Модифицированная программа «Кукольный мир»

Известно, что подростки 12 – 16 лет часто думают о том, как они выглядят со стороны, и что о них подумают окружающие. В этом возрасте появляются негативные реакции по отношению к себе и к другим людям.

 

Школьный кукольный театр помогает подросткам обрести уверенность в себе, повысить самооценку, учит коммуникабельности и адекватной реакции на критику, то есть помогает социализации ребёнка в обществе. Эти заключения основаны на научных обоснованиях специалистов и на личном опыте руководителя кукольного кружка «Чародеи».

 

На занятиях проходят тренинги, направленные на развитие речи, воображения, внимания, памяти фантазии. Отрабатывается техника работы с перчаточной куклой, тростевой куклой. Дети получают теоретические знания о видах кукол, о развитии отечественных и зарубежных кукольных театров. Большая часть времени отводится на постановку спектакля (репетиции, изготовление декораций, изготовление кукол или новых костюмов, подбор музыкального оформления). Руководитель уделяет большое внимание особенностям психологической подготовки юного артиста-кукловода. Кукольный театр «Чародеи» принимает участие в конкурсах (муниципальных, областных) самодеятельных кукольных театров.

Педагоги

Строгонова Татьяна Николаевна, образование высшее, педагогический стаж работы 21 год, первая квалификационная категория.

Содержание программы

Первый год обучения:

  • Вводное занятие. Особенности театральной терми­нологии.
  • Устройство ширмы и декорации.
  • Виды кукол и способы управления ими.
  • Особенности работы кукловода.
  • Посещение театра кукол (просмотр видеороликов )Обсуждение спектакля (зарисовки).
  • Речевая гимнастика.
  • Выбор пьесы и работа над ней.
  • Генеральная репетиция. Спектакль.
  • Участие в общешкольных мероприятиях «Неделя здоровья», «День защиты детей» и др.

Второй год обучения:

  • Азбука театра.
  • Виды кукол и способы управления ими.
  • Секреты сценического мастерства.
  • Театр тростевых кукол.
  • Выбор пьесы и работа над спектаклем.
  • Особенности изготовления кукол.
  • Изготовление декораций и бутафории.
  • Генеральная репетиция. Спектакль.
  • Участие в общешкольных мероприятиях «Неделя здоровья», «День защиты детей» и др.

Третий год обучения:

  • Азбука театра.
  • Виды кукол и способы управления ими.
  • Секреты сценического мастерства.
  • Театр тростевых кукол.
  • Выбор пьесы и работа над спектаклем.
  • Особенности изготовления кукол.
  • Изготовление декораций и бутафории.
  • Генеральная репетиция. Спектакль.
  • Участие в общешкольных мероприятиях «Неделя здоровья», «День защиты детей» и др.

Цели программы

Цель программы: развитие творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных, физических качеств детей, обогащение знаниями, через приобщение к миру театра кукол.

 

Задачи программы:

Обучающие:

1. Обучать правильной сценической речи (артикуляции, дикции и т.д.).

2. Сформировать навык управления куклами.

Воспитательные:

1. Воспитать эстетическую культуру учащихся.

2. Сформировать сплочённый театральный коллектив.

Развивающие:

1. Развивать художественно-творческие способности.

2. Развивать внимание, наблюдательность, фантазию, воображение.

Результат программы

К концу первого года обучения ребёнок:

  • будет знать необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с перчаточными и тростевыми куклами;
  • будет иметь представление о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа;
  • будет уметь при помощи упражнений развивать технику и культуру речи;
  • будет стремиться развивать такие качества, как: внимание, наблюдательность, фантазию, воображение;
  • овладеет понятиями «кукловод», «грядка», «декорация» и др.
  • научится делать простые декорации.

К концу первого года обучения у ребёнка:

  • будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества: бережное отношение к труду других, к кукле;
  • будет развита устойчивая по­требность к формированию навыков общения: гибкость, коммуникабельность, толерантность;
  • будет сформирована готовность к творчеству через игры, упражнения, этюды с куклами.

 

К концу второго года обучения ребёнок:

  • будет знать основные типы движений куклы;
  • будет уметь подбирать кукол к конкретной роли, учитывая их типаж;
  • будет стремиться к совершенствованию сценической речи;
  • будет обучен создавать единый образ «актёр – кукла»;
  • сможет составлять этюды, мини – сценки с куклами;
  • получит навыки изготовления декораций;
  • научится создавать эскизы, делать кукол в технике папье- маше.

К концу второго года обучения у ребёнка:

  • будет сформирована устойчивая потребность в сплочении коллектива;
  • будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества;
  • будет развита устойчивая по­требность к самообразованию;
  • будет иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности;
  • будут развиты творческие спо­собности в театральном искусстве и декоративно – прикладном творчестве;
  • будет воспитано понимание того, сто спектакль – коллективное дело.

 

К концу третьего года обучения ребёнок:

  • будет знать театральную терминологию;
  • будет уметь управлять тростевыми куклами;
  • будет развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, дикцию;
  • будет обучен снимать напряжение с отдельных групп мышц, передвигаться свободно и естественно за ширмой;
  • будет уметь анализировать пьесу;
  • овладеет правилами музыкального, шумового оформления спектакля;
  • получит навыки выделения мизансцен спектакля, определения главного и второстепенного;
  • научится создавать эскизы, делать костюмы кукол, соответствующие характеру героя.

К концу третьего года обучения у ребёнка:

  • будет сформирована устойчивая потребность в эстетической культуре;
  • будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества;
  • будет развита по­требность к самообразованию, к самореализации как гарантии жизненного успеха в будущем;
  • будут развиты творческие спо­собности в театральном искусстве и декоративно – прикладном творчестве;
  • будет воспитано уважение к нор­мам коллективной жизни.

Особые условия проведения

В объединение обучающиеся принимаются по желанию, без каких – либо ограничений.

Материально-техническая база

Для занятий и репетиций используется учебный кабинет.

 

Для работы имеется:

· ширма;

· набор тростевых кукол;

· набор перчаточных кукол;

· декорации для спектаклей;

· бутафория;

· расходные материалы;

· музыкальный центр;

· ноутбук.

Материалами для изготовления кукол, бутафории и декораций обеспечивает педагог.

 

Учебно-методический комплекс:

1. Программа объединения.

2. Григорьев Д.В.Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений.- М.:Просвещение, 2011. −80 с.- (Работаем по новым стандартам).

3. Кукольный театр: программа, рекомендации, мини – спектакли, пьесы. 1 – 9 классы/ авт-сост. А.Д.Крутенкова.-Волгоград: Учитель, 2009.- 200 с.

4. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога допол­нительного образования: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Владос, 2004. – 239 с.

5. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб: КАРО, 2004. – 368 с.

 

Нормативные документы:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании».