Программа «Ступеньки творчества» ТС «Кукарямба»

Направленность. Программа имеет художественную направленность и является базовым курсом по изучению актёрского мастерства и режессуры.

Уровень сложности освоения программы.

 

Программа имеет базовый уровень освоения и предполагает использование таких форм организации материала, как: изучение базовых знаний по актёрскому мастерству, сценической речи, ритмопластике, театральной культуре и истории театра в детском коллективе.

 

Актуальность.

Театр – один из самых демократичных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии. Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Для обучающихся театральной студии наиболее привлекательным элементом является показ спектакля, участие в мероприятиях, а также конкурсы и фестивали. Эта творческая деятельность, направленная на социализацию и развитие коммуникативных способностей актуальна в современных условиях, так как появляются необходимые условия для осознания себя в качестве личности, повышается самооценка.

 

Новизна.

Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

 

Педагогическая целесообразность.

Программа решает проблемы, связанные с такими задачами, как:

· художественное образование и воспитание детей;

· формирование эстетического вкуса;

· нравственное воспитание;

· развитие коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам общения);

· воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

· создание положительного эмоционального настроя, снятие напряжённости, решение конфликтных ситуаций через игру.

 

Программа помогает погрузиться в мир детства, внутренний мир ребёнка. А это ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает между собой, детей со взрослыми в единое волшебное целое. Данная программа решает задачи комплексного развития детских способностей через игру, развития и совершенствования основных психических процессов ребёнка.

 

Важной задачей является также развитие у учащихся навыков самостоятельного образного мышления, творческой инициативы, помощь в освобождении от психофизических зажимов, в выработке свободного словесного общения в быту и перед аудиторией (ответы на уроках, сообщения, доклады, участие в конкурсах), что может помочь в выборе дальнейшей профессии.

Педагоги

Бурнашова Наталья Владимировна, педагог дополнительного образования высшей категории театральной студии «Кукарямба».

Педагогический стаж: 22 года.

Образование: Алтайский государственный институт культуры.

 

Повышение квалификации:

  • НИПКиПРО «Интеграция общего и дополнительного образования как условие перехода на ФГОС», 04.02.2015 − 25.11.2015 г.
  • Центр непрерывного образования и инноваций г. Санкт-Петербург, 2018 год.

Содержание программы

-Театральные игры, тренинги, упражнения, этюды – 48 часов.

  1. Ритмопластика (игры, упражнения, этюды) – 20 часов.
  2. Основы культуры и техники речи – 20 часов.
  3. Основы театральной культуры – 16 часов.
  4. Постановочная работа – 38 часов.
  5. Итоговое занятие – 2 часа.
  6. Социальный модуль: посещение детских театральных студий города. Взаимодействие, проведение совместных мероприятий.
  7. Участие в мероприятиях СОШ и Дома творчества.

Итого: 144 часа 1- 4 год обучения.

 

1. Вводное занятие – 3 часа.

2. Театральные игры, тренинги, упражнения, этюды – 62 часа.

3. Ритмопластика – 52 часа.

4. Сценическая речь – 54 часа.

5. Театральная культура и история театра – 36 часов.

6. Постановочная работа – 114 часов.

7. Итоговое занятие – 3 часа.

8. Социальный модуль: посещение детских театральных студий города. Взаимодействие, проведение совместных мероприятий.

9. Участие в мероприятиях СОШ и Дома творчества.

Итого: 324 часа 5- 7 год обучения.

1. Вводное занятие – 3 часа.

2. Театральные игры, тренинги, упражнения, этюды, ритмопластика – 52 часа.

3. Сценическая речь – 52 часа.

4. Практикумы актерского и режиссерского мастерства. Сводные занятия (младший и старший состав) – 51 час.

5. Профориентация. Ознакомление со спецификой театральных профессий. Проектная работа. Деловые игры – 66 часов.

6. Постановочная работа. Основы режиссуры – 105 часов.

7. Итоговое занятие – 3 часа.

8. Социальный модуль: посещение детских театральных студий города. Взаимодействие, проведение совместных мероприятий.

9. Участие в мероприятиях СОШ и Дома творчества.

Итого: 324 часа 8- 11 год обучения.

 

Дополнительный общеразвивающий модуль «Художественное слово» .

1. Вводное занятие – 2 час.

2. Выбор произведения – 6 часов.

3. Освоение текста – 40 часов.

4. Практическая реализация работ на конкурсах и фестивалях театрального мастерства – 20 часов.

5. Итоговое занятие. Открытое занятие. Анализ работы за год – 4 часа.

 

Итого: 72 часа.

 

Цели программы

Формирование у учащихся специальных знаний, умений и навыков в области театральной деятельности.

 

Задачи:

Предметные:

  • ознакомить учащихся с театром как видом искусства. Формировать представление о гриме, истории театра, костюма и прически, музыкальном и сценическом оформлении;
  • формировать у учащихся необходимые знания и навыки самоконтроля, саморегуляции;
  • освоить азы актерского мастерства на основе гибкого развивающего приема;
  • сформировать навыки: правильной речи, дикции, орфоэпии и диафрагмально-реберного дыхания;
  • формировать ассоциативно-образное мышление, научить детей управлять вниманием, фантазией;
  • ознакомить и изучить теоретические понятия театрального искусства (о сценическом этюде, его разновидностях и структуре, о сценарии и форме его написания, о выразительных средствах сценического действия и их разновидностях, о событии и событийном ряде, о втором плане роли и внутреннем монологе, о сюжете и его структуре и др.);
  • сформировать навык работы со сценическим пространством, со зрителем, партнером;
  • изучить и научить пользоваться устройством сцены, свето-звуко-аппаратурой, сформировать навык ориентации на любых сценических площадках. 

 

Метапредметные:

  • развить артистические способности посредством занятий театральным искусством;
  • развить пластику, чувство ритма, координацию движения у воспитанников на основе театральных тренингов;
  • развить речевой, дикционный аппарат у воспитанников, закрепить его.
  • развить организаторские и ораторские способности, логическое, аналитическое и дивергентное мышление;
  • развить специальные способности: способность выстраивания событийного ряда, способность определения основной мысли, идеи произведения, способность моментального фрагментирования произведения и передачи сюжета по фрагментарному плану, способность выражения мысли через сопутствующее событие, способность моментальной реакции (экспромт, импровизация) на предлагаемые обстоятельства.

 

Личностные:

  • воспитывать гражданскую идентичность, уважительное отношение друг к другу, окружающим, любовь к Родине, родному языку, родной культуре, уважение и принятие духовные и культурные ценности разных народов;
  • воспитывать такие личностные качества, как: ответственность, коллективизм, уважительность, доброту, сострадание, эмпатию, человеколюбие, целеустремленность, способность быстро адаптироваться в изменяющихся условиях, трудолюбие;
  • воспитывать и формировать умение отстаивать свою точку зрения и умение доводить начатое до конца, умение находить лучшее и критиковать, умение принимать похвалу и критику и быть самокритичным.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • знания основных эстетических и стилевых направлений в области театрального искусства;
  • владеть комплексом дыхательной, артикуляционной и дикционной гимнастики;
  • навыков по владению психофизическим состоянием;
  • иметь навыки импровизации.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • точно создавать и доступно передавать сценический образ;
  • оценивать жизненные и художественные явления с точки зрения Красоты, Правды, Художественности;
  • демонстрация через игру полученных навыков и актерских приемов на творческих показах и отчетных постановках;
  • использование технических приемов в управлении физическим аппаратом;
  • передать через игру характерные особенности исполняемого персонажа, идею произведения и задумку режиссера;
  • точная передача стилистического образа;
  • доступная передача аудитории своих идей и эмоций;
  • умение по окончанию выступления анализировать и корректировать форму и итоги показа (попадание, отступление, промашки и т.д.);
  • знание основных жанров театрального искусства: трагедии, комедии, драмы;
  • умения проводить анализ произведений театрального искусства;
  • умение использовать основные элементы актерского мастерства, связанные с созданием художественного образа при исполнении роли в спектакле или в концертном номере.

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • развитие стремления к постоянному духовному совершенствованию, расширению кругозора;
  • творческая требовательность к себе;
  • активная жизненная позиция.

Особые условия проведения

Для поступления на первую ступень в студии предусмотрено входное собеседование с желающими детьми и их родителями. Для поступления на последующие ступени необходимо также пройти собеседование, исполнить небольшое художественное произведение (стихотворение, басня, проза и пр.) и показать этюд на предложенную тему.

 

Особенностью реализации программы является то, что учащиеся могут войти в программу как с 1 года обучения, так и с любого другого, если имеется достаточный уровень подготовленности, который определяется на входном собеседовании с педагогом. Также особенностью программы является законченность и гарантированный образовательный результат каждого года обучения, и учащиеся могут, как войти в программу на любом году обучения, так и стать выпускниками, окончив даже годичный курс. За счет индивидуально-групповой формы, дифференцированного подхода и вариативности обучающих материалов и форм каждый учащийся студии развивается по индивидуальной траектории, с учетом его интереса и возможностей.

 

По достижении поступающими 14 лет присутствие родителей на собеседовании необязательно. Для обучения в студии также необходимо наличие медицинской справки, согласно которой ребёнку разрешается посещать занятия данного направления.

Возраст обучающихся в  студии от 7 до 17 лет.

Материально-техническая база

  1. Специально оборудованный класс со сценическим пространством и зрительным залом.
  2. Ноутбук.
  3. Музыкальное оборудование.
  4. Наглядные пособия.
  5. Мячи.
  6. Зеркальца.
  7. Скакалки.
  8. Кубы.
  9. Диски.
  10. Декорации.
  11. Реквизит.
  12. Костюмы.