«Дошколята»

Программа готовит детей к школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребёнка. При её решении принято выделять ряд аспектов. Во-первых, продолжающееся развитие личности ребёнка и его познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной деятельности в будущем, и, во-вторых, необходимость обучения начальным школьным умениям и навыкам, таким, как элементы письма, чтения, счёта.

Дополнительность программы заключается в том, что она отвечает интересам детей, способствует получению необходимых знаний, умений и навыков, для поступления в школу и последующего успешного обучения.

Новизна данной дополнительной общеразвивающей программы «Дошколята» заключается в том, что:

Каждое занятие включает практически все элементы развития, обучения и воспитания ребенка – это калейдоскоп игр, своеобразное путешествие в сказочную страну “Познавайку”, которое дошкольники проживают как единое целое. Где педагог выступает как дирижер сложного и многопланового спектакля, актерами и действующими лицами которого являются дети. То есть представлено комплексное взаимодействие блоков программы, где присутствует единый игровой сюжет. 
Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер. Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введены большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач поставленных задач: - использование развивающих игр Воскобовича, метода технологии ТРИЗ, танграм, палочек Кюизенера, мнемотехники, а также других упражнений для развития зрительной и слуховой памяти, внимания, восприятия, ассоциативного и логического мышления; - для лучшего запоминания цифр и букв дети выкладывают их образ с помощью палочек, камешек, выгибают из проволочек, рисуют пальчиком по крупе, вылепливают; с помощью их обучение ведется с опережением без принуждения; дети овладевают чтением; знакомятся с числами и цифрами в пределах 10 и выше - умеют их сравнивать и совершать арифметические действия, а также закрепляют полученные знания.
В программе соблюдается преемственность предыдущего с последующим обучением.

Педагоги

Горшкова Елена Владимировна, учитель начальных классов.

Москвина Надежда Валентиновна, учитель начальных классов.

Титова Полина Олеговна, учитель начальных классов.

Полуэктова Светлана Сергеевна, педагог-психолог.

Коновалова Екатерина Викторовна, учитель ИЗО.

Содержание программы

Основные положения программы:

-         подготовка к школе носит развивающий характер;

-         не допускает дублирования программ первого класса;

-         помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми);

-         обеспечивает формирование ценностных установок;

-         ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития;

-         обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности;

-         организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности;

-         готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;

-         инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.

Основные принципы построения программы

-         общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

-         развитие творческой деятельности;

-         развитие личностных компетенций;

-         поддержка и сохранение здоровья;

-         формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;

-         развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;

-         сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как:

-         учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

-         систематичность и последовательность;

-         вариантность и вариативность;

-         доступность и достаточность;

-         наглядность;

-         достоверность;

-         комплексность;

-         взаимосвязь с окружающим миром;

-         использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества;

-         разнообразие игровых и творческих заданий;

-         многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).

Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.

Ценностные ориентиры

На основании требований, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего        образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.

Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:

•        физически развит;

•        владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается;

•        ухаживает за одеждой и обувью;

•        соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;

•        ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;

•        знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

•        владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

•        использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;

•        осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.

Цели программы

Цель программы: успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одного образовательного уровня на другой.

Задачи:

Предметные:
Развитие речи и обучение грамоте:
овладение видами речевой деятельности: умение слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения;
обогащение речи детей (словарного запаса), за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед, развивающих упражнений и др.;
формирование умения фиксировать предложение графически и определять количество слов в предложении;
усвоение правил грамматики и правописания: заглавная буква, точка, раздельное написание слов, правописание жи - ши, ча-ща, чу - щу;
совершенствование фонематического слуха (умение выделять звук из ряда других);
освоение фонематического анализа (умение делать звуко-буквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука);
формирование умения определять количество слогов по количеству гласных, определять ударную часть слова;
обозначение звука на письме, составление слова из букв и слогов, читать;
Развитие математических представлений:
освоение и закрепление математических представлений о числах и цифрах (в пределах 10);знакомство с математическими знаками: +, -, >, <, =;
обучение решать и составлять арифметические задачи в пределах 10;
нахождение места числа в натуральном ряду чисел;
определение состава числа из двух меньших;
знакомство и закрепление представлений о геометрических фигурах и формах;
обучение и закрепление умения ориентироваться во времени и пространстве;
обучение первоначальным измерительным умениям определения длины, ширины, высоты линейкой, изображать отрезки заданной длины;
получение представления о весе предметов и объеме, способах его измерения.
Личностные:
развитие интеллектуальных способностей;
развитие основных мыслительных процессов;
развитие психических функций;
развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации.
Метапредметные:
воспитывать положительные эмоции по отношению к школе и школьному обучению;
воспитание чувства ответственности и самостоятельности;
воспитание и развитие общих способностей ребенка: коммуникативные, познавательные, регуляторные.
воспитание эмоциональной отзывчивости (сочувствие, сопереживание и т.д.);

Результат программы

В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные:

- формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе;

- положительное отношение к школьному обучению.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- знаково-символическое моделирование и преобразование объектов;

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов;

- сравнение и сопоставление;

- выделение общего и различного;

- осуществление классификации;

- установление аналогии;

- самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД:

- осуществление действия по образцу и заданному правилу;

- сохранение заданной цели;

- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

- осуществление контроля своей деятельности по результату;

- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

 Коммуникативные:

- овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

- эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками;

- ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника;

- задавать вопросы.

В результате обучения по программе адаптации и подготовки детей к обучению в школе ребёнок должен уметь:

1.    Отчётливо и ясно произносить слова:

•         выделять из слов звуки;

•         находить слова с определённым звуком;

•         определять место звука в слове;

•         соблюдать орфоэпические нормы произношения;

•         составлять предложения на заданную тему, по опорным словам;

•         составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;

•         пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;

•         ориентироваться на странице тетради;

•         писать основные элементы букв;

•         рисовать узоры и различные элементы.

2.    Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10:

•         соотносить цифру с числом предметов;

•         пользоваться арифметическими знаками действий;

•         составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

•         измерять длину предметов с помощью условной меры;

•          составлять из нескольких треугольников (четырёхугольников) фигуры большего размера;

•         делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;

•         ориентироваться на листе клетчатой бумаги.

3.    Распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе:

•         перечислять в правильной последовательности времена года и суток;

•         называть основные признаки времён года.

В результате обучения по программе по адаптации и подготовке детей к обучению в школе ребёнок должен знать.

•         состав чисел первого десятка;

•         как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);

•         цифры 0-9, знаки +, -, =;

•         название текущего месяца, последовательность дней недели.

Критерии и индикаторы эффективности реализации учебной программы:

-        сформированная мотивационная готовность к учебной деятельности;

-        развитая функция произвольного поведения;

-        овладение детьми основными компонентами учебной деятельности (умение принимать учебную задачу, планировать свою деятельность, контролировать её ход, правильно оценивать её результаты);

-        сформированность индивидуальных учебно-познавательных умений (умений наблюдать, «слушать» и «слышать», смотреть и видеть, воспринимать и понимать речь взрослого, сверстников, воспринимать и понимать язык художественной литературы, умений следовать инструкции, умений умственной деятельности:     обобщать, сравнивать, анализировать, классифицировать и др.);

-        сформированность умений взаимодействия со сверстниками в процессе фронтальных форм организации деятельности (умение относить к себе учебную задачу, работать в общем темпе и ритме, способность слышать и понимать речь сверстников);

-        развитость разнообразных практических умений (двигательных, игровых трудовых, графических, социально-нравственных и др.).

Материально-техническая база

Реализация образовательной программы по адаптации и подготовке детей к школе осуществляется с соблюдением:

•         санитарно-гигиенических норм образовательного процесса в соответствии с требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.4.2.2821-10) (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);

•         санитарно-бытовых условий;

•         пожарной и электробезопасности;

•         требований охраны труда.