Программа «Школа юного экскурсовода»

Настоящая программа составлена для музея истории гимназии,  созданного на базе  МАОУ Гимназия № 10. Гимназия № 10 – одна из старейших  школ г. Новосибирска. Ее история насчитывает  более 100 лет.

 

Программа имеет практическую направленность, т.к. предусматривает непосредственное участие обучающихся в деятельности музея истории гимназии. Все практические работы (поисковые задания, исследования, разработки экскурсий, экспозиционно-тематических планов и пр.) носят реальный характер и позволяют обучающимся видеть практический результат соей работы.

 

Благодаря работе в музее школьники получат опыт научно-исследовательской работы, возможность включиться в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия школы. Примут участие в реализации социально-значимых проектов, проводимых в учебном учреждении.

 

Особая музейная среда расширяет и оживляет процесс познания истории, а занятия, проходящие в форме игры, дают возможность детям совершить увлекательное путешествие в прошлое.

 

Дети научатся работать с первоисточниками, высказывать свою точку зрения, работать над проектами.

Педагоги

Цыба Елена Сергеевна, педагог дополнительного образования.

Категория:первая.

Повышение квалификации: « Содержание и методика краеведения в современной школе».

Итоговая курсовая работа «С чего начинается школа» была опубликована в 77 выпуске ( июнь,2018г) электронной газеты «Интерактивное образование» – официальном издании департамента образования мэрии города Новосибирска . Адрес статьи в интернете: http://io.nios.ru/articles2/96/5/s-chego-nachinaetsya-shkola.  приняла участие
- приняла участие в областном проекте "История одной награды" , 2018 г. 

- конкурс «Школьная библиотека. Современный формат . Победитель в номинации : «Лучший библиотечный урок: традиции и инновации», 2018г. 

- участие в городском школьном конкурсе аудиогидов « Дом, в котором я живу» 

Содержание программы

дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Школа юного экскурсовода" рассчитана на 140 часов


Первый  год обучения.
 
История создания музеев. Виды музеев. Первые музеи
1 - теория 
 
Школьные музеи. Профили и задачи школьных музеев
1 - теория 
 
О чём рассказывает наш школьный музей. Профиль музея. Его основные разделы. История его создания.
2 - теория 
2 - практика

Музей истории гимназии «МИГ» – центр патриотического воспитания
1 - теория
1 - практика

Экскурсия – одна из основных форм работы музея. Цель экскурсии в школьном музее. Знакомство с работой экскурсоводов.

2 - теория
1 - практика

Экспонаты, подаренные музею выпускниками и учителями. Раритеты и реликвии.
1- теория
1 - практика 

Экспонаты, переданные музею выпускниками 1941 года.
1 - теория 
1 - практика

Фото-экспонаты «Уходил сибиряк на войну»
1 - практика
 
Основной фонд: вещественные, письменные источники. Интернет как источник информации.
1 - теория
2 - практика

Где и как собрать материал для музея, для ведения экскурсии. Обзор литературы «Город на Оби»
1 - теория
1 - практика

Художественная, мемуарная, справочная литература для чтения по теме экскурсии «Памятные места города Новосибирска»
1 - теория 
1 - практика

 Как записывать воспоминания. Краткая летопись основных событий.  
1 - теория 
2 - практика

Этикет поведения в общественном месте. Этикет внешнего вида. Имидж современного  делового человека. Этикет общения.
1 - теория 
1 - практика

Речь экскурсовода. Чтение прозы, стихов из числа писателей - выпускников гимназии. Анализ моей речи и моих друзей. Рассказ экскурсовода.
1 - теория 
1 - практика

Что такое ораторское искусство. Практикум.
1 - теория
1 - практика

Связь темы экскурсии с экспозицией. Последовательность построения экскурсии по отдельным подтемам и вопросам темы.
1 - теория 
2 - практика

Подготовка текста экскурсии. Оформление текста экскурсии.
1 - теория
2 - практика

Отработка и сдача тематической экскурсии.
1 - теория
2 - практика

Отработка и сдача обзорной экскурсии.
1 - теория 
1 - практика

Обсуждение, анализ проведённых экскурсий.
1 - теория
2 - практика

Совет музея и его функции
1 - теория 
1 - практика

Составление учётной картотеки и книги поступлений основного и вспомогательного фонда.
1 - теория
1 - практика

Экспозиции школьного музея  «МИГ».
2 - теория 
2 - практика

Поисковая работа в музее.
1 - теория
2 - практика

Виды экскурсий.
1 - теория
1 - практика

Как разработать и провести экскурсию
1- теория 
1 - практика

Тематические экскурсии в школьный музей «МИГ»
1 - теория
1 - практика

Практические занятия. Разработка и проведение обзорной экскурсии в музее.
-
2 - практика

Практическое занятие. Разработка и проведение экскурсии-лекции «Новосибирская область и город Новосибирск в годы Великой Отечественной войны».
-
2 - практика

Практическое занятие. Разработка и проведение экскурсии-лекции  « Ими гордится гимназия». 
-
3 - практика 
 
Всего
30 часов  - теории 
40 часов - практики
 
Итого
70 часов

Второй  год обучения
 
I
Вводное занятие. Положение о школьном музее.
1 - теория 
 
II.
Основы музееведения. Виды музеев. Музеи Новосибирска (Беседы. Экскурсии)
2 - теория 
2 - практика
III.
 Фонды музея. Организация фондовых работ.
3 - теория 
6 - практика

Виды экспонатов. Их характеристика.
1 - теория 
2 - практика

Основной и научно-вспомогательный фонд. Книга поступлений.
1- теория 
2 - практика

Учет. Хранение. Обеспечение сохранности. Инвентарная книга.
1 - теория
2 - практика
 
Поисково-исследовательская работа
4 - теория 
9 - практика
1
Цели и задачи
1 - теория
 

Методика и организация поисково-исследовательской работы.
1 - теория 
1 - практика

Определение тем, источников. Составление плана
 
1 - практика


Подготовка и защита рефератов или других форм отчета
2 - теория 
2 - практика
 

Разработка экспозиционных планов.
1 - теория
2 - практика

Разработка и проведение тематических выставок
 
2 - практика
 
Соответствие экскурсии тематико-экспозиционному плану. Последовательность построения экскурсии. Тематико-экспозиционный сценарий. Технические средства сопровождения экскурсии. Техника в школьном музее: фотоаппарат, телевизор, DVD-проигрыватель, мультимедийный  проектор, экран.
2 - теория 
2 - практика

История гимназии как предмет экскурсионного изучения
2 - теория 
 
Объекты экскурсии, их классификация. Связь темы экскурсии с экспозициями школьного музея.
2 - теория 
 
Особенности методики проведения городской экскурсии.
 
2 - практика

Методика и проведение комплексной экскурсии
 
2 - практика

Прослушивание экскурсии  с обсуждением и разбора специфических особенностей
 
2 - практика
 
Фильм по теме
2 - теория
2 - практика

Вместе со страной (1912-1940)
2 - теория
2 - практика

Огневые сороковые
2 - теория
2 - практика

Годы становления и развития (50-е,80-е)
2 - теория 
2 - практика

Легенды школы. Встречи с ветеранами и выпускниками
2 - теория 
2 - практика

Есть такие кафедры. Гимназия сегодня.
2 - теория
2 - практика

Викторина «Знаешь ли ты историю своей школы». Подготовка и проведение.
1 - теория 
1 - практика
 
 Всего
28 ч. - теория 
42 ч. - практика
 
Итого
70 часов 
 

 

 

Цели программы

Создание условий для развития школьного и музейного движения в образовательном пространстве МАОУ Гимназия № 10, а также духовно-нравственное  и патриотическое воспитание обучающихся; содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.

 

Задачи:

Образовательные:

• работать с источниками разных типов, как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками;

• приобщение учащихся к поисково-исследовательской деятельности;

• находить и осуществлять отбор нужной информации.

 

Развивающие:

• знакомство с историей музейного дела;

• ознакомление  учащихся с источниками информации в школьном музее;

• обогащение  речи, развитие  активного словаря  учащихся.

 

Воспитательные:

• воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к культурному наследию родного края;

• сохранение исторической памяти;

• совершенствование нравственного воспитания обучающихся;

- формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за  достижения выпускников гимназии.

Результат программы

В результате реализации программы   «Школа юного экскурсовода» обучающиеся будут знать:

  • Что такое библиография?
  • фонды школьного музея;
  • основные требования к экскурсии;
  • этикет поведения в общественном месте и  этикет внешнего вида;·    
  • культуру речи;
  • историю и традиции МАОУ Гимназия № 10

 

В результате реализации  программы  «Школа юного экскурсовода» обучающиеся будут уметь:

  • работать с источниками разных типов, как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками;
  • находить и осуществлять отбор нужной информации;
  •   анализировать источники по заданным критериям;
  •  высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;
  • наблюдать, описывать, строить тексты, отвечать на вопросы;
  • находить причины и следствия событий, происходящих в историческом пространстве;
  • сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени;
  • выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры;
  • вести записи при работе с документами;
  • получат опыт научно-исследовательской работы, возможность включиться в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия школы;
  • примут участие в реализации социально-значимых проектов, проводимых в учебном учреждении и городе.

 

Личностные результаты:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками;
  • воспитание уважительного отношения к своей гимназии, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

 Метапредметные результаты :

  • познавательные: способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).
  • регулятивные:  владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой.
  • коммуникативные:  умение  в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира;  владение рассуждением, описанием повествованием.

Материально-техническая база

Учебное помещение : кабинет - музей «МИГ-10»

Материально-техническое обеспечение:

- компьютер;

- цветной принтер «RIKON»

- принтер  « HP LaserJet 1018»

- ноутбук;

- проектор «EPSON»;

- акустическая система;

- ламинатор;

-сканер «HP Scanjet 4850»

Информационное обеспечение : интернет

Педагогические технологии, используемые в программе:

- проектная;

- педагогика сотрудничества;

- групповые;

- проблемного обучения;

- игровая.

Дидактические материалы: музейный фонд

( публикации, фотографии, воспоминания, книги, газеты, письма. И т.д)