Программа «Школа туризма»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Школа туризма» способствует овладению обучающимися туристическими навыками, позволяющими жить и ориентироваться в природе, самостоятельно подготовить и провести поход.

 

Самодеятельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения.

 

Данная программа предназначена для обучения школьников действиям в условиях угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера. Решение проблем защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, уменьшение их социально-экономических, экологических последствий невозможно без качественной подготовки подрастающего поколения к действиям в условиях угрозы и возникновения чрезвычайной ситуации.

 

Программа учитывает позитивные традиции в области туристско-краеведческого образования детей, сложившиеся в отечественной педагогике.

 

Программа направлена на адаптацию детей к процессам, протекающим в современном обществе, их социализацию в условиях современной жизни, дети получают профориентационные знания по профессиям: спасатель, пожарный, высотник, что может стать определяющим в выборе обучающимися своей будущей профессии.

 

Актуальность  программы  обусловлена ростом числа детей, пострадавших в различных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и криминогенного характера. Так как за последние десятилетия в России туризм получил значительное развитие и превратился в массовое явление, появилась острая необходимость обучать детей навыкам безопасного поведения в туристических походах.

 

Занимаясь в туристическом кружке, ребята осваивают и закрепляют туристические навыки, умение рационально использовать силы и средства для преодоления возникающих трудностей. В детях воспитывается ответственность за порученное дело. Все это позволит им умело ориентироваться во внезапно возникшей экстремальной ситуации, быстро принимать решение и решительно действовать.

 

На занятиях кружка дети учатся разумно вести себя в непредсказуемой, порой, критической ситуации, быть хорошо физически подготовленными, нести ответственность за себя и дорожить жизнью других.

 

Туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность за общее дело; учит бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности обучающихся.

Педагоги

Матин Александр Александрович, педагог дополнительного образования

Содержание программы

1 Год

1. Введение. (1 ч.)

2. Специальная подготовка. (15 ч.)

3. Походная подготовка. Турбыт. (40 ч.)

4. Спортивное ориентирование. (30 ч.)

5. Общая физическая подготовка. (22 ч.)

Итого: 108 ч.

Цели программы

Цель: обучение, воспитание, развитие и оздоровление детей в процессе занятий туристским многоборьем, формирование всесторонней гармонично развитой личности.

(В туристской деятельности интегрируются такие основные аспекты воспитания, как: нравственный, трудовой, физический, патриотический, интеллектуальный, эстетический, экологический).

 

Задачи:

 

Предметные:

- укреплять здоровье, содействовать правильному физическому развитию воспитанников;

- обучать жизненно-важным умениям и навыкам, необходимым для выживания в экстремальных условиях;

- обучать соблюдению безопасности в спортивных туристских походах и соревнованиях;

- повышать техническое и тактическое мастерство участников соревнований по туристскому многоборью,  спортивному ориентированию;

- знакомить с историей и особенностями спортивного туризма.

 

Метапредметные:

- содействовать социальному и профессиональному самоопределению, творческой самореализации личности;

- развивать разнообразные практические навыки: самоорганизацию и самоуправление;

- развивать общую культуру личности путём приобщения к занятиям спортивным туризмом;

- формировать техническую и тактическую подготовку;

- совершенствовать двигательные умения и навыки;

- развивать физические способности.

 

 Личностные:

- создавать условия для формирования устойчивого интереса к систематическим занятиям туризмом;

- воспитывать волевые качества: целеустремленность, настойчивость и инициативу, ответственность, товарищество и взаимовыручку;

- формировать бережное отношение к природе;

- формировать культуру общения и поведения в коллективе;

- прививать навыки здорового образа жизни;

- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, ответственность, активность, волю к победе, умение бороться до конца и стойко, критически переносить неудачи и поражения.

            Особое внимание уделяется вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма при изучении каждой темы, при проведении каждого занятия, тренировки, старта, мероприятия.

 

Результат программы

В конце года обучающиеся должны

 

знать:

- правила техники безопасности;

- комплекс общефизических и специальных физических упражнений;

- основы физической культуры и здорового образа жизни;

- основы личной гигиены;

- основы ориентирования на местности;

- теоретические сведения в области спортивно- оздоровительного туризма;

- туристскую терминологию;

- основу  теории туризма при совершении путешествий малой длительности

-технику преодоления естественных препятствий;

-ориентирование на местности;

-правила поведения в природе.

 

Уметь:

- передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;

- преодолевать вместе  естественные препятствия на пути;

- ориентироваться по компасу и карте в походе и на соревновании по спортивному ориентированию;

- организовать походный быт и оказывать элементарную медицинскую помощь; 

- передвигаться по дорогам, тропам и пересечённой местности в составе группы;

- владеть приёмами самостраховки, преодолевать различные естественные или искусственные препятствия;

- уметь правильно применять туристские узлы;

- проводить поисково-спасательные работы;

- уметь ориентироваться по карте и компасу, а также местным признакам и участвовать в туристических слётах, соревнованиях по спортивному ориентированию и походах;

- организовать походный быт и распределять продукты на весь поход или слёт;

- оказывать доврачебную помощь и правильно транспортировать пострадавшего;

- соблюдать правила техники безопасности;

- выполнять комплексы общефизических и специальных физических упражнений;

-  самостоятельно проводить разминку, закаливание;

-  работать с топографической и спортивной картой.

 

Понимать:

значение коллектива для решения туристско-краеведческих задач, необходимость и возможность развития своих способностей для формирования творческой личности при использовании кружковой деятельности.

 

В результате реализации программы у обучающихся разовьются следующие качества и компетенции:

 

Личностные:

- устойчивый интерес к систематическим занятиям туризмом;

- волевые качества: целеустремленность, настойчивость и инициатива, ответственность, товарищество и взаимовыручка;

- бережное отношение к природе;

- культура общения и поведения в коллективе;

- навыки здорового образа жизни, знания о функциональных возможностях организма;

- трудолюбие, самостоятельность, ответственность, активность, воля к победе, умение бороться до конца и стойко, критически переносить неудачи и поражения;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

 

 Метапредметные:

- ответственное отношение к порученному делу, самоорганизация, самоуправление;

- умение вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;

- умение работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях.

Особые условия проведения

Медицинская справка

Материально-техническая база

- пришкольная территория;

- спортивный зал;

- компьютер - 1 шт;

- проектор -  1 шт;

- веревка 30м. диаметр 10мм – 1 шт.

- походная медицинская аптечка – 1 шт.

- компас – 5 шт.

- карта пришкольной территории – 12 шт.

- палатка 3-х местная- 1 шт.

-костровые принадлежности-1шт.

-носилок -1 шт.

-лыжи, лыжные палочки - 10 компл.