Программа «Школа будущего первоклассника»

Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. К старшему дошкольному возрасту (5,5 лет) определяющей для готовности детей к школе является сформированность  «базиса личностной культуры». Основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста является компетентность, которая включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную и компетентность в плане физического развития.

       

Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых  средств. Ребенок умеет слушать другого и согласовывать с ним  свои  действия.

       

Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания, несогласие  в социально приемлемой форме.

       

Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (сравнение, анализ, обобщение). Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, имеет представление о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами

Педагоги

Преподавательский состав представлен штатными сотрудниками МБОУ "Гимназия " 16 "Французская".

Абдрахманова Светлана Ивановна       

Образование: высшее, Киргизский государственный педагогический университет им .Арабаева, 1998г.

Категория: высшая.

 

 Львова Мария Павловна

Образование: высшее, Новосибирский государственный педагогический университет, 2006.

 

Сташкевич Елена Александровна

Образование: высшее, Новосибирский государственный педагогический университет, 2016

Категория: молодой специалист.

 

Финаева Анастасия Андреевна

Образование: высшее, Новосибирский государственный педагогический университет, 2020

Категория: молодой специалист.

 

Чичина Галия Рашидовна

Образование: высшее, Новосибирский государственный педагогический институт, 1984

Категория: высшая.

 

 Шуляк Ирина Викторовна  

Образование: высшее, АГПИ им. Н.Ф. Катанова

Категория: первая.

Содержание программы

В Школе будущего первоклассника три отделения:

1. Нулевой класс «Умка»  осуществляет подготовку будущих первоклассников по учебному плану:

  • Математика - 3 (часа в неделю), 78 (часов в год)
  • Чтение - 3 (часа в неделю), 78 (часов в год)
  • Подготовка руки к письму - 3 (часа в неделю), 78 (часов в год)
  • Мир вокруг нас -  1 (час в неделю), 26 (часов в год)
  • Общение (занятия с психологом) -  1 (час в неделю), 26 (часов в год)
  • Французский язык - 1 (час в неделю), 26 (часов в год)
  • Прикладное творчество - 1 (час в неделю), 26 (часов в год)
  • Музыка - 1 (час в неделю), 26 (часов в год)
  • Физкультура - 1 (час в неделю), 26 (часов в год)

Всего: 15 (часов в неделю), 390 (часов в год)

 

2. Вечерняя школа «Светлячок» осуществляет подготовку будущих первоклассников  2 раза в неделю по учебному плану:

  • Математика - 2 (часа в неделю), 53 (часов в год)
  • Чтение - 2 (часа в неделю), 53 (часов в год)
  • Подготовка руки к письму  - 2 (часа в неделю), 53 (часов в год)
  • Прикладное творчество - 1 (час в неделю), 27 (часов в год)
  • Французский язык - 1 (час в неделю), 27 (часов в год)

Всего: 8 (часов в неделю), 212 (часов в год)

 

3. Школа выходного дня «Семицветик» осуществляет подготовку будущих первоклассников 1 раз в неделю по учебному плану:

  • Математика - 1 (час в неделю), 25 (часов в неделю)
  • Развитие речи - 1 (час в неделю), 25 (часов в неделю)
  • Подготовка руки к письму - 1 (час в неделю), 25 (часов в неделю)
  • Общение ( занятия с психологом) - 1 (час в неделю), 25 (часов в неделю)
  • Французский язык - 1 (час в неделю), 25 (часов в неделю)
  • Музыка - 1 (час в неделю), 25 (часов в неделю)
  • Физкультура - 1 (час в неделю), 25 (часов в неделю)

Всего: 7 (часов в неделю),  175 (часов в год)

Цели программы

формирование у ребёнка желания идти в школу, интереса к обучению, «внутренней позиции школьника» с помощью единства требований родителей, воспитателей и учителя  для реализации преемственности между дошкольным этапом и начальной школой с учетом ФГОС второго поколения.

 

Задачи:

предметные :

  • обеспечить интеллектуальную и личностную готовность ребенка к школе;
  • обеспечить необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им программ начального общего образования.

метапредметные :

  • создать развивающую среду;
  • сохранить и укрепить здоровье дошкольников; 
  • развить личностные качества ребенка; 
  • развить мышление, воображение, память, речь, эмоциональную сферу;
  • осуществлять необходимую коррекцию недостатков в развитии ребенка.

личностные :

  • сформировать опыт самопознания дошкольников;
  • синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их взаимодополняющими;
  • оказать консультативную помощь родителям по вопросам воспитания, развития и обучения детей.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • все звуки и буквы русского языка, осознавать их основное отличие (звуки мы произносим, а буквы пишем);
  • различие между звуком и буквой;
  • последовательность цифр от 0 до 9, уметь считать предметы в пределах 10, уметь читать и записывать цифры от 0 до 9;
  • цифры и соотносит их с соответствующими числами; количественный состав от 0 до 10;
  • что такое «Цифра», «Число», «Клетка»;
  • и правильно записывает (по технике) цифры;
  • и уметь писать знаки и обозначения: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9;
  • домашний адрес;
  • имена и отчества родителей;
  • режим дня;
  • правила личной гигиены;
  • правила поведения в школе, на улице;
  • основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощения;
  • основные признаки времен года;
  • значение природы для человека.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь: 

  • правильно держать ручку при письме;
  • ориентироваться в тетради: разграничивать широкую и узкую (рабочую) строки;
  • вычленять звуки в словах, определяя их последовательность;
  • выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих (или не обладающих) указанными свойствами;
  • сравнивать предметы по размерам;
  • устно выстраивать ряд чисел от 0 до 10; и обратно;
  • различать, рисовать, называть геометрические фигуры;
  • выполнять правила личной гигиены;
  • использовать основные формы приветствия, просьбы и т.п. в отношениях с другими людьми;
  • различать изученные растения и животных (по нескольку представителей каждой из перечисленных групп);
  • вести наблюдения в природе под руководством педагога;
  • объяснять, какое значение имеет окружающая природа для людей;
  • подкармливать птиц в простейших кормушках, ухаживать за некоторыми домашними животными.

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
  • в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
  • при поддержке учителя и окружающих давать оценку  своим поступкам и поступкам других людей;
  • понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
  • выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  •  высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
  • объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.

 

Сформированность  положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый  личностный результат.

Особые условия проведения

Общеобразовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста является платной и реализуется на основе договора с физическими и лицами по тарифам, утвержденным мэрией города Новосибирска.

 

Материально-техническая база

Программа школы будущего первоклассника реализуется путем использования конкретных пособий, рекомендованных Министерством просвещения, и методических рекомендациях для педагогов. Продолжение непрерывных курсов по всем образовательным линиям в начальной школе обеспечивается программами и учебниками тех же авторов.

 

Для детей дошкольного возраста в образовательном учреждении имеются специально оборудованные помещения большой площадью: учебные классы с ученическими столами и стульями, регулируемые по росту; кабинеты логопеда и психолога для индивидуальной работы. Планировка и оборудование помещения класса, где проходят занятия, отвечает принципам комфортности: диванчики, паласы, сухой бассейн, игрушки. Дети могут работать в подгруппах или индивидуально.

 

Кабинеты для занятий старших дошкольников оснащены мультимедийным и проекционным оборудованием для интерактивного обучения.