- Главная
- Направления
- Физкультурно-спортивная
- Настольные спортивные игры
- Программа «Шахматная корона»
Программа «Шахматная корона»
Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству детям некоммуникативного типа.
Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет детям преодолеть замкнутость.
Данная Программа достаточно разносторонне охватывает значимые в современных шахматах элементы стратегии и тактики борьбы. Привлечение материалов из классического наследия игры даёт возможность детям не только познакомиться с тенденциями в развитии взглядов на законы теории и методы борьбы, но и помогает утвердиться во мнении о перспективности постоянных поисков новых идей в изучаемых позициях. Тем самым стимулируются творческие способности шахматиста.
Педагоги
Штапова Ольга Евгеньевна - педагог дополнительного образования, учитель музыки первой категории.
Содержание программы
Учебный план 1 года обучения:
1. Знакомство с шахматами - 6 часов.
2. Первоначальные шахматные понятия – 8 часов.
3. Тактика в шахматной игре – 20 часов.
4. Стратегия – 8 часов.
5. Дебют – 4 часа.
6. Эндшпиль – 12 часов.
7. Практические игры. Классификационные соревнования – 8 часов.
8. Итоговое занятия – 2 часа.
Итого - 68 часов
Учебный план 2 года обучения:
1. Знакомство с шахматами - 4 часа.
2. Ходы и взаимодействия фигур - 26 часов.
3. Основы дебюта − 26 часов.
4. Шахматы – 8 часов.
5. Воспитательно-развивающие занятия - 4 часа.
Итого - 68 часов
Учебный план 3 года обучения:
1. Знакомство с шахматами - 4 часа.
2. Ходы и взаимодействия фигур - 40 часов.
3. Шахматы - 18 часов.
4. Воспитательно-развивающие занятия - 6 часов.
Итого - 68 часов.
Цели программы
Цель программы:
- содействие всестороннему, гармоничному развитию личности посредством занятиями шахматами;
- способствовать самосовершенствованию, познанию, логики и творчеству детей, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, успехов сообразно способностям;
- формирование личности ребенка и воспитание характера;
- развитие массового спорта.
Задачи состоят в формировании следующих компетенций:
- познавательной, направленной на углубленное изучение и усвоение теоретических разделов программы, ознакомление с новинками, применяемыми в последние годы в теории шахмат;
- практической, предусматривающей овладение приемами шахматной игры, умением оперировать полученными знаниями и фактическим материалом системно-логического мышления;
- творческой, формирующей у обучающихся стойкий интерес к системному мышлению, воспитанию потребности в творческой самореализации, а так же духовного самоусовершенствования;
- социальной, предполагающей развитие моральных качеств, гражданской позиции, инициативы, желания получить новые знания, формирование позитивных качеств эмоционально-волевой сферы, умение работать в команде.
Результат программы
Личностные результаты освоения программы курса:
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Образовательные результаты освоения программы курса:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы курса:
- Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
- Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Особые условия проведения
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен воспитанникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Материально-техническая база
Занятия проходят на базе МБОУ Медяковской СОШ Купинского района в Центре гуманитарного и цифрового образования "Точка роста".
- 6 компьютеров для онлайн обучения;
- Шахматные столы: 3 комплекта;
- Набор шахмат: 5 комплектов;
- Часы шахматные: 3 штуки;
- Методическая литература по шахматам.