Программа "Туризм"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Туризм» направлена на раскрытие индивидуальных способностей обучающихся, овладение туристическими навыками, позволяющими жить и ориентироваться в природе, самостоятельно подготовить и провести поход.

 

Самодеятельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения.

 

Данная программа предназначена для обучения школьников действиям в условиях угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера. Решение проблем защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, уменьшение их социально-экономических, экологических последствий невозможно без качественной подготовки подрастающего поколения к действиям в условиях угрозы и возникновения чрезвычайной ситуации.

 

Программа учитывает позитивные традиции в области туристско-краеведческого образования детей, сложившиеся в отечественной педагогике.

 

Программа направлена на адаптацию детей к процессам, протекающим в современном обществе, их социализацию в условиях современной жизни, дети получают профориентационные знания по профессиям: спасатель, пожарный, высотник, что может стать определяющим в выборе обучающимися своей будущей профессии.

 

Актуальность  программы  обусловлена ростом числа детей, пострадавших в различных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и криминогенного характера. Так как за последние десятилетия в России туризм получил значительное развитие и превратился в массовое явление, появилась острая необходимость обучать детей навыкам безопасного поведения в туристических походах.

 

Занимаясь в туристическом кружке, ребята осваивают и закрепляют туристические навыки, умение рационально использовать силы и средства для преодоления возникающих трудностей. В детях воспитывается ответственность за порученное дело. Все это позволит им умело ориентироваться во внезапно возникшей экстремальной ситуации, быстро принимать решение и решительно действовать.

 

На занятиях кружка дети учатся разумно вести себя в непредсказуемой, порой, критической ситуации, быть хорошо физически подготовленными, нести ответственность за себя и дорожить жизнью других.

 

Туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность за общее дело; учит бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности обучающихся.

 

Соревнования по спортивному туризму заключаются в командном прохождении дистанции туристско-спортивных соревнований, содержащей естественные и искусственные препятствиях, выполнение специальных заданий с использованием снаряжения, облегчающего и ускоряющего передвижение, обеспечивающего безопасность выполнения технических и тактических задач.

 

 Педагогическая целесообразность данной программы заключается так же в том, чтобы дать воспитанникам  возможность освоить все премудрости пешеходного туризма – значит  дать им путёвку в большой туризм, на всю жизнь привить им любовь, страсть к путешествиям, к познанию, к самосовершенствованию.

 

Педагоги

Программу реализует педагог дополнительного образования Шарапов Иван Юрьевич

Содержание программы

1 Год

1. Организационный период. (1 ч.)
2. Вводное занятие. (1 ч.)
3. Организация, подготовка и проведение похода выходного дня. (4 ч.)
4. Краеведение. (16 ч.)
5. Топографическая подготовка. (16 ч.)
6. Организация и подготовка лыжного похода. (16 ч.)
7. Организация и подготовка пешего туристического похода. (18 ч.)


Итого: 72 ч.

Цели программы

Цель: обучение, воспитание, развитие и оздоровление детей в процессе занятий туристским многоборьем, формирование всесторонней гармонично развитой личности.

(В туристской деятельности интегрируются такие основные аспекты воспитания, как нравственный, трудовой, физический, патриотический, интеллектуальный, эстетический, экологический).

 

Задачи:

 

Предметные:

- укреплять здоровье, содействовать правильному физическому развитию воспитанников;

- обучать жизненно-важным умениям и навыкам, необходимым для выживания в экстремальных условиях;

- обучать соблюдению безопасности в спортивных туристских походах и соревнованиях;

- повышать техническое и тактическое мастерство участников соревнований по туристскому многоборью,  спортивному ориентированию;

- знакомить с историей и особенностями спортивного туризма.

 

Метапредметные:

- содействовать социальному и профессиональному самоопределению, творческой самореализации личности;

- развивать разнообразные практические навыки: самоорганизацию и самоуправление;

- развивать общую культуру личности путём приобщения к занятиям спортивным туризмом;

- формировать техническую и тактическую подготовку;

- совершенствовать двигательные умения и навыки;

- развивать физические способности.

 

 Личностные:

- создавать условия для формирования устойчивого интереса к систематическим занятиям туризмом;

- воспитывать волевые качества: целеустремленность, настойчивость и инициативу, ответственность, товарищество и взаимовыручку;

- формировать бережное отношение к природе;

- формировать культуру общения и поведения в коллективе;

- прививать навыки здорового образа жизни;

- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, ответственность, активность, волю к победе, умение бороться до конца и стойко, критически переносить неудачи и поражения.

            Особое внимание уделяется вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма при изучении каждой темы, при проведении каждого занятия, тренировки, старта, мероприятия.

 

Результат программы

В конце года обучающиеся должны

 

знать:

- правила техники безопасности;

- комплекс общефизических и специальных физических упражнений;

- основы физической культуры и здорового образа жизни;

- основы личной гигиены;

- основы ориентирования на местности;

- теоретические сведения в области спортивно- оздоровительного туризма;

- туристскую терминологию;

- основу  теории туризма при совершении путешествий малой длительности

-технику преодоления естественных препятствий;

-ориентирование на местности;

-правила поведения в природе.

 

Уметь:

- передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;

- преодолевать вместе  естественные препятствия на пути;

- ориентироваться по компасу и карте в походе и на соревновании по спортивному ориентированию;

- организовать походный быт и оказывать элементарную медицинскую помощь; 

- передвигаться по дорогам, тропам и пересечённой местности в составе группы;

- владеть приёмами самостраховки, преодолевать различные естественные или искусственные препятствия;

- уметь правильно применять туристские узлы;

- проводить поисково-спасательные работы;

- уметь ориентироваться по карте и компасу, а также местным признакам и участвовать в туристических слётах, соревнованиях по спортивному ориентированию и походах;

- организовать походный быт и распределять продукты на весь поход или слёт;

- оказывать доврачебную помощь и правильно транспортировать пострадавшего;

- соблюдать правила техники безопасности;

- выполнять комплексы общефизических и специальных физических упражнений;

-  самостоятельно проводить разминку, закаливание;

-  работать с топографической и спортивной картой.

 

Понимать:

значение коллектива для решения туристско-краеведческих задач, необходимость и возможность развития своих способностей для формирования творческой личности при использовании кружковой деятельности.

 

В результате реализации программы у обучающихся разовьются следующие качества и компетенции:

 

Личностные:

- устойчивый интерес к систематическим занятиям туризмом;

- волевые качества: целеустремленность, настойчивость и инициатива, ответственность, товарищество и взаимовыручка;

- бережное отношение к природе;

- культура общения и поведения в коллективе;

- навыки здорового образа жизни, знания о функциональных возможностях организма;

- трудолюбие, самостоятельность, ответственность, активность, воля к победе, умение бороться до конца и стойко, критически переносить неудачи и поражения;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

 

Метапредметные:

- ответственное отношение к порученному делу, самоорганизация, самоуправление;

- умение вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;

- умение работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях.

Особые условия проведения

Медицинская справка

Материально-техническая база

1. Кабинет для занятий, спортзал

2. Компас туристический. (1 шт.)

3. Рюкзак туристический. (1 шт.)

4. Палатка туристическая. (1 шт.)

5. Страховочные системы (обвязка альпинистская). (1 шт.)

6. Беговые лыжи (комплект: лыжи, ботинки, палки лыжные). (6 комплектов)

7. Веревка (диаметр 10 мм, длина 1 метр). (6 шт.)

8. Карты топографические. (6 шт.)