Программа «Музееведение»

  • (1)

Воспитывая в детях любовь к малой родине, можно воспитать в них нравственность и патриотизм. Чтобы считаться патриотом мало любить свой край и гордится им, надо глубоко знать его историю. Только знания сделают нашу любовь к родному поселку и краю деятельной, позволят сохранить и развить лучшие его традиции.

 

Таким образом, воспитание любви к «малой родине» – одна из основных задач современного образования. В связи с этим разработанная программа «Музееведение» является продолжением системы патриотического воспитания детей и подростков на территории.

 

Подростковый возраст отличается способностью к творческому воображению и фантазии, точностью и глубиной мыслительной деятельности, повышенным интересом к любимым предметам. Активно идет процесс социализации подростка. В этот период происходит процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.

 

Задача родителей и педагогов в этот ответственный период в жизни подростка, используя разнообразные педагогические ситуации, побуждать его правильно, прежде всего с нравственных позиций, принимать решения, систематически корректировать его поведение. Поэтому курс «Музееведение» поможет подростку найти свое «я», охарактеризовать индивидуальность, своеобразие черт личности, научиться выступать перед публикой и пр.

 

Построенная на основе музейной педагогики данная дополнительная образовательная программа дает возможность:

  • осуществлять нетрадиционный подход к дополнительному образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности;
  • сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учащихся;
  • раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
  • попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
  • объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
  • организовать исследовательскую работу в музее.

Педагоги

Степанова Татьяна Александровна, педагог высшей квалификационной категории. Награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации. Является победителем конкурса "Лучший учитель Российской Федерации".

 

Педагогический стаж 34 года. Образование высшее, НГПУ. Курсы повышения квалификации: 2018 год, 108 часов, тема "Актуальные направления деятельности методиста по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования".

 

Кондакова Марина Валерьевна, педагог дополнительного образования, первой квалификационной категории, стаж работы – 30 лет.

 

Курсы повышения квалификации – Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2016 год.

Расписание

Группа 1: Среда, Пятница 15:00 – 15:45, 15:55 – 16:40.

Группа 2: Среда 9:00 - 9:45, 9:55 - 10:40, 10:50 - 11:35

                Суббота  10:30 - 11:15, 11:25 - 12:10, 12:20 - 13:05.

Содержание программы

Учебный план 1-го года обучения

  1. Введение  - 2 часа.
  2. Работа по подготовке открытия музея ОО - 10 часов.
  3. Поисково-исследовательская работа в музее - 28 часов.
  4. Музейные фонды и работа с ними - 24 часа.
  5. Экспозиционно-выставочная работа - 26 часов.
  6. Культурно-образовательная деятельность музея - 18 часов.
  7. Хранение предметов в фондах - 10 часов.
  8. Творческая работа - 18 часов.

Цели программы

Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

 

Задачи программы:

Образовательные:

  • углубить и расширить имеющиеся знания учащихся по истории родного города и края;
  • совершенствовать умения и навыки, приобретенные на уроках истории и при работе в музее;
  • совершенствовать знания, умения и навыки по подготовке сообщений, докладов, рефератов.

 

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся любовь к Родине, к родному краю через изучение его истории;
  • пробуждать национальное самосознание, русский духовный характер, глубинной чертой которого является ощущение своего исторического долга, преемственности поколений, служение своему Отечеству, своему народу;
  • формирование у учащихся общечеловеческих ценностей на основе духовных ценностей жителей родного края;
  • формирование у учащихся активной жизненной позиции на основе коллективной работы, участии их в интересном и полезном для общества деле.

 

Развивающие:

  • реализовать умственный, духовный, физический, творческий потенциал учащихся;
  • развивать умения четко и лаконично излагать свои мысли и точку зрения;
  • развивать логическое мышление и навыки самостоятельной работы с архивными данными и первоисточниками через подготовку экскурсий, докладов, рефератов по краеведению, описание экспозиций и т.д.;
  • развивать образное художественное мышление через художественное оформление экспозиций.

Результат программы

В конце 1-го года обучения учащиеся должны:

 

Знать:

  • в общих чертах историю города Барабинска;
  • историю развития дополнительного образования Барабинского района;
  • иметь первоначальное представление об устройстве любого музея и о музеях различного профиля;
  • иметь четкое представление о том, что такое музейный предмет, экспонат, подлинник, копия;
  • отчетливо представлять типы источников.

 

Уметь:

  • ориентироваться во времени, в ходе исторических событий;
  • ориентироваться в исторической последовательности изменений в истории развития дополнительного образования Барабинского района;
  • вести индивидуальные и групповые исследовательские и проектные работы;
  • вести экскурсии в музее Центра ДОД.

 

Реализация Программы предполагает достижение учащимися следующих личностных, предметных и метапредметных результатов:

 

Личностные результаты:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с краеведением.

 

Предметные результаты:

  • овладение представлениями об историческом пути народов своей страны как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей в истории родного края и своей страны;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего родного края и страны.

 

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
  • формировать умения ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • адекватно воспринимать оценку педагога;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
  • в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
  • оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

 

Познавательные универсальные учебные действия:

  • осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
  • использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
  • строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
  • устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
  • моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов.

Особые условия проведения

Бесплатная образовательная услуга.

Материально-техническая база

Учебное помещение: музей, расположенный по адресу город Барабинск, улица Деповская, дом 17, МКОУДО «ЦДОД» (Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования Барабинского района Новосибирской области «Центр дополнительного образования детей»).

 

Приборы и оборудование: ноутбук, проектор, фотоаппарат, видеокамера, экспонаты музея, четыре стеклянных витрины, шкаф двухстворчатый, стол, стулья.

 

Канцелярские принадлежности: папки, альбомы, бумага для записей, тетради, ручки, карандаши.

 

Информационное обеспечение:

  • программа «Музееведение» размещена на портале «Навигатор»;
  • календарный учебный график на 2018-19 учебный год выставлен на сайте «Вместе за руки»;
  • проводимые мероприятия будут освещаться в СМИ, в сети Интернет на сайтах социальных партнеров: администрация Барабинского района, еженедельные издания «Аспект» и «Барабинский вестник», сайты ОУ.

 

Педагогические технологии, применяемые при реализации программы:

  • личностно-ориентированного обучения;
  • индивидуализации обучения (адаптивная);
  • групповая;
  • коллективной творческой деятельности;
  • проектного обучения;
  • здоровьесберегающая. 

 

Дидактические материалы:

  • наличие материалов для проведения коллективных (групповых) и индивидуальных занятий;
  • наличие материалов для проведения бесед, лекций, экскурсий, музейных уроков и других мероприятий музея;
  • сценарии конкурсных мероприятий;
  • наглядные материалы, наличие подготовленных выставок для мероприятий;
  • слайд-материалы по темам программы.

Стоимость

Бесплатно.

Видео