. Л., 1973.

Для педагога:

  • Браславский Д. Аранжировка для эстрадных ансамблей и оркестров. М., 1974.
  • Гаранян Г. Аранжировка для для эстрадных инструментальных и вокально-инструментальных ансамблей. М., 1986. 
  • Гарсия М. Школа пения. М., 1963.
  • Дмитриев Л. Основы вокальной методики. М., 2000.