- Главная
- Направления
- Туристско-краеведческая
- Туризм и краеведение
- Программа «Школа юного экскурсовода»
Программа «Школа юного экскурсовода»
Настоящая программа составлена для музея истории гимназии, созданного на базе МАОУ Гимназия № 10. Гимназия № 10 – одна из старейших школ г. Новосибирска. Ее история насчитывает более 100 лет.
Программа имеет практическую направленность, т.к. предусматривает непосредственное участие обучающихся в деятельности музея истории гимназии. Все практические работы (поисковые задания, исследования, разработки экскурсий, экспозиционно-тематических планов и пр.) носят реальный характер и позволяют обучающимся видеть практический результат соей работы.
Благодаря работе в музее школьники получат опыт научно-исследовательской работы, возможность включиться в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия школы. Примут участие в реализации социально-значимых проектов, проводимых в учебном учреждении.
Особая музейная среда расширяет и оживляет процесс познания истории, а занятия, проходящие в форме игры, дают возможность детям совершить увлекательное путешествие в прошлое.
Дети научатся работать с первоисточниками, высказывать свою точку зрения, работать над проектами.
Педагоги
Цыба Елена Сергеевна, педагог дополнительного образования.
Категория:первая.
Повышение квалификации: « Содержание и методика краеведения в современной школе».
Итоговая курсовая работа «С чего начинается школа» была опубликована в 77 выпуске ( июнь,2018г) электронной газеты «Интерактивное образование» – официальном издании департамента образования мэрии города Новосибирска . Адрес статьи в интернете: http://io.nios.ru/articles2/96/5/s-chego-nachinaetsya-shkola. приняла участие
- приняла участие в областном проекте "История одной награды" , 2018 г.
- конкурс «Школьная библиотека. Современный формат . Победитель в номинации : «Лучший библиотечный урок: традиции и инновации», 2018г.
- участие в городском школьном конкурсе аудиогидов « Дом, в котором я живу»
Содержание программы
дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Школа юного экскурсовода" рассчитана на 140 часов
Первый год обучения.
История создания музеев. Виды музеев. Первые музеи
1 - теория
Школьные музеи. Профили и задачи школьных музеев
1 - теория
О чём рассказывает наш школьный музей. Профиль музея. Его основные разделы. История его создания.
2 - теория
2 - практика
Музей истории гимназии «МИГ» – центр патриотического воспитания
1 - теория
1 - практика
Экскурсия – одна из основных форм работы музея. Цель экскурсии в школьном музее. Знакомство с работой экскурсоводов.
2 - теория
1 - практика
Экспонаты, подаренные музею выпускниками и учителями. Раритеты и реликвии.
1- теория
1 - практика
Экспонаты, переданные музею выпускниками 1941 года.
1 - теория
1 - практика
Фото-экспонаты «Уходил сибиряк на войну»
1 - практика
Основной фонд: вещественные, письменные источники. Интернет как источник информации.
1 - теория
2 - практика
Где и как собрать материал для музея, для ведения экскурсии. Обзор литературы «Город на Оби»
1 - теория
1 - практика
Художественная, мемуарная, справочная литература для чтения по теме экскурсии «Памятные места города Новосибирска»
1 - теория
1 - практика
Как записывать воспоминания. Краткая летопись основных событий.
1 - теория
2 - практика
Этикет поведения в общественном месте. Этикет внешнего вида. Имидж современного делового человека. Этикет общения.
1 - теория
1 - практика
Речь экскурсовода. Чтение прозы, стихов из числа писателей - выпускников гимназии. Анализ моей речи и моих друзей. Рассказ экскурсовода.
1 - теория
1 - практика
Что такое ораторское искусство. Практикум.
1 - теория
1 - практика
Связь темы экскурсии с экспозицией. Последовательность построения экскурсии по отдельным подтемам и вопросам темы.
1 - теория
2 - практика
Подготовка текста экскурсии. Оформление текста экскурсии.
1 - теория
2 - практика
Отработка и сдача тематической экскурсии.
1 - теория
2 - практика
Отработка и сдача обзорной экскурсии.
1 - теория
1 - практика
Обсуждение, анализ проведённых экскурсий.
1 - теория
2 - практика
Совет музея и его функции
1 - теория
1 - практика
Составление учётной картотеки и книги поступлений основного и вспомогательного фонда.
1 - теория
1 - практика
Экспозиции школьного музея «МИГ».
2 - теория
2 - практика
Поисковая работа в музее.
1 - теория
2 - практика
Виды экскурсий.
1 - теория
1 - практика
Как разработать и провести экскурсию
1- теория
1 - практика
Тематические экскурсии в школьный музей «МИГ»
1 - теория
1 - практика
Практические занятия. Разработка и проведение обзорной экскурсии в музее.
-
2 - практика
Практическое занятие. Разработка и проведение экскурсии-лекции «Новосибирская область и город Новосибирск в годы Великой Отечественной войны».
-
2 - практика
Практическое занятие. Разработка и проведение экскурсии-лекции « Ими гордится гимназия».
-
3 - практика
Всего
30 часов - теории
40 часов - практики
Итого
70 часов
Второй год обучения
I
Вводное занятие. Положение о школьном музее.
1 - теория
II.
Основы музееведения. Виды музеев. Музеи Новосибирска (Беседы. Экскурсии)
2 - теория
2 - практика
III.
Фонды музея. Организация фондовых работ.
3 - теория
6 - практика
Виды экспонатов. Их характеристика.
1 - теория
2 - практика
Основной и научно-вспомогательный фонд. Книга поступлений.
1- теория
2 - практика
Учет. Хранение. Обеспечение сохранности. Инвентарная книга.
1 - теория
2 - практика
Поисково-исследовательская работа
4 - теория
9 - практика
1
Цели и задачи
1 - теория
Методика и организация поисково-исследовательской работы.
1 - теория
1 - практика
Определение тем, источников. Составление плана
1 - практика
Подготовка и защита рефератов или других форм отчета
2 - теория
2 - практика
Разработка экспозиционных планов.
1 - теория
2 - практика
Разработка и проведение тематических выставок
2 - практика
Соответствие экскурсии тематико-экспозиционному плану. Последовательность построения экскурсии. Тематико-экспозиционный сценарий. Технические средства сопровождения экскурсии. Техника в школьном музее: фотоаппарат, телевизор, DVD-проигрыватель, мультимедийный проектор, экран.
2 - теория
2 - практика
История гимназии как предмет экскурсионного изучения
2 - теория
Объекты экскурсии, их классификация. Связь темы экскурсии с экспозициями школьного музея.
2 - теория
Особенности методики проведения городской экскурсии.
2 - практика
Методика и проведение комплексной экскурсии
2 - практика
Прослушивание экскурсии с обсуждением и разбора специфических особенностей
2 - практика
Фильм по теме
2 - теория
2 - практика
Вместе со страной (1912-1940)
2 - теория
2 - практика
Огневые сороковые
2 - теория
2 - практика
Годы становления и развития (50-е,80-е)
2 - теория
2 - практика
Легенды школы. Встречи с ветеранами и выпускниками
2 - теория
2 - практика
Есть такие кафедры. Гимназия сегодня.
2 - теория
2 - практика
Викторина «Знаешь ли ты историю своей школы». Подготовка и проведение.
1 - теория
1 - практика
Всего
28 ч. - теория
42 ч. - практика
Итого
70 часов
Цели программы
Создание условий для развития школьного и музейного движения в образовательном пространстве МАОУ Гимназия № 10, а также духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся; содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.
Задачи:
Образовательные:
• работать с источниками разных типов, как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками;
• приобщение учащихся к поисково-исследовательской деятельности;
• находить и осуществлять отбор нужной информации.
Развивающие:
• знакомство с историей музейного дела;
• ознакомление учащихся с источниками информации в школьном музее;
• обогащение речи, развитие активного словаря учащихся.
Воспитательные:
• воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к культурному наследию родного края;
• сохранение исторической памяти;
• совершенствование нравственного воспитания обучающихся;
- формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения выпускников гимназии.
Результат программы
В результате реализации программы «Школа юного экскурсовода» обучающиеся будут знать:
- Что такое библиография?
- фонды школьного музея;
- основные требования к экскурсии;
- этикет поведения в общественном месте и этикет внешнего вида;·
- культуру речи;
- историю и традиции МАОУ Гимназия № 10
В результате реализации программы «Школа юного экскурсовода» обучающиеся будут уметь:
- работать с источниками разных типов, как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками;
- находить и осуществлять отбор нужной информации;
- анализировать источники по заданным критериям;
- высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;
- наблюдать, описывать, строить тексты, отвечать на вопросы;
- находить причины и следствия событий, происходящих в историческом пространстве;
- сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени;
- выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры;
- вести записи при работе с документами;
- получат опыт научно-исследовательской работы, возможность включиться в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия школы;
- примут участие в реализации социально-значимых проектов, проводимых в учебном учреждении и городе.
Личностные результаты:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками;
- воспитание уважительного отношения к своей гимназии, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Метапредметные результаты :
- познавательные: способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).
- регулятивные: владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой.
- коммуникативные: умение в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Материально-техническая база
Учебное помещение : кабинет - музей «МИГ-10»
Материально-техническое обеспечение:
- компьютер;
- цветной принтер «RIKON»
- принтер « HP LaserJet 1018»
- ноутбук;
- проектор «EPSON»;
- акустическая система;
- ламинатор;
-сканер «HP Scanjet 4850»
Информационное обеспечение : интернет
Педагогические технологии, используемые в программе:
- проектная;
- педагогика сотрудничества;
- групповые;
- проблемного обучения;
- игровая.
Дидактические материалы: музейный фонд
( публикации, фотографии, воспоминания, книги, газеты, письма. И т.д)