Программа «Земля наш дом»

   Начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные  убеждения.

 

Основным условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком. Воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениям каждого ученика.

 

Представленная программа разработана для уча­щихся 1 классов, рассчитана на 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.

 

Программа построена с учетом преемственности экологического образования младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.

 

Практическая направленность курса осуще­ствляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации дея­тельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

 

Одним из основных методов обучения являются системати­ческие наблюдения, раскрывающие экологиче­ские взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей.

 

Средствами эффективного усвоения программы курса явля­ются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, практические работы, изготовление поделок из природных материалов, экс­курсии и прогулки. 

Педагоги

Матущенко Галина Александровна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, стаж 29 лет.

Содержание программы

Тематическое планирование

                             

   «ВВЕДЕНИЕ». (1 час)

Тема 1. Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес"(1час)                                                              

Раздел 1. «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» (19 часов)

Тема 2. Заяц - «Длинное ухо» (1 час)

Тема 3. Лисица. «Лиса Патрикеевна» (1час)

Тема 4.Серый хищник – волк (1час)

Тема 5. Хозяин леса – медведь (1час)

Тема 6. Любознательный зверёк – белка (1час)

Тема 7. Куница - охотник на белок (1час)

Тема 8. Лесной красавец – лось (1час)

Тема 9. Сердитый недотрога - ёж (1час)

Тема 10. Подземный житель – крот (1час)

Тема 11. Всеядное животное — бар­сук (1час)

Тема 12. Бобр-строитель (1час)

Тема 13. Запасливый бурундук (1час)

Тема 14. Кабан - дикий родственник домашней свиньи (1час)

Тема 15. Мышка-норушка (1час)

Тема 16. Рысь - родственник кошки (1час)

Тема 17. Соболь - «дорогой» зверёк (1час)

Тема 18. Тигр - самая большая кош­ка на Земле (1час)

Тема 19. Косуля - самый маленький европейский олень (1час)

Тема 20. Обобщающий урок о диких животных (1час)

Раздел 2. «ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ»

Тема 21.  Воробей - самая распро­странённая птица на Земле (1час)

Тема 22. Ворона - «интеллектуаль­ная» птица (1час)

Тема 23. Ворон - красивая, умная птица (1час)

Тема 24. Сорока - белобока - «лесная сплетница» (1час)

Тема 25. «Лесной доктор» - дятел (1час)

Тема 26. Соловей - «великий маэст­ро» (1час)

Тема 27. Галка - городская птица (1час)

Тема 28. Загадочная птица - кукуш­ка (1час)

Тема 29. «Пернатая кошка» - сова (1час)

Тема 30. Любимая птица – снегирь (1час)

Тема 31. «Сестрицы-синицы» - са­мые полезные птички Рос­сии (1час)

Тема 32. Наш добрый сосед - скво­рец. (1час)

Тема 33. Обобщающее занятие о птицах. КВН - крылатая компания.   (1час)

Цели программы

Формирование ответственного отношения к окружающей среде, которая строится на базе экологического сознания, понимания законов природы, определяющих жизнь человека, умения соблюдать человеком нравственных и правовых принципов природопользования и активной созидательной деятельности по изучению и охране среды.

 

Задачи:

Предметные:                                                                                                          

-формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости  природы,  общества и человека;

-формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей;

-развитие способности формирования научных, эстетиче­ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во­просам;                                                                      

- развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

 

Личностные:  

-формирование   осознанных   представлений   о   нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;                                      

- воспитание ответственного отношения к здоровью, при­роде, жизни;                         

- развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школь­нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

 

Метапредметные:

Формирование:

- умение адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- умение ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- умение принимать различные позиции во взаимодействии;

- умение осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
-умение  узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.

Развитие:

- альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем;

- восприятия прекрасного;

- чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

- наиболее типичных представителей животного мира России;                                                                         

- какую пользу приносят представители животного мира;                                                                                   

- некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело­века и природы;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

- способы сохранения окружающей природы;

- экологически сообразные правила поведения в природе.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

- ухаживать за домашними животными и птицами;

- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

- ухаживать за культурными растениями и домашними жи­вотными;

- заботиться о здоровом образе жизни;

- заботиться об оздоровлении окружающей природной сре­ды, об улучшении качества жизни;

- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

- осуществлять экологически сообразные поступки в окру­жающей природе;

- наблюдать предметы и явления природы по предложенно­му плану или схеме;

- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Особые условия проведения

Программа разработана для обучающихся МКОУ «Прогимназия №1». 

Программа реализуется на бюджетной основе и не имеет ограничений по состоянию  здоровья.

Материально-техническая база

- Учебное помещение: кабинет начальных классов МКОУ Прогимназия №1           

- Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование, компьютер, принтер, сканер.

- Информационное обеспечение: подборка видеофрагментов, подборка печатных изданий и материалов СМИ.