Программа "Шахматы"

Шахматы - наглядная соревновательная форма двух личностей. Шахматы нам нужны как способ самовыражения творческой активности человека. Планировать успех можно только при постоянном совершенствовании шахматиста. При этом творческий подход тренера является необходимым условием преподавания шахмат. Успех в работе во многом зависит от личности преподавателя, от его опыта и умения вести занятия с различными по возрасту юными шахматистами, от индивидуального подхода к каждому ученику. Педагог живет своим делом и учеников приглашает работать и думать наравне с ним. В работе чрезвычайно ценно выглядят интуиция тренера, его оптимизм, увлеченность, уверенность, работоспособность. 

 

Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.    

                                                                                                                                                  

 Программа дополнительного образования детей направлена на:                                                                                 создание условий для развития ребенка; развитие мотивации к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка; интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
укрепление психического здоровья; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей. 

     

Программа  Шахматы направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся; имеет физкультурно-спортивную направленность. В шахматное объединение принимаются учащиеся младшего и среднего школьного возраста (7 – 16 лет) на общих основаниях, продолжительность обучения 4 года, 2 дня по 2 часа. 1-2 год обучения (теория и практика), 3-4 год обучения (тактика, решение шахматных задач). Объединение включает учащихся разного возраста, разного уровня знаний, умений и навыков шахматной игры. Поэтому при разработке программы учитываются не только нормы программы дополнительного образования, ее реализация, но и этот аспект.

 

Особенность программы в том, что ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски.  Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.   На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. 

Педагоги

Панова Ольга Евгеньевна

Содержание программы

Первый год обучения

Тема1  Шахматная доска

Шахматные фигуры, начальная позиция фигур, нотация, особенности короля, мат, рокировка, пат, вечный шах, краткая нотация, сравнительная ценность фигур, дополнительные правила.

Тема 2 Простейшие окончания

Матование одинокого короля, мат ферзем, мат двумя ладьями, мат ладьей, мат двумя слонами, мат конем и слоном, мат двумя конями.

Тема 3 Три стадии шахматной партии

Король и слон (конь) против короля, король и пешка против короля, отдаленная проходная пешка

   Тема 4 Некоторые основные понятия

   Связка, открытое нападение, открытый шах, двойной шах.

Тема 5 Как начинать партию

Быстрейшее развитие сил, создание удачного расположения пешек, ошибочная игра в дебюте

Второй год обучения

Тема 1 Дебют

Открытые дебюты, полуоткрытые дебюты, закрытые дебюты.

Тема 2 Миттельшпиль

Типовые комбинации, элементы позиционной игры.

Тема 3 Эндшпиль

Король и пешка против короля и пешки, ладья и пешка против ладьи, король и ферзь против короля и пешки, ферзь и пешка против ферзя, ферзевые окончания с большим количеством пешек, ладья и две пешки против ладьи, ладейный эндшпиль со многими пешками, ферзь против ладьи, ладья против легкой фигуры, слон и пешка против слона, окончания со слонами при нескольких пешках, окончания при разноцветных слонах, слон и ладейная пешка против короля, коневые окончания, сложные окончания.

Тема 4 Шахматные задачи

Этюды

Тема 5 Короткие партии и ловушки

Как использовать ошибки соперника, как бы вы сыграли.

Третий год обучения

Тема 1 Шахматные комбинации

Мат, Рокировка, Пат, Вечный шах, Сравнительная ценность фигур

Тема 2 Простейшие окончания

Матование одинокого короля, Король и слон (конь) против короля, Король и пешка против короля, Отдаленная проходная пешка.

Тема 3 Некоторые основные понятия

Связка, Открытое нападение, Открытый шах, Двойной шах, Комбинация.

Тема 4 Миттельшпиль

Типовые комбинации. Мат по первым двум или последним двум горизонталям. Спертый мат. Мельница.

Четвертый год обучения

Тема 1 Миттельшпиль

Комбинации на завлечение. Комбинации на отвлечение. Комбинации на блокировку.

Перекрытие. Комбинации на уничтожение защиты. Комбинации на освобождение поля. Комбинации на освобождение линии. Комбинации, связанные с превращением пешки. Ничейные комбинации. Комбинации с сочетанием идей. Атака на короля в центре. Атака на позицию рокировки. Комбинации на разрушение. Элементы позиционной игры. Борьба за открытую линию и седьмую горизонталь. Давление по полуоткрытой линии. Позиция пешек.

Тема 2 Эндшпиль

Король и пешка против короля и пешки, ладья и пешка против ладьи, король и ферзь против короля и пешки, ферзь и пешка против ферзя, ферзевые окончания с большим количеством пешек, ладья и две пешки против ладьи, ладейный эндшпиль со многими пешками.

Цели программы

Цель программы: создание условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия шахматами.

Достигается указанная цель через решение следующих задач.

Обучающие:

·         Ознакомить с историей шахмат;

·         обучить правилам игры;

·         дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, ознакомление с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.

Развивающие:

·         Развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;

·         сохранять выдержку, критическое отношение к себе и  к сопернику;

·         формировать навыки запоминания;

·         вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.

Воспитывающие:

·         Бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;

·         прививать навыки самодисциплины;

·         способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.

В ходе изучения данной программы у обучающихся идет освоение предметной компетенции, а также формирование умений участвовать в коллективной деятельности.

Результат программы

Планируемые результаты

Личностные результаты освоения программы.

 

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
 

 

Предметные результаты освоения программы.

Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь  ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
·         Правила хода и взятия каждой из  фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;

·         Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля. Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.

Материально-техническая база

Условия реализации программы

Общие требования к обстановке в кабинете:
¾ Оформление кабинета соответствует содержанию программы, постоянно
обновляется учебным материалом и наглядными пособиями;
¾ Чистота, освещенность, проветриваемость помещения кабинета в
соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей — СанПиН 2.4.4.3172-14;
¾ Физкультурные паузы и др. Требования ТБ.
Материально-техническое обеспечение:
Дидактические и наглядные пособия;

современные средства ТСО;

методическая литература;

электронная программа по шахматам «От простого к сложному».

Шахматы и шахматные часы.

Кадровое обеспечение:
по данной программе может работать педагог дополнительного образования с
высшим педагогическим образованием или средним профессиональным
образованием.