Программа "Шахматы"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» реализуется на базе МКОУ Меньшиковской СОШ Венгеровского района,   способствует развитию интеллектуальных способностей обучающихся. Программа имеет физкультурно-спортивную направленность. Так как это соревновательная логическая настольная игра со специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников, сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной композиции), науки и спорта. Основной формой фиксации результатов являются соревнования.

 

Стержневым моментом занятий является деятельность самих обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

 

Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

 

Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

 

Благодаря игре в шахматы, обучающиеся учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи, тренируют память, учатся самодисциплине. Это способствует успешному обучению в школе, т.к. обучение предполагает высокий уровень развития мышления, умение самостоятельно приобретать, обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.

 

Шахматы выполняют воспитательную, развивающую роль – учат управлять своим поведением, развивают умение самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях, воспитывают организованность и дисциплину, чувство коллективизма, чувство товарищества, самокритичность. Положительно влияют на развитие и совершенствование психических процессов, памяти, внимания, пространственного воображения, логического мышления, воли. При условии регулярных занятий, у детей и подростков улучшается восприятие, лучше усваивается школьная программа.

Педагоги

Программу реализует педагог дополнительного образования Шарапов Иван Юрьевич

Содержание программы

1 Год

 

1. Введение в образовательную программу.(4 ч.)

2. Шахматные фигуры.(2 ч.)

3. Начальная расстановка фигур.(2 ч.)

4. Ходы и взятие фигур.(34 ч.)

5. Цель шахматной партии.(16 ч.)

6. Игра всеми фигурами из начального положения.(14 ч.)

Итого: 72 ч.

Цели программы

Цель: обучение детей и подростков игре в шахматы, развитие интеллектуальных способностей и спортивных навыков. 

 

Задачи:

 

Предметные:

1. Заложить знания теории и практики шахматной игры.

2. Формировать и развивать навыки ведения шахматной борьбы.

3. Подготовить к успешным выступлениям на соревнованиях различного уровня.

4. Выявлять способных и талантливых спортсменов для дальнейшего совершенствования спортивного мастерства.

5. Научить использовать новейшие электронные и компьютерные технологии для изучения и получения обучающимися шахматного опыта.

 

Метапредметные:

1. Развивать инициативу, логику, память, внимание, пространственное мышление, индивидуальность, самообладание, самостоятельность, понимание красоты шахматных этюдов и комбинаций.

2. Развивать мотивацию к познанию и творчеству.

4. Развивать коммуникативные навыки и качества.

5. Формировать навыки здорового образа жизни.

6. Развивать качества «сильной личности», уверенность в себе.

 

Личностные:

1. Воспитывать общекультурные компетенции: умение применять на практике полученные шахматные знания, применять теорию на соревнованиях, грамотно вести шахматную борьбу.

2. Воспитывать и развивать интерес к шахматам.

3. Формировать дисциплину, чувство коллективизма, ответственности.

4. Воспитывать чувство уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;

5. Воспитывать целеустремленность, трудолюбие.

 

Результат программы

К концу  обучения по программе обучающиеся должны

 

 знать:

шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры;
обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
ценность шахматных фигур;
принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы;
термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля;
основные элементы позиции.

 


 уметь:

ориентироваться на шахматной доске;
грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
рокировать;
объявлять шах, мат;
решать задачи на мат.
правильно вести себя за доской;
записывать шахматную партию;
находить тактические приемы;
точно разыгрывать окончания.
 

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы следующие качества и компетенции:

 

Предметные:

1. Умение использовать полученные теоретические знания в практике шахматной игры.

3. Способность выступать на соревнованиях за честь образовательного учреждения.

5. Умение пользоваться электронными и компьютерными технологиями в процессе шахматной игры.

 

Метапредметные:

1. Устойчивая мотивация и интерес к игре в шахматы.

2. Умение высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания.

3. Способность работать по предложенному плану и самостоятельно планировать свою деятельность.

4. Умение осуществлять поиск новых знаний, находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

 

Личностные:

1. Дисциплина, чувство коллективизма, ответственности.

2. Чувство уважения к партнёру, самодисциплина, самообладание, целеустремленность, трудолюбие.

3. Способность договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.

 

 

Особые условия проведения

Нет

Материально-техническая база

   1 Год

1.     Учебный кабинет.

2.     Шахматные столы.

3.     Стулья.

4.     Шахматные часы.

5.     Комплекты шахмат.

6.     Демонстрационная доска с магнитными фигурами.

7.     Шкаф для хранения инвентаря и шахматной литературы.

8.     Печатные бланки для записи партий, письменные принадлежности.