Программа "Адаптация и подготовка детей к школе."

Образовательная программа для подготовки детей 6-6,5 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе комплекта программы «Предшкола нового поколения», составитель комплекта программ профессор Роза Гельфановна Чуракова, авторы программ О.А.Захарова, Н.А.Чуракова, И.С.Рукавишников, А.К.Сундукова, О.В.Малаховская, О.Н.Федотова, Т.Г.Раджувейт, Л.В.Харазова, Л.Г.Кудрова. В комплект входит 3 парциальные программы: «Программа развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений», «Программа по окружающему миру», «Познавательно-речевое и социально-личностное развитие на основе подготовки детей к чтению и письму». Комплект парциальных программ «Предшкола нового поколения» разработан на основе комплексной «Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста». В соответствии с основной идеей программы парциальные программы нацеливают педагогов и родителей на полноценное общее развитие детей, их позитивную социализацию, на достижение необходимого уровня подготовки к обучению в школе.

Актуальность, практическая значимость данной программы выражается в том, что формирование новых социальных и личностных качеств дошкольника происходит на основе накопления социального опыта в различных видах деятельности и сотрудничестве со значимыми другими людьми. Дети в рамках занятий по данной программе проходят адаптацию к образовательному процессу в школе, привыкая к новым социальным ролям «ученик - учитель» и взаимодействуя со сверстниками в новой социальной среде.

Программа обеспечивает преемственность с примерной образовательной программой начального общего образования благодаря нацеленности на формирование предпосылок универсальных учебных действий (при обязательном исключении учебной деятельности как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства).

Педагоги

Чистоедова Наталия Николаевна, учитель 1 КК, стаж 20 лет

Прошла курсы по следующим темам:

  • «Организация дополнительного образования для детей дошкольного возраста», 2019г. - 18 часов. 
  • «Оказание первой помощи», 2019г. - 16 часов.
  •  «Современные педагогические технологии: практические аспекты реализации ФГОС», 2018г -36 часов. 

 

Ворошилина Анна Николаевна, учитель высшей КК, стаж 10 лет

Прошла курсы по следующим темам:

«Организация дополнительного образования для детей дошкольного возраста», 2019г. - 18 часов. 
«Оказание первой помощи», 2019г. - 16 часов.
«Современные педагогические технологии: практические аспекты реализации ФГОС», 2018г -36 часов. 

Расписание

Подготовка детей к школе проходит с октября по апрель (включительно) два раза в неделю с 16.00 до 18.00. Срок обучения - 27 недель.

Содержание программы

В данной программе представлены 4 образовательные области.

Распределение часов по образовательным областям (блокам):

1. Филология 

  • Развитие устной речи "Кронтик учится слушать и рассуждать"- 1 час в неделю ( всего 27ч.)
  • Развитие звукобуквенного анализа и синтеза "Друзья Кронтика учатся читать" - 2 часа в неделю ( всего 54ч.)

 

2. Математика и информатика

  • Развитие элементарных математических представлений "Кронтик учится считать и рисовать фигуры" - 2 часа в неделю ( всего 54ч.)

3. Обществознание и естествознание (окружающий мир)

  • Знакомство с окружающим миром "Миша и Маша изучают окружающий мир" - 2 часа в неделю (всего 54ч.)

4. Искусство

  • Технология, изо "Мы лепим и рисуем" - 1 час в неделю (всего 27ч.)

Итого - в неделю 8 часов. За учебный период - 216ч. 

Цели программы

Цель программы «Адаптация и подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе» - обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования при подготовке детей к школе, а также подготовка готовности детей к школе, не посещающих детский сад; развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей в области развития речи и математических понятий.

Для достижения данной цели формулируются следующие задачи:

1.       Обучающие:

·        обеспечить интеллектуальную и личностную готовность ребенка к школе;

·        обеспечить необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им программ начального общего образования;

2.       Развивающие:

·        создать развивающую среду;

·        сохранить и укрепить здоровье дошкольников;

·        развить личностные качества ребенка;

·        развить мышление, воображение, память, речь, эмоциональную сферу;

·        осуществлять необходимую коррекцию недостатков в развитии ребенка;

3.       Воситательные:

·        сформировать опыт самопознания дошкольников;

·        синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их взаимодополняющими;

·        оказать консультативную помощь родителям по вопросам воспитания, развития и обучения детей.

Результат программы

К ЗАВЕРШЕНИЮ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТИ БУДУТ ЗНАТЬ:

Количество и счет.

Дети будут знать:

*состав чисел первого десятка (из отдельных единиц);

*состав чисел из двух меньших.

Дети будут уметь:

*называть числа в прямом и обратном порядке;

*соотносить цифру и число предметов;

*правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;

*сравнивать числа в пределах 10;

*устанавливать, какое число больше (меньше) другого;

*уравнивать неравное число предметов двумя способами (добавить, убрать).

Величина.

Дети будут уметь:

*сравнивать предметы разные по величине (длине, ширине, высоте);

*выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже);

*сравнивать до 10 предметов, различных по величине;

*измерять длину предметов с помощью условной единицы.

Ориентировка в пространстве.

Дети будут уметь:

*выражать словами месторасположение предметов по отношению к себе и другим

предметам;

*уметь ориентироваться на листе бумаги.

Время.

Дети должны:

*различать и называть части суток, их последовательность;

*понимать значение понятий вчера, сегодня, завтра;

*знать дни недели, их последовательность;

*уметь называть месяцы года.

Базовые ожидаемые результаты и показатели их достижения

Формирование познавательных УУД:

-классификация – объединение по группам;

-анализ – выделение признака из целого объекта;

-сравнение – выделение признака из ряда предметов;

-обобщение – выделение общего признака из ряда объектов;

-синтез – объединение в группы по одному-двум признакам;

-сериация – умение видеть и называть соседний объект; умение распределить объекты по убыванию или возрастанию степени проявления признака.

Формирование сенсорного опыта:

-ориентирование в окружающем пространстве, считая точкой отсчета себя или другой предмет;

-ориентирование на плоскости листа в клеточку, на странице книги;

-определение временных отношений;

-определение цвета;

-умение использовать в речи понятия: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», « в то же время».

Представления о числах и цифрах, арифметических действиях, операции измерения

Дети могут:

-оценивать количество предметов числом и проверять сделанную оценку в пределах десяти;

- вести счет в пределах от 1 до 10 как в прямом , так и обратном порядке;

-показывать знание способов записи числа (точкой, цифрой);

-раскладывать числа (от 2 до 5) на сумму единиц;

-производить арифметические действия сложения и вычитания на множестве чисел, наибольшее из которых 10;

-осуществлять размен монет достоинством одна, пять, десять копеек.

Представления о форме

Дети умеют:

-сравнивать предметы по форме разными способами (на глаз и наложением);

-узнавать и называть объемные геометрические фигуры (куб, шар), плоские геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, овал, круг), линейные геометрические фигуры (прямая, отрезок, дуга, точка).

Особые условия проведения

«Предшкола нового поколения» рассчитана на детей 6/6,5лет. Реализация программы строится через деятельность детского объединения. Набор в группы осуществляется на основе свободного выбора родителей (законных представителей).

Материально-техническая база

Для реализации целей рабочей программы используются следующие:

  • Учебный кабинет / комната для групповых занятий
  • счётный материал,
  • задания, распечатанные на карточках

 Технические средства:

  • персональный компьютер
  • классная доска
  • куклы, мягкие игрушки, мяч.

Мультимедийное оборудование.

 

Методические пособия:

1.Чуракова Р. Г. Кронтик учится считать (Книга для работы взрослых с детьми)

2. Чуракова Р. Г. Кронтик учится считать (Тетрадь для работы взрослых с детьми).

3.Захарова О. А., Чуракова Р. Г. Кронтик учится рисовать фигуры (Книга для работы взрослых с детьми).

4. Захарова О. А., Чуракова Р. Г. Кронтик учится рисовать фигуры(Тетрадь для работ ы взрослых с детьми). 5.Захарова О. А. Учимся записывать числа (Тетрадь для работы взрослых с детьми).

6. Рукавишников И.С., Раджувейт Т. Г, «Друзья Кронтика учатся читать»(Книга для работы взрослых с детьми) –М.: Академкнига/Учебник, 2018.

7.Рукавишников И.С., Раджувейт Т. Г, «Кронтик осваивает звуки» (Книга для работы взрослых с детьми)

8. Рукавишников И.С., Раджувейт Т. Г, «Кронтик осваивает звуки»
шт