Программа «Я и природа»

Актуальность программы «Я и природа»  заключается в том, что экологические проблемы окружа­ющей среды волнуют каждого, кто ду­мает о своём будущем и о будущем нашей планеты. В последние десяти­летия во всём мире осознают необходи­мость изменения отношения человека к природе. Важнейшая роль в этом процессе отводится образованию. Одним из важнейших инструмен­тов для решения задач экологиче­ского образования является метод проектов, который развивает у детей чувство сопричастности к решению экологических проблем.

 

 

Благодаря этому ребёнок приобретёт опыт исследовательской, поисковой, про­блемной деятельности, научится со­бирать данные, обрабатывать их, т.е. систематизировать и анализировать, уметь интегрировать знания. В про­цессе этой работы приобретаются умения и навыки из различных об­ластей: науки, техники, искусства. Кроме того, существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости пред­полагаемых результатов.

 

 

Отличительной особенностью программы является ее практико-ориентированная направленность. В программе предлагается изучение различных технологий изготовления поделочных работ, ознакомление с многообразием природного и бросового материала, правил его сбора, подготовки и использования в работе.

 

 

Познание природы учащимися происходит  через изучение основ общей экологии и практических исследований состояния окружающей среды своей местности. В ходе исследования учащиеся учатся анализировать природный объект, размышлять над сложившейся ситуацией и активно включаться в природоохранную деятельность, обобщать данные и формулировать их результаты. 

Педагоги

Усольцева Татьяна Николаевна, педагог дополнительного образования.

Ушакова Елена Ивановна,педагог дополнительного образования.

Расписание

Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу (45 минут).

Содержание программы

Программа реализуется с 01.09.2020г. по 29.05.2021 г., рассчитана на 36 часов.

1.Введение  в проектную деятельность - 8 часов.
2.Экологический проект «Прогулка с пользой» - 6 часов.
3.Экологический проект «Планета будущего» - 6 часов.
4.Я хочу быть здоровым - 5 часов.
5.Эти забавные животные - 9 часов.
6.Экологический квест - 1 час.
7.КВН «Я и природа» - 1 час.

Цели программы

Развитие экологического мышления и культуры, посредством приобщения к изучению природы и занятиям изобразительной деятельностью и декоративно-прикладным творчеством.

 

 

Задачи:

 Образовательные (предметные):

  • выявление особенностей различных компонентов природы: свет, воздух, вода, минералы, растительный и животный мир;
  • ознакомление с фенологическими ритмами в природе, особенностями природы родного края;
  • обучение технологическим приемам работы с различными поделочными материалами и инструментами;
  • обучение умениям организации труда.

 

 

Личностные:

  • формирование сознательного отношения к вопросам охраны природы и экологическим проблемам, бережного отношения к природе;
  • формирование нравственных основ личности ребенка, гуманистической направленности волевых качеств;
  • приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

 

 

Метапредметные:

  • развитие творческих способностей в процессе занятия декоративно-прикладным и изобразительным искусством;
  • развитие образного и пространственного мышления;
  • развитие художественного вкуса, способности видеть и чувствовать гармонию в природе;
  • развитие свободного воображения и фантазии.

 

Результат программы

В результате реализации программы учащиеся будут:

 Знать:

  • отличительные особенности трав, кустарников, деревьев, цветов;
  • лекарственные растения нашего региона;
  • насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и зверей нашего региона;
  • домашних и диких животных;
  • краснокнижные виды животных;
  •  технику безопасности при встрече с опасными животными, растениями и грибами;
  • правила работы с семенами, крылатками, шишками, орехами, ветками, листьями и др. растительным материалом;
  • правила работы с шерстью, яичной скорлупой, перьями, ракушками;
  • виды аппликаций из природного материала, отличительные особенности предметной и сюжетной аппликаций;
  • приемы работы с искусственными материалами, бумагой, пластилином.

 

 

Уметь:

  •  составлять композицию на плоскости и объемную композицию;
  • овладеть практическими навыками и приёмами художественной обработки бумаги, пластилина, природных и бросовых материалов;
  • изготавливать изделия по образцу или схеме;
  • овладеть приемами работы в техниках «влажным по влажному», «тампонирование», «оригами», «коллаж», «пластилинография», «кляксография» и др.
  •  самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

 

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • интерес к познанию мира природы; осознание места и роли человека в биосфере;
  • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости;
  • формирование основ экологической грамотности: способнос­ти оценивать последствия деятельности человека в природе, умение выбирать целе­вые и смысловые установки в своих  действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природ­ных местообитаний.

Особые условия проведения

Занятия проводятся с обучающимися МБОУ СОШ №6

Материально-техническая база

Занятия проводятся на базе МБОУ СОШ №6;

Учебный кабинет для проведения занятий в рамках данной образовательной программы. Кабинет оснащен мебелью, удовлетворяющей нормам СанПиН, согласно возрастным особенностям детей;

 Оборудование: компьютер,микроскоп, фотоаппарат, видеокамера, столы, одноместные парты и стулья в соответствии с требованиями СанПиН.

Наличие методического и дидактического материала.

Стоимость

Программа реализуется за счет средств местного бюджета, в рамках муниципального задания учреждения.