Программа по изобразительному искусству «Линия»

Художественное творчество помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное и образное мышление. В то же время занятия в кружке предполагают дать детям возможность самовыразиться и творчески раскрепоститься.

 

Отличительной особенностью образовательной программы является то, что она имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности. Программа включает в себя четыре образовательных блока. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.

 

Новизна программы состоит в том, что педагог использует такие педагогические технологии, которые провоцируют обучающегося на творческий, подчас самостоятельный подход к выбору темы, натуры, материалов и вообще способов решения задания, формируя умение выбирать «свою линию».

 

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни: раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание творческо - инициативной личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Педагоги

Педагог Тимощенко Анна Александровна, учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории.

Образование: высшее педагогическое (НГПУ, 1995).

Педагогический стаж - 25 лет.

Почётная грамота Главного управления мэрии г.Новосибирска, 2016;

Почётная грамота мэрии г.Новосибирска, 2020г.

Обладатель Бюджетного образовательного сертификата на повышение квалификации - 2019г.

Лауреат районного конкурса "Учитель года"-2020г.

Обучающиеся А.А.Тимощенко ежегодно становятся победителями и призёрами различных конкурсов по изобразительному искусству

Содержание программы

Программа включает в себя следующие этапы:

 

1 этап: «Радужный мир» (1-й год обучения) - 38 часов.

  1. Путешествие в страну волшебных красок − 10 часов.
  2. Зимние фантазии – 8 часов.
  3. Чёрно-белые упражнения - 4часа.
  4. О чём поёт весна – 8 часов.
  5. Домашние любимцы – 8 часов.

2 этап: «Ступеньки мастерства» (2-й год обучения) - 38 часов.

  1. Чудесный мир красок – 8 часов.
  2. Графика зимы – 10 часов.
  3. Зимние забавы – 8 часов.
  4. Декоративно-прикладное творчество – 8 часов.
  5. Композиция по замыслу – 4 часа.

 

3 этап: «Мир глазами художника» (3-й год обучения) - 38 часов.

  1. Учимся у природы. Рисование с натуры. – 8 часов.
  2. Декоративно-прикладное творчество. Основы стилизации. – 6 часов.
  3. Я, моя семья, мои друзья – 8 часов.
  4. В мире диких животных – 8 часов.
  5. Моя тема. Проектная деятельность. - 8 часов.

4 этап: «Я рисую: придумываю, экспериментирую» (4-й год обучения)- 38 часов.

  1. Природные мотивы в живописном и графическом исполнении (рисование с натуры, копирование, стилизация) – 10 часов.
  2. "В манере художника" (подражание технике любимого художника) – 6 часов.
  3. Живописный коллаж из самодельной фактурной бумаги – 8 часов.
  4. Урало-Сибирская роспись - 6 часов.
  5. Витраж - прозрачная живопись - 8 часов

Цели программы

 Приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческой самостоятельности ребенка.

Задачи программы:

Личностные:

 воспитать культуру общения;
 воспитать самостоятельность, инициативность, способность к успешной социализации в обществе;
 воспитать внимание, аккуратность, целеустремлённость;
 воспитать эстетическое (эмоционально-ценностное) отношение к миру и понимания прекрасного;
 воспитать чувство ответственности за порученное дело и умение доводить дело до конца.

Метапредметные:

 сформировать мотивацию к познавательной, творческой деятельности, интерес к предмету, к национальной, мировой культуре;
 развить творческую индивидуальность, своё творческое "Я";
 развить способности самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.

Предметные:

 познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними;
 сформировать основы знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
 сформировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объёмных форм;
сформировать мотивацию к познавательной, творческой деятельности, интерес к предмету, к национальной, мировой культуре;развить творческую индивидуальность, своё творческое "Я";
развить способности самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.

Результат программы

Личностные результаты первого года обучения:

  •  уважительное отношение к культуре и искусству народов нашей страны;
  •  понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  •  сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  •  сформированность эстетических потребностей – потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности

Обучаемые первого года обучения

 

будут знать:

  •  названия основных и составных цветов;
  •  понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;
  •  изобразительные основы декоративных элементов;
  •  материалы и технические приёмы оформления;
  •  названия инструментов, приспособлений.

будут уметь:

  •  пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
  •  полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
  •  подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
  •  владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
  •  моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
  •  пользоваться художественными материалами.

Личностные результаты второго года обучения:

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);
  • толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
  • художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
  • способность к художественному познанию мира;
  • умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
  • стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Обучаемые второго года обучения

Будут знать:

  •  особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
  •  разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
  •  творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;
  •  основы графики;
  •  правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.

Будут уметь:

  •  пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
  •  пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);
  •  различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
  • рисовать кистью элементы растительного орнамента;
  • выполнять орнамент в круге, овале, ленте;
  •  проявлять творчество в создании работ.

Личностные результаты третьего года обучения:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей (потребности общения с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств.

Обучаемые третьего года обучения

будут знать:

  • разнообразие возможных выразительных средств изображения;
  • значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;
  • различные виды декоративного творчества: батик, флористика;
  •  основы дизайна;
  •  творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А.Врубеля, И.И. Левитана, М. В. Нестерова, К.Е. Маковского;
  •  правила создания экспозиций, основы прикладной графики.

будут уметь:

  • работать в определённой цветовой гамме;
  • добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы;
  •  передавать пространственные планы способом загораживания;
  •  передавать движение фигур человека и животных;
  •  сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
  • свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;
  •  решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.

Личностные результаты четвёртого года обучения:

  • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  •  овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде под руководством педагога;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу других детей с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
     

Обучаемые четвертого года обучения

будут знать:

  •  об основных средствах художественной выразительности декоративного образа и художественного образа вещи;
  •  о стилевых особенностях традиционных художественных промыслов; об основных пропорциях изображения человека;
  • о законах построения плоскостной, полуобъёмной и объёмной композициях.

будут уметь:

  • применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, живописи и композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов, тональные и цветовые отношения в решении практических работ по живописи, ДПИ, дизайну;
  •  владеть светотенью, пропорциями, композицией;
  •  объяснять теоретические особенности дизайна;
  •  различать художественно-эстетические достоинства и составляющие элементы объектов дизайна;
  •  учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом;
  • высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства и дизайна;
  •  участвовать в практической работе по оформлению и преобразованию окружающей среды.

Особые условия проведения

Программа предназначена  для обучающихся гимназии № 11 "Гармония"

Материально-техническая база

Помещение: кабинет гимназии - светлый, чистый, проветриваемый, по своим характеристикам соответствующий санитарно-гигиеническим нормам.

 Материально-техническое обеспечение: столы, стулья, учебная доска, мультимедийный комплекс (проектор, компьютер, аудиоколонки, мультимедийная доска), набор дополнительных инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой, ёмкости для воды, коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, муляжи для рисования, тела геометрические, предметы для натурной постановки. 

Информационное обеспечение:

 

Таблицы по темам (в папках).

Репродукции картин разных художников.

Книги по изобразительному искусству.

Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

Видеоматериалы: слайдпрограммы и мастер-классы педагога.