«Изонить. Рисуем нитью»

"Изонить" является одним из видов декоративно-прикладного искусства художественно-эстетической направленности способствующий творческому развитию ребенка. Каждый ребенок любит рисовать. Дети рисуют карандашами, красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом на асфальте и угольком на случайной дощечке, стеклышком на песке и многими другими инструментами и материалами. Оказывается, их можно научить рисовать и нитью.

Изонить или нитяная графика – это графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определенном порядке на твердой основе.

Используя эту технологию, можно создать великолепные открытки на память, обложки для рукописных книг, закладки, декоративные панно.

Занятия по программе «Изонить. Рисуем нитью» должны дать не только конкретные сведения по освоению техники «изонить», но и формировать у учащихся жизненно важные художественно-эстетические умения. Достоинство этой техники в том, что она не требует длительной предварительной подготовки, изделия выполняются быстро и аккуратно с первого раза, имеется большой простор для фантазии.

Результат работы в технике «изонить» завораживает детей красотой. А где красота – там и радость, и праздник. И всегда хорошее настроение.

Педагоги

Моисеенко Евгения Владимировна, СЗД, стаж работы - 13 лет. Прошла курсы по теме «Организация дополнительного образования для детей дошкольного возраста» в 2019г.

Содержание программы

Тема: Введение (1ч)
Ознакомительная беседа по предмету. Инструктаж по технике безопасности. Сообщение о различных видах декоративно-прикладного искусства. Ознакомительная лекция по истории "изонити".

Тема: Цветовая гармония (2ч)
Цветовой круг. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Выразительность теплых и холодных цветов. Дополнительные цвета.
Практика: Упражнения на подбор цветовых сочетаний.

Тема: "Вышивка цветных уголков" (2ч)
Свойства картона. Знакомство с понятиями: угол, вершина угла, левая и правая стороны угла, разница между прямым, тупым и острым углом. Техника вышивки угла.
Практика: Упражнения на формирование навыков работы с иглой (вдеть нитку, завязать узелок и т.п.). Вышивка различных углов. Отработка техники заполнения углов.

Тема: Книжные закладки, выполненные техникой "изонити" «угол»(2ч)
Практика: Упражнения на формирование навыков работы с иглой (вдеть нитку, завязать узелок и т.п.). Изготовление закладки, используя различные типы уголков и их сочетаний.

Тема: «Вертушка» (2ч)                                                                                                                                                          Практика: Изготовление вертушки, используя различные типы углов и их сочетаний.

Тема: «Снежинки» (2 ч)
Практика: Выполнение коллективной работы "Снежинки".

Тема: «Вышивка окружности с различной хордой» (4ч)
Окружности. Диаметр. Хорда. Отличия окружностей по хордам. Техника вышивки окружности. Трафарет.
Практика: Вышивка окружности.

Тема: Открытки елочные шары, выполненные в технике "изонить" «круг » (2ч)
Практика: Изготовление открытки техникой "изонить".

Тема: " Сюжет из сказки" (4 ч)
Композиция. Правила составления композиции. Создание сюжетной композиции.                      Практика: Выполнение работы из объединенных узоров (окружности, овалы и углы).

Тема: Открытка ко дню защитника отечества, выполненная в технике "изонить" (2ч)
История возникновения праздника.
Практика: изготовление открытки с использованием техники «изонить» заполнения окружности, «веера», овала, дуги и угла.

 Тема: Изготовление панно по готовому эскизу, схеме. «Весенние цветы» (3ч)
Практика: Выполнение работ в технике "изонить" «Первые цветы». Выставка лучших работ.

Тема: Изготовление панно по готовому эскизу, схеме. «Бабочки» (3ч)
Практика: Выполнение панно в технике "изонить" «Бабочки». Выставка лучших работ.

Тема: Открытка. "День победы" (3ч)
Знакомство с историей великого праздника – "День Победы".
Практика: Выполнение открыток в технике "изонить" к празднику "День Победы".

Тема: Итоговое занятие (1ч)
Теория: Анализ работы детского творчества за год. Обсуждение лучших работ. Рекомендации по совершенствованию полученных знаний, умений, навыков. Отбор лучших работ для оформления школы. Выставка работ.

Цели программы

Цель: раскрытие творческого потенциала личности через воспитание стойкого интереса к народному, классическому и современному изобразительному искусству средствами искусства изонити.

Задачи:

Образовательные:

-расширить знания учащихся о геометрических фигурах, используемых в работе;
-научить владеть иголкой, ниткой, шилом;
-научить работе с трафаретом;
-научить технике работы «Изонить»;
-научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия;
-обучить плоскостному моделированию - умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций;
-освоить понятие «зеркальное изображение».

Развивающие:

-развить цветовое восприятие: понятие о холодных и теплых тонах, способы подбора цвета к фону; подбор контрастных цветов и цветов, оттеняющие друг друга;
-развить глазомер, остроту зрения, координацию движений рук под контролем глаз;
-развить активный и пассивный словарь детей;
-развить объяснительную и доказательную речь;
-способствовать введению в активный словарь детей математических терминов.

Воспитательные:

-воспитать усидчивость, терпение, внимательность, старательность;
-привить эстетический вкус;
-привить умение использовать полученные ранее знания (на других видах изобразительной деятельности, на уроках в школе, из различных информационных источников);
-способствовать формированию интереса к традициям народного декоративно-прикладного творчества.
 

Результат программы

 

Личностные результаты:

  • проявление познавательного интереса и актив­ности в данной области предметной технологи­ческой деятельности;
  •  мотивация учебной деятельности;
  • смыслообразование (установление связи между мотивом и целью учебной деятельности);
  •  нравственно-эстетическая ориентация;
  • реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;
  • развитие готовности к самостоятельным дейст­виям;
  • развитие трудолюбия и ответственности за ка­чество своей деятельности;
  • гражданская идентичность (знание своей эт­нической принадлежности, освоение нацио­нальных ценностей, традиций, культуры, эмо­ционально положительное принятие своей этнической идентичности);
  • проявление технико-технологического и эконо­мического мышления;
  • экологическое сознание (знание основ здоро­вого образа жизни, здоровьесберегающих тех­нологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам).

Метапредметные результаты:

  • алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
  •  определение адекватных имеющимся организа­ционным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
  • самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию тех­нических изделий;
  • проектирование и со­здание объектов, имеющих потребительскую стоимость;
  • диагностика результатов познавательно-трудо­вой деятельности по принятым критериям и по­казателям;
  • общеучебные и логические действия (анализ, синтез, классификация, наблюдение, построе­ние цепи рассуждений, доказательство, выдви­жение гипотез и их обоснование);
  •  проектные действия;
  •  осуществление поиска информации с использо­ванием ресурсов библиотек и Интернета;
  •  выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач;
  • формулирование определений понятий;
  •  соблюдение норм и правил культуры труда в со­ответствии с технологической культурой произ­водства;
  • соблюдение норм и правил безопасности позна­вательно-трудовой деятельности и созидатель­ного труда;
  • умение организовывать и планировать учебное сотрудничество, слушать и выступать, проявлять инициативу, принимать решения;
  • владение речью;
  •  самоорганизация учебной деятельности (целе­полагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, самокоррекция, волевая регуляция, рефлексия);
  • саморегуляция.

Предметными результатами курса «Изонить» в начальной школе являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательской деятельности, знания о различных профессиях, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Особые условия проведения

Особые условия не предусмотрены.

Материально-техническая база

Учебно-методические пособия и методические материалы:

- наглядные методические пособия по темам,

- технологические карты,

- фонд лучших работ обучающихся по разделам и темам.

Расходные материалы:

- иголка для вышивания (с широким ушком и тупым концом);

- цветные нити разного качества;

- ножницы с тупым концом;

- шило;

- цветной картон, бархатная бумага разного размера;

- линейка, трафареты, фигурные лекала;

- цветные карандаши, ручки, фломастеры.