Программа «Шахматная корона»

Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству  детям некоммуникативного типа.

Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет детям преодолеть замкнутость.

 

Данная Программа достаточно разносторонне охватывает значимые в современных шахматах элементы стратегии и тактики борьбы. Привлечение материалов из классического наследия игры даёт возможность детям не только познакомиться с тенденциями в развитии взглядов на законы теории и методы борьбы, но и помогает утвердиться во мнении о перспективности постоянных поисков новых идей в изучаемых позициях. Тем самым стимулируются творческие способности шахматиста.

Педагоги

Штапова Ольга Евгеньевна - педагог дополнительного образования, учитель музыки первой категории.

Содержание программы

 Учебный план 1 года обучения:

1. Знакомство с шахматами - 6 часов.

2. Первоначальные шахматные понятия – 8 часов.

3. Тактика в шахматной  игре – 20 часов.

4. Стратегия – 8 часов.

5. Дебют – 4 часа.

6. Эндшпиль – 12 часов.

7. Практические игры. Классификационные соревнования – 8 часов.

8. Итоговое занятия – 2 часа.

Итого - 68 часов

 

Учебный план 2 года обучения:

1. Знакомство с шахматами - 4 часа.

2. Ходы и взаимодействия фигур - 26 часов.

3. Основы дебюта − 26 часов.

4. Шахматы – 8 часов.

5. Воспитательно-развивающие занятия - 4 часа.

Итого - 68 часов

 

Учебный план 3 года обучения:

1. Знакомство с шахматами - 4 часа.

2. Ходы и взаимодействия фигур - 40 часов.

3. Шахматы - 18 часов.

4. Воспитательно-развивающие занятия - 6 часов.

Итого - 68 часов.

 

Цели программы

Цель программы:

  • содействие всестороннему, гармоничному развитию личности посредством занятиями шахматами;
  • способствовать самосовершенствованию, познанию, логики и творчеству детей, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, успехов сообразно способностям;
  • формирование личности ребенка и воспитание характера;
  • развитие массового спорта.

 

Задачи состоят в формировании следующих компетенций:

  • познавательной, направленной на углубленное изучение и усвоение теоретических разделов программы, ознакомление с новинками, применяемыми в последние годы в теории шахмат;
  • практической, предусматривающей овладение приемами шахматной игры, умением оперировать полученными знаниями и фактическим материалом системно-логического мышления;
  • творческой, формирующей у обучающихся стойкий интерес к системному мышлению, воспитанию потребности в творческой самореализации, а так же духовного самоусовершенствования;
  • социальной, предполагающей развитие моральных качеств, гражданской позиции, инициативы, желания получить новые знания, формирование позитивных качеств эмоционально-волевой сферы, умение работать в команде.

Результат программы

Личностные результаты освоения программы курса:

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

 

Образовательные результаты освоения программы курса:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

Предметные результаты освоения программы курса:

  • Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
  • Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Особые условия проведения

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен воспитанникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Материально-техническая база

Занятия проходят на базе МБОУ Медяковской СОШ Купинского района в Центре гуманитарного и цифрового образования "Точка роста".

  • 6 компьютеров для онлайн обучения;
  • Шахматные столы: 3 комплекта;
  • Набор шахмат: 5 комплектов;
  • Часы шахматные: 3 штуки;
  • Методическая литература по шахматам.